Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 октября 2008 г. N Ф04-6606/2008(15035-А81-45)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - инспекция), ссылаясь на пункты 2, 3 статьи 61, пункт 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 14, пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Ноябрьсктрансстройсервис" (далее - общество) и возложении на учредителей обязанности по проведению процедуры ликвидации.
Решением от 04.04.2008 (судья М.), оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 (судьи С., Г., З.), в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Основанием к отмене указывает на неправильное истолкование судами норм материального права - статей 61, 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Закона N 14-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов арбитражных судов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Ноябрьсктрансстройсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.02.2005 с уставным капиталом 10 000 рублей.
Инспекция обратилась с требованием о ликвидации общества в связи с тем, что стоимость его чистых активов составила отрицательную величину (- 136 000 рублей) по данным бухгалтерского баланса за 2006 год.
Согласно пункту 1 статьи 14, пункту 3 статьи 20 Закона N 14-ФЗ, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала (стократной величины минимального размера оплаты труда), установленного данным Законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.
В соответствии со статьей 57 Закона N 14-ФЗ общество может быть ликвидировано в добровольном порядке или по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы наделены правом предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В числе оснований ликвидации юридического лица по решению суда согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" названы допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Следует согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций, основанным на положениях пункта 4 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 20 Закона N 14-ФЗ, о том, что уменьшение чистых активов общества само по себе не влечет его незамедлительную ликвидацию, данное обстоятельство следует рассматривать как признак ухудшающегося финансового состояния общества, требующего принятия соответствующих мер.
Исследовав представленные в дело доказательства, руководствуясь статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности инспекцией требования о ликвидации общества, поскольку отсутствуют претензии кредиторов к обществу, а представленные в качестве доказательств копии бухгалтерского баланса общества за 2006 год и налоговой декларации по НДС за май 2007 года не могут свидетельствовать о критическом состоянии общества, влекущем его безусловную ликвидацию.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что норма пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет суду право, но не обязывает ликвидировать юридическое лицо, допустившее в своей деятельности нарушение законодательства. Судами также учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 18.07.2003 N 14-П.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что в силу пункта 4 статьи 61 и статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом.
При таких обстоятельствах нельзя признать состоятельными доводы жалобы, поскольку они направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Арбитражные суды ошибочно применили пункт 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ исключена из Налогового кодекса Российской Федерации норма, предусматривающая право налогового органа обращаться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц. Однако неправильное применение судами нормы права не привело к принятию неправильного по существу судебного акта.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что основания для отмены принятых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.04.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 по делу N А81-429/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что норма пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет суду право, но не обязывает ликвидировать юридическое лицо, допустившее в своей деятельности нарушение законодательства. Судами также учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 18.07.2003 N 14-П.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что в силу пункта 4 статьи 61 и статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом.
...
Арбитражные суды ошибочно применили пункт 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ исключена из Налогового кодекса Российской Федерации норма, предусматривающая право налогового органа обращаться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц. Однако неправильное применение судами нормы права не привело к принятию неправильного по существу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2008 г. N Ф04-6606/2008(15035-А81-45)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании