Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 сентября 2008 г. N Ф04-5737/2008(11816-А67-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (Управление Роспотребнадзора по Томской области) о признании недействительным предписания N 184 от 12.10.2007 в части возложения на открытое акционерное общество "Томскэнерго" (предшественник ОАО "ТГК-11", далее - ОАО "Томскэнерго") обязанности по прекращению размещения рекламы на квитанции потребителя тепловой энергии Р.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.07.2008, в удовлетворении заявления ОАО "ТГК-11" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ТГК-11", ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, размещение рекламы на оборотной стороне счет-извещения за горячую воду и отопление не противоречит требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Кроме того, ОАО "ТГК-11" считает, что должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Томской области не имело полномочий на вынесение предписания в сфере рекламы.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, руководителем Управления Роспотребнадзора по Томской области на основании заявления Р., проживающего в г. Томске по ул. Никитина, д. 12, кв. 62, вынесено распоряжение N 806 от 05.10.2007 о проведение документальной проверки счетов-извещений, предъявляемых ОАО "Томскэнерго" потребителю коммунальных услуг.
В ходе проведения проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области установлено, что платежные документы (квитанции), предъявленные ОАО "Томскэнерго" потребителю Р. за услуги теплоснабжения, не соответствуют требованиям, установленным в пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, поскольку в них не содержится информации об исполнителе услуг, объеме (количестве) потребленных в течение расчетного периода (месяц) коммунальных ресурсов, а также печатается реклама, размещение которой в платежном документе не предусмотрено законодательством Российской Федерации и договором с потребителем.
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора по Томской области вынесено предписание от 12.10.2007, в соответствии с которым на ОАО "Томскэнерго" возложена обязанность по приведению платежного документа (квитанция) за 2007 год в соответствие с требованиями пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Закону "О защите прав потребителей", устранить нарушение законных прав и интересов потребителя Р., предоставить потребителю Р. необходимую и достоверную информацию об объеме фактического ежемесячного потребления за 2007 год по услуге "отопление" и прекратить размещение рекламы на квитанции потребителя.
Не согласившись с указанным предписанием Управления Роспотребнадзора по Томской области в части возложения обязанности по прекращению размещения рекламы на квитанции потребителя тепловой энергии Р., ОАО "ТГК-11", правопреемник ОАО "Томскэнерго", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно статье 40 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями), государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: проведение мероприятий, связанных с контролем, проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, названная служба, а следовательно, и ее территориальное управление осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.08.2006 N 268, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Пункт 8.3.2 Положения предусматривает выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписания изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В распоряжении о проведении мероприятий по контролю от 05.10.2007 N 806 указано, что целью, задачами и предметом мероприятий по контролю является соблюдение законодательства о защите прав потребителей при начислении оплаты за теплоснабжение (информация для потребителя, оформление квитанции).
Из предписания следует, что проверка проведена по соблюдению требований Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, а не законодательства о рекламе.
Обязанность предоставления потребителям услуг необходимой и достоверной информации об исполнителе, об услугах, о режиме работы исполнителя, о реализуемых услугах установлена статьями 8, 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", а согласно статье 26 данного Закона правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
На основании пункта 38 названных Правил в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;
г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:
при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);
при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);
д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; с снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Договор с гражданином Р. на размещение рекламной информации на предоставляемых ему платежных документах не заключался.
Таким образом, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что платежные документы (квитанции), предъявленные ОАО "Томскэнерго" потребителю Р. за услуги теплоснабжения, не соответствуют требованиям, установленным в пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Управления Роспотребнадзора по Томской области N 184 от 12.10.2007 в оспариваемой части.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.03.2008 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-264/2008 (07АП-2749/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;
при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;
...
Договор с гражданином Р. на размещение рекламной информации на предоставляемых ему платежных документах не заключался.
Таким образом, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что платежные документы (квитанции), предъявленные ОАО "Томскэнерго" потребителю Р. за услуги теплоснабжения, не соответствуют требованиям, установленным в пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Управления Роспотребнадзора по Томской области N 184 от 12.10.2007 в оспариваемой части."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 сентября 2008 г. N Ф04-5737/2008(11816-А67-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании