Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июля 2008 г. N Ф04-3949/2008(7400-А81-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в зачете переплаты по налогу на прибыль организаций в счет погашения задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд Ямало-Ненецкого автономного округа в размере 2 130 661 руб., и об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 2 130 661 руб., а также взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в размере 19 847 руб.
Решением от 31.01.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в зачете переплаты ОАО "Тюменьэнерго" по налогу на прибыль организаций в счет погашения задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд Ямало-Ненецкого автономного округа в размере 2 130 661 руб. Суд обязал налоговый орган возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в размере 2 130 661 руб., взыскал проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в размере 19 847 руб.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит состоявшееся по делу решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Считает, что зачет, проведенный налоговым органом, соответствует требованиям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом не правомерно не приняты обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом.
Отмечает, что во время не уплаченного налога, налоговый орган имеет право самостоятельно направлять сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком (акт сверки N 82352 от 07.11.2006).
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тюменьэнерго" просит оставить в силе принятый по настоящему делу судебный акт. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме, поскольку пропуск налоговым органом сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для принудительного взыскания задолженности с налогоплательщика, означает, что задолженность не может быть взыскана с налогоплательщика, как в принудительном порядке, так и в порядке осуществления зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты в счет погашения данной задолженности.
Заслушав в судебном заседании представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 16.08.2007 ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного в бюджет субъекта Российской Федерации налога на прибыль организаций в размере 3 866 739 руб.
Согласно извещению N 34708 от 04.09.2007 налоговым органом произведен зачет указанной переплаты в счет погашения задолженности прошлых лет ОАО "Тюменьэнерго" по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Считая действия налогового органа, выразившиеся в осуществлении зачета переплаты по налогу на прибыль организаций в счет погашения задолженности общества по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд Ямало-Ненецкого автономного округа, незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования об оспаривании действий налогового органа по проведению зачета, суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Суд признал необоснованной ссылку налогового органа на вступившие в законную силу судебные акты, установившие правомерность неисключения задолженности ОАО "Тюменьэнерго" по пени из карточки лицевого счета, исходя из того, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, сумма недоимки и задолженности по пеням не влечет правовых последствий в виде обязанности по уплате пени, к тому же налоговым органом пропущен срок взыскания задолженности по пени.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований проводимого зачета излишне уплаченного налога на прибыль в счет недоимок, возможность взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки. На сумму излишне уплачиваемого налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику.
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным, исходя из следующего.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.03.1996 N 13 "О территориальном дорожном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа" в период с 11.03.2001 по 01.01.2003 не содержал нормы, устанавливающей срок для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Ямало-Ненецкого автономного округа, поэтому начисление пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог после 11.03.2001 является незаконным.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда по ранее рассмотренному делу N Ф04-8364/2007(40712-А81-37) не содержит выводов об обстоятельствах, которые могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, так как предметом того спора являлось бездействие налогового органа по неисключению задолженности ОАО "Тюменьэнерго" по пени из карточки лицевого счета.
Рассмотрение наличия законных оснований начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд Ямало-Ненецкого автономного округа, судом не производилось. Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод налогового органа о том, что обстоятельство законности начисления пени установлено судом.
Исходя из положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки по пени и по налогу, налоговый орган направляет ему требование об уплате налога и соответствующей пени в течение трех месяцев после наступления срока уплаты налога, или в десятидневный срок с даты вынесения решения, в соответствии с которым направляется требование.
Согласно пунктам 3, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.
Изложенное позволяет сделать вывод, что в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней, налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе, путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения (недоимки) задолженности.
В соответствии с положением, изложенным в абзаце 6 пункта 3 мотивировочной части Определения N 381-О-П от 08.02.2007 Конституционного Суда Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 5 и 6 статьи 78) не дает налоговым органам оснований провести зачет излишне уплаченного налога в счет недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки (статьи 45, 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кассационная инстанция считает, что суд, исходя из установленных обстоятельств дела, в соответствии с нормами действующего налогового законодательства, обоснованно пришел к выводу о том, что налоговый орган не имел права на проведение зачета излишне уплаченного обществом налога в счет погашения недоимки по пени в связи с пропуском им срока на принудительное взыскание.
Довод налогового органа о том, что во время не уплаченного налога, налоговый орган имеет право самостоятельно направлять сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком (акт сверки N 82352 от 07.11.2006), судом кассационной инстанции отклоняется, как необоснованный.
В случае пропуска давностных сроков принудительного исполнения обязанности по уплате налога и соответствующих пени, налоговый орган утрачивает право на взыскание указанных сумм налоговых платежей.
Право на самостоятельный зачет переплаты налоговому органу предоставлено при наличии на лицевом счете налогоплательщика недоимки, поэтому при ее отсутствии (списания ввиду истечения давностных сроков принудительного взыскания) проведение такого зачета является неправомерным.
Нарушений норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.01.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4746/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. N Ф04-3949/2008(7400-А81-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании