Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 сентября 2008 г. N Ф04-5517/2008(11307-А03-25)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 г.
Индивидуальный предприниматель Х. обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула (далее - налоговый орган) от 28.11.2007 N РА-74-10.
Решением арбитражного суда от 21.04.2008 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение в части признания недействительным решения инспекции по начислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и пеней отменить.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права в обжалуемой части, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для его удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Х. по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт проверки от 24.10.2007 N АП-78-10 и вынесено решение от 28.11.2007 N РА-74-10 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 104 826,59 руб., предпринимателю начислены суммы налогов, в том числе страховые взносы и пени.
Не согласившись с выводами налогового органа, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение, при этом правомерно исходил из того, что налоговыми органами осуществляется только контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а полномочиями по принятию решений и взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, тогда как налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения налоговой проверки инспекцией установлено, что предпринимателем Х. не исчислены и не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2005 год, в связи с чем оспариваемым решением доначислены соответствующие суммы, а также исчислены пени.
Вместе с тем, страховщиком в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом правомерно отмечено, что на основании пунктов 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
В силу положений статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимает соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и принятого позднее Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены из толкования положений Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм следует, что предпринимателю Х. доначислены страховые взносы, а также соответствующие и пени за неуплату страховых взносов неуполномоченным субъектом.
Доводы налогового органа подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2008 по делу N А03-2195/2008-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2008 г. N Ф04-5517/2008(11307-А03-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании