Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 февраля 2009 г. N Ф04-861/2009(527-А75-29)(2065-А75-29)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее по тексту - ОАО) "Тюменская энергосбытовая компания" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 26-Э от 19.04.2007 о присвоении статуса гарантирующего поставщика ОАО "Тюменьэнергосбыт". Также обществом заявлено в порядке устранения допущенных нарушений законодательства Российской Федерации возложить на Федеральную службу по тарифам Российской Федерации обязанность принять решение об исключении ОАО "Тюменьэнергосбыт" из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
Решением от 20.11.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа (судья З.) ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" отказано в удовлетворении вышеизложенных требований.
Производство по делу в части требований
- о возложении на Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа обязанности принять решение о проведении внеочередного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) "Сургутские городские электрические сети",
- о возложении на Федеральную службу по тарифам Российской Федерации обязанности не принимать решение о включении ОАО "Тюменьэнергосбыт" в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, в связи с присвоением статуса гарантирующего поставщика на основании решения Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 26-Э от 19.04.2007
- о возложении на Федеральную службу по тарифам Российской Федерации обязанности согласовать решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2007 N 28 "О проведении внеочередного конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Сургутские городские электрические сети",
- о возложении на Федеральную службу по тарифам обязанности назначить полномочного представителя для его включения в состав конкурсной комиссии по проведению внеочередного конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Сургутские городские электрические сети", прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие отказа ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" от них и принятия данного действия заявителя арбитражным судом.
Постановлением от 03.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 20.11.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в части отказа ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в удовлетворении заявленных требований отменено. По делу в данной части принято новое решение об удовлетворении заявленного требования. Решение N 26-Э от 19.04.2007 Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры признано недействительным, вследствие его несоответствия нормам действующего законодательства. На Федеральную службу по тарифам Российской Федерации возложена обязанность принять решение об исключении ОАО "Тюменьэнергосбыт" из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. С Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Федеральной службы по тарифам Российской Федерации в пользу ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение заявления в арбитражном суде первой инстанции и апелляционной жалобы, общая сумма которых составила 3000 рублей.
В кассационной жалобе ОАО "Тюменьэнергосбыт" просит отменить принятое 03.12.2008 арбитражным судом апелляционной инстанции по делу новое решение, и оставить в силе вынесенный 20.11.2007 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры судебный акт.
В кассационной жалобе Федеральная служба по тарифам Российской Федерации просит отменить принятое арбитражным судом апелляционной инстанции по делу новое решение в части возложения на него обязанности принять решение об исключении ОАО "Тюменьэнергосбыт" из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и взыскания в пользу ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой апелляционной инстанциях в размере 1500 рублей.
По мнению Федеральной службы по тарифам Российской Федерации у арбитражного суда апелляционной отсутствовали законные основания для возложения на него обязанностей по устранению допущенных нарушений прав заявителя и возмещению произведённых последним судебных расходов, поскольку предметом оценки по настоящему делу не являются ни их действия (бездействия), ни принятые им решения.
Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в предоставленном отзыве просит кассационную жалобу ОАО "Тюменьэнергосбыт" удовлетворить, постановление от 03.12.2008 арбитражного суда апелляционной инстанции отменить, по делу оставить в силе принятое 20.11.2007 арбитражным судом первой инстанции решение.
ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" в предоставленном отзыве на кассационную жалобу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации просит оставить её без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражным судом апелляционной инстанции при принятии решения норм материального и процессуального права.
Региональная энергетическая комиссия по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам в предоставленном отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тюменьэнергосбыт" просит оставить её без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражным судом апелляционной инстанции при принятии нового решения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, и возражения на их, изложенные в отзывах, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции при принятии нового решения норм материального и процессуального права, считает его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" создано в результате реорганизации в форме выделения акционерного общества энергетики и электрификации ОАО "Тюменьэнерго" и является правопреемником последнего по договорам на снабжение электрической энергией потребителей на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В соответствии с п.п. "а" п. 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 (далее по тексту - Правила) ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецких автономных округов.
На основании п.п. "б" п. 36 Правил Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (далее по тексту - региональная энергетическая комиссия) на основании соответствующего заявления также было принято решение о присвоении статуса гарантирующего поставщика электроэнергии энергосбытовой организации Сургутское муниципальное унитарное энергетическое предприятие "Горэнерго" (далее по тексту - СМУЭП "Горэнерго") в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Сургутские городские электрические сети", о чём Региональная энергетическая комиссия в порядке п. 56 Правил письмом от 23.10.2006 N 04/978 уведомило Федеральную службу по тарифам Российской Федерации.
Согласно постановления Главы администрации муниципального образования г. Сургут учредителем 26.03.2007 принято решение о ликвидации энергосбытовой организации СМУЭП "Горэнерго".
Вышеизложенное обстоятельство исходя из требований п.п. "в" п. 46 Правил явилось основанием для принятия Региональной энергетической комиссией 16.04.2007 решения N 28 "О проведении внеочередного конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Сургутские городские электрические сети".
По результатам рассмотрения заявления ОАО "Тюменьэнергосбыт" о присвоении ему статуса гарантирующего поставщика, в связи с заключением им с СМУЭП "Горэнерго" соглашения о передаче прав и обязанностей по договорам энергоснабжения Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа руководствуясь п. 42 Правил 19.04.2007 вынесла решение N 26-Э "О присвоении статуса гарантирующего поставщика ОАО "Тюменьэнергосбыт".
ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" полагая, что решение от 19.04.2007 N 26-Э Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании указанного решения недействительным.
В обоснование заявленных требований ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" ссылается на превышение Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при принятии обжалуемого ненормативного правового акта полномочий, выразившегося в повторном принятии решения об определении гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Сургутские городские электрические сети" в связи с ликвидацией СМУЭП "Горэнерго", уже урегулированного Региональной энергетической комиссии по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, путём принятия 16.04.2007 решения N 28. Исходя из требований п. 16, п.п. "в" п. 46 Правил общество пришло к выводу о том, что в связи с принятием решения о ликвидации гарантирующего поставщика соответствующий статус может быть присвоен иной энергосбытовой организации только по результатам проведения внеочередного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика. Общество, давая оценку заключённому 13.04.2007 между СМУЭП "Горэнерго" и ОАО "Тюменьэнергосбыт" соглашению исходя из норм, закреплённых в главе 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок передачи прав и обязанностей по обязательствам, пришёл к выводу о недоказанности факта передачи прав и обязанности от одного лица к другому. Из вышеизложенного обстоятельства, учитывая что данный документ явился основанием для принятия решения о присвоении ОАО "Тюменьэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика, обществом сделан вывод об отсутствии законного основания для принятия решения.
По мнению общества, незаконное решение Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры лишило его права на конкурентной основе реализовать предоставленную законом возможность приобрести статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории г. Сургута.
Арбитражным судом первой инстанции все вышеперечисленные доводы общества отклонены, вследствие того, что они сделаны в результате неправильного применения норм материального права. Арбитражный суд первой инстанции, давая оценку обжалуемому ненормативному акту, пришёл к выводу о том, что он принят Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пределах полномочий, предоставленных ей постановлением от 08.02.2007 N 30-п Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при наличии законного основания (ликвидация гарантирующего поставщика СМУЭП "Горэнерго"). Отсутствие закреплённых в установленном законом порядке норм, регулирующих порядок проведения внеочередного конкурса и наличие заключённого 13.04.2007 между СМУЭП "Горэнерго" и ОАО "Тюменьэнергосбыт" соглашения о передаче прав и обязанностей по договорам энергоснабжения, законность и обоснованность которого была предметом оценки арбитражного суда по делу N А75-2748/2007, послужило в качестве одного из основания для признания решения Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 26-Э от 19.04.2007 законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, давая оценку действующим на момент принятия обжалуемого ненормативного правового акта нормам, пришёл к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета для гарантирующего поставщика, в отношении которого принято решение о ликвидации, на передачу им соответствующих прав и обязанностей на законном основании другой организации и соответственно на присвоение этой организации статуса гарантирующего поставщика в порядке, предусмотренном п. 42 Правил, в случае соблюдения лицами, участвующими в передаче прав и обязанностей, правовых норм, регулирующих такую передачу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, принимая по делу новое решение исходил из того, что соглашение подписанное 13.04.2007 между ОАО "Тюменьэнергосбыт" и СМУЭП "Горэнерго", предметом которого является передача от гарантирующего поставщика (СМУЭП "Горэнерго") к ОАО "Тюменьэнергосбыт" прав и обязанностей по договорам энергоснабжения, заключённым гарантирующим поставщиком с потребителями электрической энергии, которое явилось основанием для принятия обжалуемого ненормативного правового акта, признано в судебном порядке ничтожной сделкой.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив содержание решения Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 26-Э от 19.04.2007, пришла к выводу о том, что основанием для его принятия явились два обстоятельства. Во-первых, ликвидация СМУЭП "Горэнерго". Во-вторых, наличие заключённого 13.04.2007 между СМУЭП "Горэнерго" и ОАО "Тюменьэнергосбыт" соглашения о передаче прав и обязанностей по договорам энергоснабжения.
Признание одного из оснований недействительным не влечёт автоматически отмену оспариваемого решения, принятого в пределах компетенции и в соответствии с действующими нормами права, регулирующими полномочия, порядок и основания принятия решения.
Учитывая, что арбитражным судом апелляционной инстанции в судебном акте не указаны другие обстоятельства, послужившие основанием для отмены обжалуемого решения, судебная коллегия кассационной инстанции исходя из вышеизложенного считает его необоснованным, вследствие несоответствия требованиям норм материального и процессуального права.
Кроме того, судебная коллегия кассационной инстанции, изучив предоставленные сторонами документы, пришла к выводу о том, что ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" не представлены доказательства, подтверждающие нарушение его прав оспариваемым решением N 26-Э, на что обоснованно указано в решении арбитражным судом первой инстанции и данный вывод не опровергнут арбитражным судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 03.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3249/2007 отменить. Оставить в силе принятое 20.11.2007 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу решение.
Согласно определению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2009 г. N Ф04-861/2009(527-А75-29)(2065-А75-29) в настоящем постановлении пропущено слово "госпошлину" данный абзац читать как "Взыскать с открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" в пользу Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Федеральной службы по тарифам Российской Федерации госпошлину в размере 1 500 рублей каждому"
Взыскать с открытого акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания" в пользу Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Федеральной службе по тарифам Российской Федерации в размере 1 500 рублей каждому.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2009 г. N Ф04-861/2009(527-А75-29)(2065-А75-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании