Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2008 г. N Ф04-5751/2008(12012-А70-13) Отказывая в признании недействительными условий договора факторинга, суд исходил из того, что установление в договоре факторинга ответственности клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его финансовым агентом к исполнению не противоречит действующему законодательству (извлечение)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В договоре факторинга было установлено, что клиент несет ответственность перед фактором за неисполнение или ненадлежащее исполнение дебиторами уступленных фактору денежных требований. Истец обратился в суд с иском о признании данного условия договора недействительным. В обоснование своих требований истец сослался на п. 3 ст. 827 ГК РФ, в котором говорится, что клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки.

Признавая требования истца обоснованными, суд первой инстанции указал на то, что юридическая природа отношений, возникших между сторонами договора факторинга, соответствует отношениям договора купли-продажи требований. Согласно п. 1 ст. 831 ГК РФ если по условиям договора факторинга финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование. По мнению суда, применение п. 3 ст. 827 ГК РФ зависит от вида договора факторинга, которые упоминаются в ст. 831 ГК РФ. В отношении договоров факторинга, предметом которых является покупка требования, п. 3 ст. 827 ГК РФ не применяется

Отменяя решение, апелляционный суд сослался на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В своем решении суд указал, что положения ст. 827 ГК РФ и ст. 831 ГК РФ носят самостоятельный характер. Включение в договор факторинга условия об ответственности клиента перед финансовым агентом не ставится в зависимость от вида договора факторинга.

Суд кассационной инстанции согласился с аргументами апелляционного суда. Было обращено внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 827 ГК РФ клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки. Однако иное может быть предусмотрено в договоре, что и было осуществлено сторонами договора факторинга.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2008 г. N Ф04-5751/2008(12012-А70-13)


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании