Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3402/2024 по административному исковому заявлению АО "Зеленоградский инновационно-технологический центр" (АО "ЗИТЦ") об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2023 года.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2024 года.
Административному истцу принадлежит здание с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- Здание включено в Перечень на 2023 год под пунктом 20320, в Перечень на 2024 год под пунктом 13912.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здани е расположен о на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здани е также не использу е тся для указанных целей, на протяжении всех налоговых периодов здание административного истца использовалось как научно-технический центр.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Исходя из возражений представителя Правительства Москвы, здание включено в Перечни по критерию вида фактического использования здания.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция). Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
Основанием для включения здания в Перечень явился акт о фактическом использовании здания для целей налогообложения N --- от 13 октября 2021 года, согласно которому здание на 70, 47% используется для размещения офисов.
Также в отношении здания составлен акт N --- от 01 августа 2024 года, согласно которому 23, 02% здания используется для размещения офисов. При этом, из раздела 2 акта видно, что к помещениям офисов отнесены помещения 680, 7 кв.м, 587, 2 кв.м, 949 кв.м, 226, 1 кв.м, в отношении которых указано, что данные помещения являются помещениями заводоуправления.
Исходя из представленного административным истцом расчета и договоров аренды помещений в здании следует, что помещения в здании занимает как сам административный истец, также помещения передаются в аренду иным юридическим лицам для осуществления научной деятельности и проведения лабораторных испытаний. Площадь здания составляет 20 718, 80 кв.м, из которых в 2023 году в аренду сдавалось 13 709, 45 кв.м. или 66% площади здания.
Административный истец в 2006 году получил статус резидента Особой экономической зоны Технико-внедренческого типа "---" (с 2017 года Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "---").
Согласно Уставу АО "Зеленоградский инновационно-технологический центр" основными видами деятельности общества являются: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ; разработка и создание электронной компонентной базы, изделий микросистемной и микроэлектромеханической техники, производство и реализация ииновационной продукции, проведение технических испытаний, включая сертификационные испытания.
Согласно выписке их ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие" (код 72.19).
В соответствии со штатным расписанием в штате общества имеется 580 единиц, а также имеются следующие структурные подразделения для осуществления научной деятельности: научно-технический отдел 49 штатных единиц, отдел высокоточных медицинских изделий 4 единицы, отделы разработок N 1 (22 единицы), N 2 (10 единиц), N 3 (21 единица), N 4 (3 единицы), N 5 (15 единиц), N 6 (20 единиц), отдел проведения испытаний (39 единиц), отдел проектирования и изготовления фотошаблонов (25 единиц) и прочие.
В спорном здании общество осуществляет научно-производственную деятельность. Административный истец имеет следующие лицензии: лицензию на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа технического оборудования, утилизации вооружения и военной техники от 18 мая 2016 года, лицензию УФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну от 14.08.2020г, лицензию на право пользования недрами. Также общество имеет сертификат соответствия на разработку, производство, закупку, техническое обслуживание продукции, которая соответствует требованиям ГОСТ ИСО 9001-2015.
Что касается арендаторов помещений в здании, то они занимали следующие помещения: в 2023 году в аренду АО "ЗНТЦ" переданы помещения площадью 4056, 2 кв.м, 1 153, 86 кв.м, 302, 9 кв.м, 379, 4 кв.м, 189, 8 кв.м, 698, 3 кв.м, 177, 7 кв.м. для осуществления уставной деятельности: научной, инновационной, проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ.
Площадь помещений 1 153, 86 кв.м. и 808, 5 кв.м. в 2023 году занимал по договору аренды ОАО "Завод ПРОТОН-МИЭТ". Данная организация специализируется на разработке и выпуске вычислительных систем с кодировочной защитой.
Площадь помещений 148, 3 кв.м, 148, 6 кв.м. занимало в 2023 году ООО "Лаборатория микроприборов", данные помещения относятся к типу лабораторных, общество занимается производством кремниевых элементов и электрических приборов с использованием фрагментов кристального производства.
Площадь помещений 160, 10 кв.м, 203, 9 кв.м, 75, 3 кв.м. занимало в 2023 году общество ООО НПП "Астроориентир", осуществляющее производство датчиков, аппаратуры для измерения и контроля испытаний.
Помещение площадью 203, 9 кв.м. использовалось ООО Триасофт-сервис", которое занимается разработкой программного обеспечения для автоматизации нотариальной деятельности.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (технический университет) МИЭТ арендовало в 2023 году в здании помещения площадью 253, 5 кв.м, 142, 34 кв.м, 185, 8 кв.м, 180, 40 кв.м, 93, 10 кв.м, 31, 5 кв.м, 210, 2 кв.м.
472, 10 кв.м. в 2023 году занимало ФГБНУ НПК "Технологический центр", осуществляющее научные исследования в области естественных наук.
Площадь 1 435, 5 кв.м. занимало АО "Элвис-Плюс" по договору аренды, по которому площадь передана для осуществления научной, инновационной, лабораторной деятельности.
Площадь помещений 565, 4 кв.м. занимало ООО "Резонит", которое занимается производством электронных печатных плит.
Помещение площадью 167 кв.м. в 2023 году занимало ООО "Росэлектроника", осуществляющее научные исследования и разработки. 214 кв.м. занимало ООО "Микролит", данное общество занимается производством электронных печатных плат. Помещение площадью 198, 8 к.м. занимало ООО "Каскад", которое осуществляет научные исследования и разработки.
Исходя из площади здания, которая сдается в аренду (13 709, 45 кв.м. или 66% площади здания), для целей ст.378.2 Налогового кодекса РФ сдается 615, 5 кв.м. или 3% площади здания, что не превышает установленный 20% критерий.
Что касается арендаторов помещений в здании, то они занимали следующие помещения: в 2024 году в аренду АО "ЗНТЦ" переданы помещения площадью 405, 2 кв.м, 1 153, 86 кв.м, 302, 9 кв.м, 204, 2 рублей, 189, 8 кв.м, 9 кв.м, 698, 3 кв.м, 144, 6 кв.м, 177, 7 кв.м. для осуществления уставной деятельности: научной, инновационной, проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ.
Площадь помещений 1 509, 9 кв.м. и 808, 5 кв.м. в 2024 году занимал по договору аренды ОАО "Завод ПРОТОН-МИЭТ". Данная организация специализируется на разработке и выпуске вычислительных систем с кодировочной защитой.
Площадь помещений 148, 3 кв.м, 148, 6 кв.м. занимало в 2024 году ООО "Лаборатория микроприборов", данные помещения относятся к типу лабораторных, общество занимается производством кремниевых элементов и электрических приборов с использованием фрагментов кристального производства.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (технический университет) МИЭТ арендовало в 2024 году в здании помещения площадью 253, 5 кв.м, 185, 8 кв.м, 180, 4 кв.м, 93, 10 кв.м, 210, 2 кв.м, 31, 5 кв.м.
Помещения площадью 203, 9 кв.м. и 38, 7 кв.м. использовалось ООО Триасофт-сервис", которое занимается разработкой программного обеспечения для автоматизации нотариальной деятельности.
Площадь помещений 160, 10 кв.м, 203, 9 кв.м, 75, 3 кв.м. занимало в 2024 году общество ООО НПП "Астроориентир", осуществляющее производство датчиков, аппаратуры для измерения и контроля испытаний.
472, 10 кв.м, 97, 7 кв.м. в 2024 году занимало ФГБНУ НПК "Технологический центр", осуществляющее научные исследования в области естественных наук.
Площадь 1 435, 5 кв.м, 77, 3 кв.м. занимало АО "Элвис-Плюс" по договору аренды, по которому площадь передана для осуществления научной, инновационной, лабораторной деятельности.
Площадь помещений 594, 2 кв.м. занимало ООО "Резонит", которое занимается производством электронных печатных плит. 214 кв.м, 92, 8 кв.м. занимало ООО "Микролит", данное общество занимается производством электронных печатных плат. Помещение площадью 198, 8 к.м, 46, 3 кв.м. занимало ООО "Каскад", которое осуществляет научные исследования и разработки.
379, 4 кв.м. занимало АО "Ангстрем-Телеком", которое осуществляет производство коммуникационного оборудования.
Исходя из площади здания, которая сдавалась в аренду в 2024 году (13 521, 76 кв.м. или 65% площади здания), для целей ст.378.2 Налогового кодекса РФ использовалось 733, 4 кв.м. или 4% площади здания, что не превышает установленный 20% критерий.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что в здании в период 2023-2024 годов не осуществлялась самостоятельная деловая и офисная деятельность. Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что здание в оспариваемые периоды не использовалось для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Поскольку включение здания в оспариваемые Перечни обуславливает необходимость уплаты налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлениях N 19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О и от 15 января 2008 года N 294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд полагает, что здание, включенное в Перечни, не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
На основании статьи 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины с Правительства Москвы в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2023 года пункт 20320 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2024 года пункт 19930 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу АО "ЗИТЦ" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными пункты постановлений, касающиеся включения здания в перечень объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, поскольку здание использовалось не для коммерческих целей, а для научной деятельности, что не соответствует критериям, установленным налоговым законодательством. В связи с этим удовлетворены требования административного истца о признании данных норм недействительными.