Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 декабря 2008 г. N Ф04-7988/2008(18283-А81-27)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал" (далее по тексту ООО "Габа Интернейшинал", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Новый Уренгой (далее по тексту инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неисполнении обязанности по регистрации увеличения количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес 20 игровых автоматов и выдаче свидетельства о регистрации названных объектов налогообложения.
Решением от 01.04.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 28.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушения арбитражными судами норм материального и процессуального права, а также на нарушение единообразия арбитражной судебной практики, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
По мнению общества, Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) в силу положений статей 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации не является законодательством о налогах и сборах и не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Также указывает на императивную обязанность налогового органа выдавать свидетельства о регистрации объектов налогообложения игорным бизнесом в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 и пунктов 2 и 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция приводит доводы в подтверждение законности и обоснованности, принятых по делу решения и постановления, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекцией в адрес общества 07.06.2007 N 13-05/27819/23 и 26.06.2007 N13-14/28946/4 направлены уведомление и требование о приведении своей деятельности до 01.07.2007 в соответствии с требованиями федерального законодательства.
25.07.2007 руководителю ООО "Габа Интернейшинал" направлено требование N 13-05/30528/19 о прекращении с 01.09.2007 деятельности игорного заведения, как несоответствующего требованиям, уставленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Налоговым органом 14.09.2007, 22.11.2007 и 31.01.2008 в игорном заведении обособленного подразделения ООО "Габа Интернейшинал" проведены проверки соблюдения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2007 N 80-ЗАО "Об ограничении деятельности по организации и проведению азартных игр на территорий Ямало-Ненецкого автономного округа" и Закона N 244-ФЗ.
Проведенными проверками выявлены нарушения обособленным подразделением ООО "Габа Интернейшинал" требований части 6 статьи 6, частей 1, 3-5 статьи 8, части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Обществом 16.11.2007 в адрес налогового органа направлено заявление по установленной законом форме о регистрации 20 игровых автоматов, которое оставлено налоговым органом без исполнения.
Общество, посчитав незаконным неисполнение налоговым органом обязанности по регистрации игровых автоматов, установленной пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу, что игровое заведения обособленного подразделения общества не соответствует требованиям Закона N 244-ФЗ, что не дает ООО "Габа Интернейшинал" право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр до 01.07.2009.
Суд кассационной инстанции, отменяя принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судами фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Габа Интернейшинал" имеет лицензию Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 15.11.2002 N0 00103 на право осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (обособленное подразделение).
Из содержания пунктов 2 и 5 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
Заявление о регистрации объектов налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрена обязанность налоговых органов в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Анализ указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Не предусмотрено такого права налоговых органов и нормами Закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того решение вопросов связанных с наличием либо отсутствием вменяемых обществу нарушений Закона N 244-ФЗ должны решатся в порядке, установленным названным законом, либо иным законным способом, а не путем незаконного отказа налогового органа от исполнения своих обязанностей, императивно возложенных на него законодательством о налогах и сборах, в частности пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 102, 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.04.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 28.08.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-86/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования ООО "Габа Итернейшинал" удовлетворить. Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Новый Уренгой, выразившееся в отказе в регистрации объектов налогообложения - 20 игровых автоматов.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Новый Уренгой выдать свидетельства о регистрации 20 игровых автоматов.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Новый Уренгой, ул. 26 Съезда КПСС, 8 г, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал" г. Москва, Большой Саввинский переулок, дом 2-4-6, строение 12, ИНН 7721234760, КПП 774901001, 6 000 (шесть тысяч) рублей государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2008 г. N Ф04-7988/2008(18283-А81-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании