Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2009 г. N Ф04-2919/2008(19038-А67-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель", г. Томск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Томска (далее - Администрация), изложенного в письме от 25.06.2007 N 2089 о предварительном согласовании земельного участка для проектирования и строительства 17-этажного административно-торгового центра площадью 9000 кв.м., расположенного по адресу: г. Томск, площадь Кирова, 1.
Определениями арбитражного суда от 29.08.2007 и от 06.11.2007 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска и Департамента строительства и архитектуры администрации города Томска.
Решением арбитражного суда от 21.12.2007 (судья Л.А.М.) Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2008 (судьи В.П.Б., В.И.Н., Т.Я.Ш.) решение арбитражного суда первой инстанции от 21.12.2007 отменено в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением арбитражного суда от 16.07.2008 (судья Л.А.М.) заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2008 решение арбитражного суда отменено и принят новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение Арбитражного суда Томской области, ссылаясь на то, что Администрация не представила доказательства об отнесении испрашиваемого земельного участка к особо охраняемым природным территориям.
Отзывы на кассационную жалобу от Администрации и третьих лиц к началу судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество 06.09.2005 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного для проектирования и строительства 17-этажного административно-торгового центра площадью 9000 кв.м., согласно прилагаемой схеме генерального плана, расположенного по адресу: г. Томск, площадь Кирова, 1.
Заявление о предоставлении земельного участка под проектирование и строительство было рассмотрено на заседании комиссии по рассмотрению заявлений для выделения земельных участков под проектирование и строительство и принято решение о направлении заявления для рассмотрения в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска (протокол от 06.09.2005 N 34).
Общество 23.01.2006 направило в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска письмо с просьбой подготовить акт выбора земельного участка и постановление о предварительном согласовании места размещения административно-торгового центра по адресу: г. Томск, площадь Кирова, 1. К письму были приложены градостроительное обоснование размещения объекта административно-торгового центра по адресу: г. Томск, площадь Кирова, 1.
Подготовкой предпроектной документации административно-торгового центра по адресу: г. Томск, площадь Кирова, 1, занималось ОГУП "Проектный институт "Томскгражданпроект" (договор от 11.11.2005 N 6225).
Общество 11.11.2006 повторно направило Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска письмо о рассмотрении выше указанного заявления.
Не получив ответа на свои заявления, 23.01.2007 Общество обратилось к исполняющему обязанности мэра города Томска И.Н.Ш. с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
Администрация письмом от 05.03.2007 сообщила Обществу о принятии решения о выставлении спорного земельного участка на торги.
Общество 16.03.2007 направило в Администрацию письмо с просьбой предоставить документы, определяющие порядок принятия решения о выставлении земельного участка на торги.
Письмом от 25.06.2007 N 2089 Администрация сообщила Обществу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к особо охраняемой природной территории и под строительство не может быть предоставлен.
Общество, не согласившись с данным письмом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, отменив решение Арбитражного суда Томской области, удовлетворившего заявленные Обществом требования, и приняв новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований, принял законное и обоснованное постановление, правомерно исходя из следующего.
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 5 Закона Томской области от 12.08.2005 N 134-0З "Об особо охраняемых территориях в Томской области" установлено, что особо охраняемые природные территории местного значения создаются в пределах муниципального образования, являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органа местного самоуправления.
В силу положений статьи 25 и пункта 2.10 статьи 27 Устава города Томска, Дума города Томска наделена полномочиями по установлению порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка использования и охраны указанной категории земель.
Решением Думы города Томска от 19.12.2006 N 358, действовавшим в период спорных отношений, утвержден Список особо охраняемых природных территорий города Томска. Согласно пункту 70 Списка сквер на площади Кирова отнесен к особо охраняемой природной территории.
Также решением Думы города Томска от 29.05.2007 N 502 утвержден Список особо охраняемых природных территорий города Томска. Согласно пункту 66 указанного Списка сквер на площади Кирова отнесен к особо охраняемой природной территории.
С учетом изложенного, Седьмой арбитражный апелляционный суд правомерно пришел к выводу о том, что испрашиваемый спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Томск, пл. Кирова, 1, находится в пределах особо охраняемой природной территории города Томска.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации находящиеся в муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых территорий ограничиваются в обороте.
Кроме того, согласно пункту 1 Положения "О зонах особо охраняемых территорий г. Томска и правовом режиме их использования", утвержденного решением Думы города Томска от 16.03.2004 N 593 (действовавшего в период спорных отношений) под зонами особо охраняемых территорий города Томска в настоящем Положении понимаются территории в пределах городской черты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения для всех зон особо охраняемых территорий устанавливается особый правовой режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, не совместимые с основным назначением этих территорий и (или) оказывающие на них негативное (вредное) воздействие.
Таким образом, предоставление спорного земельного участка Обществу для проектирования и строительства административно-торгового центра противоречит земельному законодательству и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления.
Седьмой арбитражный апелляционный суд обоснованно не согласился с доводами Общества о том, что Администрация не доказала факт отнесения испрашиваемого земельного участка к особо охраняемой природной территории города Томска.
Оснований для отмены постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда не имеется.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2008 по делу N А67-3285/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. N Ф04-2919/2008(19038-А67-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании