Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 апреля 2008 г. N Ф04-2492/2008(3844-А67-23)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2007 г. N Ф04-7609/2007(39714-А67-32)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Регионстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к администрация города Томска о признании недействительным постановления мэра г. Томска N 53з от 30.01.2007 "Об отмене постановлений мэра г. Томска N 3001-3 от 11.08.2005, N 4616-3 от 17.11.2005, N 1919-з от 30.06.2006".
Заявленные требования обоснованы ссылками на часть 5 статьи 30, часть 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспариваемый акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
К участию в деле привлечены третьи лица - Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Сибирский государственный медицинский университет и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска.
Решением от 04.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2008 Арбитражного суда Томской области, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Регионстройсервис" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Регионстройсервис" просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применением судом статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель считает, что, в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказана правомерность принятия оспариваемого ненормативного правового акта, не указана норма права, на основании которой принято постановление.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города Томска по доводам жалобы возражает. Считает ее необоснованной, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители поддержали свои доводы и возражения по кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением первого заместителя мэра г. Томска от 30.01.2007 N 53з отменены постановления мэра г. Томска от 11.08.2005 N 3001-3 "О предварительном согласовании М. места размещения 7-этажного общежития гостиничного типа с подземными гаражами по Московскому тракту, 2-а", от 17.11.2005 N 4616-3 "О внесении изменений в постановление мэра г. Томска от 11.08.2005 N 3001-3" и от 30.06.2006 N 1919-3 "Об образовании земельного участка для организации строительства общежития гостиничного типа и благоустройства территории по Московскому тракту 2-а", в связи с необходимостью комплексного освоения территории, учета прав и законных интересов Сибирского государственного медицинского университета.
Полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Регионстройсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах из компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса и осуществляется с проведением по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно положениям статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок норами Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания указанной нормы права следует, что оспариваемое постановление мэра может быть признано недействительным при наличии одновременно двух условий: как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что до принятия постановления главы администрации г. Томска N 3001-3 от 11.08.2005 в администрацию г. Томска обратилось Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Сибирский государственный медицинский университет. Следовательно, администрация г. Томска нарушила права и законные интересы другого лица на предварительное согласование места размещения объекта на спорном земельном участке, а также на получение этого участка под строительство на равных условиях с заявителем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Суды первой и апелляционной инстанций на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и применения положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации, Устава города Томска пришли к выводу о том, что при вынесении оспариваемого постановления мэр г. Томска действовал в пределах своих полномочий и в полном соответствии с действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции считает правильным данный вывод суда.
Ссылка ООО "Регионстройсервис" на то, что суды не исследовали вопрос об информировании населения несостоятельна, так как данное обстоятельство не повлияло на правильность принятия судебного акта по данному делу.
При разрешении спора арбитражный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, на что у кассационной инстанции в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется полномочий.
На основании изложенных обстоятельств, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.09.2007 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2008 Арбитражного суда Томкой области по делу N А67-2289/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2008 г. N Ф04-2492/2008(3844-А67-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании