Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А. с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 2502 /202 4 по административному исковому заявлению ООО "ДЕАЛ" об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2017 года постановлением Правительства Москвы N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы. Данный нормативный акт подписан Мэром Москвы и опубликован на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы 14 апреля 2017 года. Правила землепользования и застройки содержат общую часть и территориальную часть согласно разделу "Введение", являющиеся приложением к постановлению N 120-ПП. Общая часть Правил землепользования и застройки оформлена в виде текстовых материалов и включает положения о порядке их применения и внесения в них изменений. Территориальная часть Правил землепользования и застройки оформлена в виде текстовых и графических материалов и включает градостроительные регламенты и карты градостроительного зонирования территории города Москвы.
Административный истец ООО "ДЕАЛ" обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 июля 2022 года N 778-ПП, недействующими в части предусматривающей включение в Карту градостроительного зонирования "Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории" раздела 1 книги 14 земельных участков с кадастровыми номерами --- и ---, с расположенными на них зданиями с кадастровыми номерами ---
Административный истец полагает, что включение оспариваемым постановлением Правительства Москвы зданий и земельных участков в зону, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, не соответствует ст. 64, ч. 4 и 5 ст. 65 Градостроительного кодекса РФ ввиду отсутствия государственных нужд и общественно полезных целей, оспариваемым нормативным правовым актом предусматривается изъятие принадлежащего административному истцу имущества в нарушение установленной законодательством процедуры.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы против удовлетворения административного иска возражал.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса.
Частью 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно пункту 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, включающие в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно статье 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" р азработка правил землепользования и застройки может осуществляться единовременно применительно ко всей территории города Москвы или поэтапно применительно к частям территории города Москвы. Согласно постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая градостроительное зонирование. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 286-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Москве" Москомархитектуре поручено в 2015-2017 г. обеспечить в подготовку проекта правил землепользования и застройки в городе Москве.
Статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 36 ГрК Москвы предусмотрено проведение процедуры публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.
Часть 5 статьи 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" устанавливает, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта;
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Оповещение о проведении публичных слушаний опубликовано в Газете "Новые округа" N 43 (163) от 24.11.2015, на официальном сайте префектуры ТиНАО www.tinao.mos.ru, официальные сайты поселений и городских округов ТиНАО, на информационных стендах в поселениях и городских округах ТиНАО, оповещение направлено депутатам Московской городской думы и председателям Советов депутатов ТиНАО.
Экспозиция проведена с 03.12.2015 по 16.12.2015 (включительно), п о итогам проведения публичных слушаний утверждены протокол и заключение по результатам публичных слушаний от 18.02.2016.
Согласно статье 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
П равила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", которое опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru и вступило в силу 14.04.2017г.
Постановление Правительства Москвы N 778-ПП от 27.04.2022 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" также принято без нарушения установленной законодательной процедуры принятия нормативного правового акта.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности, особенностей определения платы за содержание жилого помещения в городе Москве органы государственной власти города Москвы устанавливают особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы.
Ст. 36 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" установлено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы направляются в городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее - Городская комиссия), которая осуществляет подготовку заключения, содержащего рекомендации о внесении в соответствии изменений или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет указанное заключение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, который принимает решение о подготовке проекта изменений правил землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
С учетом изложенного, постановлением Правительства Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП "Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы и Порядка направления и рассмотрения требований об отображении в правилах землепользования и застройки города Москвы границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия" утвержден Порядок направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы, в соответствии с п. 1.2 которого предложения направляются, в том числе, в целях: установления или изменения границ территориальных зон, подзон территориальных зон, изменения основных, условно-разрешенных, вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установления или изменения предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площади, а также изменения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установления или изменения границ территории, в пределах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и пр.
В соответствии с п. 4.1.2. Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы Москомархитектура осуществляет полномочия по разработке и внесению в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе о правилах землепользования и застройки города Москвы. Одновременно п. 5.2 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы предусматривает, что в целях осуществления своих полномочий Комитет имеет право вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в пределах установленной сферы деятельности. С учетом изложенного, Москомархитектурой обеспечено рассмотрение вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в части установления границ комплексного развития территории и установления градостроительных регламентов в отношении Зеленоградского административного округа города Москвы на заседании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы 08.04.2022, по итогам которого Комиссией было рекомендовано внести изменения в правила землепользования и застройки города Москвы. В дальнейшем было издано распоряжение Москомархитектуры от 11.04.2022 N 660 "О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории Зеленоградского административного округа", предусматривающее подготовку материалов проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы.
В отношении Постановления Правительства Москвы N 778-ПП от 27.04.2022 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" проведение публичных слушаний не требовалось. Из п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что в 2022, 2023 и 2024 годах при осуществлении градостроительной деятельности срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
В свою очередь п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 N 438-ПП "О реализации положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что утверждение Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке опубликованы оповещения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам соответствующих документов.
Постановление Правительства Москвы от 27.04.2022 N 778-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" опубликовано в журнале "Вестник Москвы", спецвыпуск N 19, том 2, 13.05.2022, в установленном порядке доведено до сведения неопределенного круга лиц.
Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела по существу нашли свое подтверждение доводы административного ответчика о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в редакции, оспариваемой административным истцом, принят уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц, порядок принятия нормативного правового акта и его форма соблюдены.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта в части актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования города федерального значения Москвы, является Генеральный план города Москвы, который утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы". Оспариваемое постановление Правительства Москвы не противоречит Генеральному плану города Москвы, в соответствии с которым рассматриваемая территория расположена в границах промышленной зоны.
Устанавливаемый постановлением Правительства Москвы N 778-ПП от 27.04.2022 градостроительный регламент не ограничивает права административного истца, поскольку предусматривает различные виды разрешенного использования, в том числе: 1.14 Научное обеспечение сельского хозяйства, 1.15 Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, 1.17 Питомники, 1.18 Обеспечение сельскохозяйственного производства, 2.7.1 Хранение автотранспорта, 3.1.1 Предоставление коммунальных услуг, 3.1.2 Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, 3.2.2 Оказание социальной помощи населению, 3.2.3 Оказание услуг связи, 3.3 Бытовое обслуживание, 3.4 Здравоохранение, 3.4.1 Амбулаторно-поликлиническое обслуживание, 3.4.2 Стационарное медицинское обслуживание, 3.5.1 Дошкольное, начальное и среднее общее образование, 3.5.2 Среднее и высшее профессиональное образование, 3.6.1 Объекты культурно-досуговой деятельности, 3.6.3 Цирки и зверинцы, 3.7.1 Осуществление религиозных обрядов, 3.7.2 Религиозное управление и образование, 3.8 Общественное управление, 3.8.1 Государственное управление, 3.8.2 Представительская деятельность, 3.9.1 Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, 3.9.2 Проведение научных исследований, 3.9.3 Проведение научных испытаний, 3.10.1 Амбулаторное ветеринарное обслуживание, 4.1 Деловое управление, 4.2 Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), 4.3 Рынки, 4.4 Магазины, 4.5 Банковская и страховая деятельность, 4.6 Общественное питание, 4.8.1 Развлекательные мероприятия, 4.9 Служебные гаражи, 4.9.1.1 Заправка транспортных средств, 4.9.1.3 Автомобильные мойки, 4.9.1.4 Ремонт автомобилей, 4.10 Выставочно-ярмарочная деятельность, 5.1.1 - 5.1.6 Обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий, Обеспечение занятий спортом в помещениях, Площадки для занятий спортом, Оборудованные площадки для занятий спортом, Водный спорт, Авиационный спорт, 5.4 Причалы для маломерных судов, 5.5
Поля для гольфа или конных прогулок, 6.2.1 Автомобилестроительная промышленность, 6.3 Легкая промышленность, 6.3.1 Фармацевтическая промышленность, 6.4 Пищевая промышленность, 6.5 Нефтехимическая промышленность, 6.6 Строительная промышленность, 6.7 Энергетика, 6.8 Связь, 6.10 Обеспечение космической деятельности, 6.11 Целлюлозно-бумажная промышленность, 6.12 Научно-производственная деятельность, 8.0 Обеспечение обороны и безопасности, 8.1 Обеспечение вооруженных сил, 8.3 Обеспечение внутреннего правопорядка, 8.4 Обеспечение деятельности по исполнению наказаний, 9.0 Деятельность по особой охране и изучению природы, 12.0.1 Улично-дорожная сеть, 12.0.2 Благоустройство территории.
Несостоятельными являются доводы административного истца о противоречии оспариваемого постановления Правительства Москвы положениям ст.64, ст.65 Градостроительного кодекса РФ, которые предусматривают цели комплексного развития территории.
Постановление Правительства Москвы от 09.11.2022 N 2446-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 2201, расположенной в производственной зоне "Алабушево" не является предметом судебной проверки по настоящему делу, административное исковое заявление в указанной части было возвращено административному истцу, соответствующее определение вступило в законную силу.
Комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется на основании решения о комплексном развитии территории, которое принимается в соответствии с критериями согласно ч. 4, 5 ст. 65 ГрК РФ. Предметом настоящего спора является не решение о комплексном развитии территории нежилой застройки, а постановление Правительства Москвы, предусматривающее установление в правилах землепользования и застройки города Москвы территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории, в связи с чем оспариваемое постановление не противоречит статьям 64, 65 Градостроительного кодекса РФ.
Административный истец полагает, что включение оспариваемым постановлением Правительства Москвы зданий и земельных участков в зону, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, не соответствует ст. 64, ч. 4 и 5 ст. 65 Градостроительного кодекса РФ в виду отсутствия государственных нужд и общественно полезных целей. Однако определение целей комплексного развития территории согласно части 1 статьи 64 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к вопросам о целесообразности принятия решения уполномоченным исполнительным органом государственной власти, в связи с чем данный вопрос исключен из сферы судебного контроля.
Несостоятельным является довод административного истца о том, что оспариваемым постановлением предусматривается возможность изъятия земельных участков административного истца. В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Частью 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.
Частью 2 и 4 ст. 56.12 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что решение об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если решение о комплексном развитии территории принято Правительством Российской Федерации по инициативе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, либо если решение о комплексном развитии территории принято высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки не является решением об изъятии объектов недвижимости административного истца, а также не является решением о комплексном развитии территории, само по себе не предусматривает изъятия объектов недвижимости административного истца.
Согласно ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в правилах землепользования и застройки устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории.
В свою очередь, ч. 1 ст. 67 ГрК РФ предусматривает, что сведения о местоположении, площади и границах территории, подлежащей комплексному развитию, а также перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включены в решение о комплексном развитии территории. Из вышеуказанных положений Федерального закона следует, что в правилах землепользования и застройки устанавливается территория, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, а конкретные границы территории, подлежащей комплексному развитию, относятся к решению о комплексном развитии территории, которое предметом рассмотрения по настоящему административному делу не является.
Суд отклоняет доводы административного истца о том, что нарушен порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки в связи с отсутствием предварительного принятия решения о комплексном развитии территории
Исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ к основаниям для внесения изменений в правила землепользования и застройки относится поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. При этом обязательного предварительного решения о комплексном развитии территории не требуется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "ДЕАЛ" об оспаривании нормативного правового акта, Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил административный иск о признании недействующими правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства, указав на их соответствие законодательству. Суд отметил, что оспариваемый акт принят в установленном порядке и не нарушает права истца, поскольку не является решением об изъятии имущества.