Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 июля 2008 г. N Ф04-3954/2008(7407-А45-23)
(извлечение)
Прокурор Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по СФО) N 1401 от 30.07.2007 об отказе Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Сибирский университет потребительской кооперации" (далее - НОУ ВПО "СибУПК") в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2008, заявление прокурора Новосибирской области удовлетворено, оспариваемое решение МТУ Ростехнадзора по СФО признано незаконным как несоответствующее статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 18 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
В кассационной жалобе МТУ Ростехнадзора по СФО просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора Новосибирской области.
По мнению МТУ Ростехнадзора по СФО, деятельность НОУ ВПО "СибУПК", связанная с временным размещением на территории организации отходов, подлежит лицензированию.
МТУ Ростехнадзора по СФО считает, что правомерно отказало НОУ ВПО "СибУПК" в утверждении лимита на размещение отходов, поскольку у образовательного учреждения отсутствует соответствующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Прокурором Новосибирской области представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
В судебном заседании представитель прокурора Новосибирской области отклонила доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заинтересованного лица и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 25.06.2007 НОУ ВПО "СибУПК" обратилось в МТУ Ростехнадзора по СФО с заявлением о согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
МТУ Ростехнадзора по СФО решением N 1401 от 30.07.2007 отказало НОУ ВПО "СибУПК" в утверждении лимита на размещение отходов.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что у образовательного учреждения отсутствовала лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Не согласившись с указанным решением МТУ Ростехнадзора по СФО, НОУ ВПО "СибУПК" обратилось в прокуратуру Новосибирской области с заявлением.
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Новосибирской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из статьи 1 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон Российской Федерации N 89-ФЗ от 24.06.1998) следует, что под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
Таким образом, названный Закон разграничивает понятия при обращении с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации N 89-ФЗ от 24.06.1998 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
На основании статьи 1 этого же Закона под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации N 89-ФЗ от 24.06.1998 в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Законом Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
Пункт 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, действовавший на момент вынесения оспариваемого решения, не содержал фразы "для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов", дополненный постановлением Правительства от 29.08.2007 N 545, предусматривал необходимость предоставления копии лицензии только на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение НОУ ВПО "СибУПК" осуществляет сбор и временное хранение отходов.
По мере их накапливания вывоз этих отходов осуществляется специализированной организацией ООО "Вест трейд", с которой заключен договор на транспортирование отходов. Данная организация занимается деятельностью по транспортированию отходов и имеет соответствующую лицензию.
Поскольку образовательным учреждением деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не является основной, данный вид деятельности лицензированию не подлежит.
Таким образом, установив, что при осуществлении деятельности НОУ ВПО "СибУПК" образуются опасные отходы, суды обеих инстанций правомерно признали отказ в утверждении лимита на их размещение несоответствующим статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", пункту 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.12.2007 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 06.03.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13776/2007-53/48(07АП-940/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2008 г. N Ф04-3954/2008(7407-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании