Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 июля 2008 г. N Ф04-3407/2008(6019-А03-27)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Игра Удачи" (далее по тексту ООО "Игра Удачи", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула (далее по тексту Инспекция) о признании недействительным решения от 29.08.2007 N 4078019 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 22.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом нарушены нормы материального права, просит отменить судебное решение и принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Инспекции, Закон Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" (далее - Закон N 56-ЗС) в системной связи с положениями статей 364, 365, пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность налогоплательщика зарегистрировать выбытие объектов налогообложения налога на игорный бизнес после утраты Обществом статуса налогоплательщика указанного налога. Инспекция считает, что Общество не выполнило требование о регистрации изменения объектов налогообложения, вследствие их выбытия в силу требований Закона N 56-ЗС, совершив своим бездействием налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество с учетом изложенных возражений просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала возражения, содержащиеся в отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула Алтайского края, в связи с осуществлением через обособленное подразделение на указанной территории деятельности по организации и проведению азартных игр.
С 01.07.2007 на территории Алтайского края вступил в законную силу Закон от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр".
Согласно статье 1 этого Закона на территории Алтайского края запрещается деятельность по проведению и организации азартных игр, за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр в казино с использованием игровых столов, в букмекерских конторах и тотализаторах.
Общество не менее чем за два дня до вступления Закона Алтайского края N 56-ЗС в действие не обратилось в Инспекцию с заявлением о снятии с учета игровых автоматов, запрещенных к использованию при проведении азартных игр на территории Алтайского края.
Данное обстоятельство явилось основанием для Инспекции принять решение от 29.08.2007 N 4078019 о привлечении Общества к налоговой ответственности по части 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов в виде штрафа в сумме 2 250 000 руб.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что Закон N 56-ЗС и Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" не регулирует отношения по взиманию налогов и сборов, не предусматривает для организаторов азартных игр обязанности по снятию с регистрации объектов игорного бизнеса, в связи с запрещением деятельности по организации проведению азартных игр. Также суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности налоговым органом вины Общества в совершении выявленного правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает, данный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном истолковании как Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр", так и статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в их совокупности.
Нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также предусмотрены законодательные ограничения на осуществление игорной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 2 Федерального закона N 244 правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 16 Федерального закона N 244 органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, вступление 01.07.2007 в законную силу Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" повлекло за собой обязанность Общества прекратить осуществление деятельности по организации азартных игр с использованием поставленных на налоговый учет в Инспекции игровых автоматов, которые согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации являются объектами обложения налогом на игорный бизнес.
В силу пункта 3 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
За неисполнение этой обязанности пунктом 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения.
По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции находит законным и обоснованным довод Инспекции о том, что Общество не менее чем за два дня до вступления вышеназванного Закона в законную силу обязано было обратиться с заявлением о снятии с учета игровых автоматов.
Вместе с тем арбитражный суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда о не соблюдении Инспекцией требований статей 100, 101, 101.1 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд правильно указал, что согласно части 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9516/07-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2008 г. N Ф04-3407/2008(6019-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании