Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 июля 2008 г. N Ф04-3584/2008(6412-А70-41)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "СЛ-Трейдинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - Инспекция) от 10.07.2007 N 12-42/8/186 в части отказа в применении ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров в Республику Беларусь в сумме 725 558 392 рублей 69 копеек, а также отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 80 098 176 рублей по данным операциям; в части отказа в возмещении НДС в сумме 3 849 рублей и 16 128 рублей и решения от 10.07.2007 N 12-43/50 в полном объеме.
Решением арбитражного суда от 20.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, представленные Обществом документы не подтверждают право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов, так как на момент представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за апрель 2006 года выручка от покупателя СП ЗАО "Славнефть-Старт" не поступала на счет продавца ЗАО "СЛ-Трейдинг".
По мнению налогового органа, выписка банка должна однозначно подтверждать факт получения налогоплательщиком (не иным лицом) денежных средств именно за товар, реализованный покупателю и вывезенный на территорию Республики Беларусь, вне зависимости от того, на чей счет - налогоплательщика или лица, оказывающего посреднические услуги, поступили изначально денежные средства.
Кроме того, Инспекция считает, что в данном случае в соответствии со статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны применяться правила, установленные Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, носящем статус международного договора. Данные правила предусматривают необходимость представления в налоговый орган для обоснования применения нулевой ставки выписки банка (копии выписки), подтверждающей фактическое поступление выручки от покупателя товаров на счет именно налогоплательщика, а не иного лица.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "СЛ-Трейдинг" с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласился.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за январь 2007 года Инспекцией принято решение 10.07.2007 N 12-42/8/186, в соответствии с которым Обществу отказано в праве на применение ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров на экспорт в Республику Беларусь в сумме 725 558 392 рублей 69 копеек, а также отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 80 098 176 рублей по указанным операциям.
В результате неподтверждения налогоплательщику права на применение налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров на экспорт в Республику Беларусь и отказа в возмещении налога, налоговым органом вынесено решение от 10.07.2007 N 12-43/50 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". В соответствии с указанным решением налоговым органом доначислен налог на добавленную стоимость в размере 50 427 289 рублей.
Несогласие с вышеназванными решениями налогового органа послужило основанием для обращения Общества с требованием в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворив требования Общества, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок подтверждения права на получение возмещения суммы налога с применением налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу обязательных требований Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 раздела 2 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию полный перечень соответствующих документов, подтверждающих вывоз товара и имеющих достоверные и сопоставимые сведения.
В соответствии с названной нормой для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории одного государства на территорию другого государства, с отметкой налогового органа другого государства, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме; копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что в Инспекцию в подтверждение факта совершения внешнеэкономической сделки, а также права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость Обществом представлены все необходимые документы, согласно перечня, предусмотренного пунктом 2 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации и раздела 2 приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" от 15.09.2004.
Судом первой инстанции исследован весь комплект документов, являющийся в соответствии с пунктом 2 раздела 2 Соглашения достаточным для подтверждения права Общества на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. Это служит основанием для реализации права на налоговый вычет.
Довод налогового органа о том, что выручка на счет продавца не поступала, судом правомерно отклонен, поскольку налоговым органом не оспаривается и установлено судом, что валютная выручка в течение 90 дней поступила на транзитный счет комиссионера, согласно пункту 7.1 договора комиссии от 23.12.2005 N ТВХ-1070/05.
Суд обоснованно, учитывая, что раздел 2 приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" от 15.09.2004 не содержит норм права, регламентирующих порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товара через комиссионера, применил нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в части, не противоречащей нормам международного законодательства.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценивались судом первой инстанции, который правильно признал решение Инспекции от 10.07.2007 N 12-42/8/186 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в заявленной части незаконным. При этом апелляционный суд правомерно поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд сделал правомерный вывод о том, что поскольку решение Инспекции от 10.07.2007 N 12-43/50 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принято в результате не подтверждения налогоплательщику права на применение налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров на экспорт в Республику Беларусь и отказа в возмещении налога решением от 10.07.2007 N 12-42/8/186, следовательно, решение Инспекции от 10.07.2007 N 12-43/50 является не обоснованным и подлежит признанию недействительным.
Кроме того, поскольку Общество, являясь собственником нефти, переданной им на комиссию для реализации белорусскому покупателю, не осуществляло ее перевозку, не заключало договоров перевозки с транспортными организациями, оно, в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть указано в счетах-фактурах в качестве грузоотправителя.
Согласно части 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, в соответствии с пунктом 1 статьи 996 Гражданского кодекса Российской Федерации являются собственностью последнего.
Таким образом, учитывая положения договора комиссии от 23.12.2005 N ТЕХ-1070/05, общество было вправе обратиться в инспекцию за проставлением на счетах-фактурах соответствующих отметок.
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет. При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.11.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 12.03.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5931/14-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2008 г. N Ф04-3584/2008(6412-А70-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании