Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 марта 2009 г. N Ф04-946/2009(712-А45-19)
(извлечение)
М.Э.Н. обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 28.04.2008 N 6-Е "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Новосибирской области гарантирующим поставщиком ОАО "Сибирьэнерго" в границах зоны его деятельности" в части установления тарифов на электрическую энергию на 2008 год для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками в размере 123 коп./кВт.час.
Решением от 25.11.2008 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного М.Э.Н. требования отказано. Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 28.04.2008 N 6-Е "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Новосибирской области гарантирующим поставщиком ОАО "Сибирьэнерго" в границах зоны его деятельности" в части установления тарифов на электрическую энергию на 2008 год для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками в размере 123 коп./кВт.час признан соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, Постановлению Правительства от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Постановлению Правительства от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением".
В кассационной жалобе М.Э.Н., ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "СибирьЭнерго", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый М.Э.Н. судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От Департамента по тарифам Новосибирской области и Федеральной службы по тарифам отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ОАО "СибирьЭнерго" поддержал доводы своего отзыва на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 28.04.2008 N 6-Е (далее - Приказ N 6-Е) установлены и введены в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителями Новосибирской области гарантирующим поставщиком ОАО "Сибирьэнерго" в границах зоны его деятельности.
Согласно данному приказу для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, установлен одноставочный тариф в размере 123 коп./кВт.час.
Приказ N 6-Е опубликован 30.04.2008 в газете "Советская Сибирь", N 81, являющейся в соответствии со статьей 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" официальным источником опубликования нормативных правовых актов.
Полагая, что в нарушение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 (в редакции от 30.05.2000 N 418) "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" при установлении тарифа в размере 123 коп./кВт.час Департаментом по тарифам Новосибирской области не применен понижающий коэффициент 0,7, М.Э.Н обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного М.Э.Н. требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Из содержания статей 1, 2, 4 Федерального закона N 41-ФЗ следует, что тарифы на электрическую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке.
Согласно статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.04.2005 N 213 Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по государственному регулированию тарифов и ценообразованию.
Следовательно, оспариваемый М.Э.Н. Приказ N 6-Е издан уполномоченным органом государственной власти в рамках предоставленных ему федеральным законодательством компетенций.
Во исполнение Федерального закона N 41-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 N 109, которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, принято Постановление от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", абзацем первым пункта 2 которого (в редакции от 30.05.2000 N 418) предусмотрено, что для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Согласно пункту 1 Положения о федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, по субъектам Российской Федерации, устанавливает Федеральная служба по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 N 67-Э/4 установлены и введены в действие предельные уровни тарифов на 2008 год на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, на территории Новосибирской области. Приложением 3 к указанному приказу установлен предельный максимальный уровень тарифа для населения Новосибирской области в размере 129 коп./кВт.час, предельный минимальный уровень - 128 коп./кВт.ч.
Следовательно, Приказом N 6-Е для населения Новосибирской области установлен одноставочный тариф 176 коп./кВт.час на электроэнергию с превышением предельно максимального уровня тарифа, установленного приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 N 67-Э/4 для Новосибирской области.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляемому в порядке, устанавливаемом Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 6 Федерального Закона N 41-ФЗ).
Пунктом 15 Правил государственного регулирования, утвержденного приказом по тарифам Новосибирской области от 07.12.2004 N 236-э, утвержден порядок такого согласования.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что проект приказа Департамента по тарифам Новосибирской области об установлении тарифа для городского населения на 2008 год на уровне 176 коп./кВт.час был согласован с Федеральной службой по тарифам, что подтверждается приказом от 25.10.2007 N 307-Э/25 (л.д. 52), и в последующем указанный тариф для населения Новосибирской области был утвержден приказом названного Департамента от 21.11.2007 N 125-Е, который с 01.05.2008 был отменен приказом N 134-к от 21.04.2008 Федеральной службы по тарифам. При этом Департаменту по тарифам Новосибирской области указано на необходимость установления и введения в действие с 01.05.2008 тарифов на электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.04.2008 N 73-э/2 согласовано решение Департамента по тарифам Новосибирской области об установлении тарифов на электроэнергию, поставляемую потребителям Новосибирской области, на уровне 120,41 коп./кВт.час, что превышает предельный максимальный уровень тарифа (116,99 коп./кВт.час).
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что согласование тарифа для городского населения в размере 176 коп./кВт.час на 2008 год подтверждено приказом Федеральной службы по тарифам от 25.10.2007 N 307-Э/25.
Доказательств нарушения процедуры согласования названного тарифа, а также доказательств отсутствия документов, подтверждающих экономическую обоснованность тарифа, заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено и судом не установлено.
Наряду с этим заинтересованным лицом представлены документы в соответствии с приказом от 07.12.2004 N 236-э. Согласно заявлению от 13.09.2007 N 267-07/05 Департамент по тарифам Новосибирской области, направляя документы в Федеральную службу по тарифам, указал основания превышения среднего тарифа и тарифа для населения Новосибирской области. К этому заявлению были приложены документы, предусмотренные приказом N 236-э, в том числе экономическое обоснование тарифов.
Письмом от 24.10.2007 N НБ-6102/12 Федеральная служба по тарифам сообщила о согласовании тарифа для населения в размере 176 коп./кВ.час и об отсутствии согласования тарифа для потребителей Новосибирской области в размере 120,41 коп./кВт.час в связи с отсутствием тарифно-балансовых решений на 2008 год в части индикативных цен.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемый Приказ N 6-Е не предусматривает повышение тарифов на электрическую энергию по отношению к согласованному, поскольку был вынесен на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 25.10.2007, которым согласовано превышение предельных уровней тарифов для ОАО "Сибирьэнерго", и приказа Федеральной службы по тарифам от 21.04.2008 N 134-к, которым был отменен приказ Департамента по тарифам Новосибирской области N 125-Е.
Поскольку тарифы на электрическую энергию для ОАО "Сибирьэнерго" принимались с учетом экономически обоснованных затрат на очередной финансовый 2008 год, изменение тарифов в течение финансового года не допускается, а приказом Федеральной службы по тарифам от 21.04.2008 N 134-к нарушений порядка согласования тарифа для городского населения установлено не было, суд первой инстанции пришел к выводу, что повторного согласования тарифа для городского населения не требовалось.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что после отмены приказа N 125-Е Департаментом по тарифам Новосибирской области для согласования тарифов были направлены в Федеральную службу по тарифам документы, подтверждающие экономическую обоснованность устанавливаемых на 2008 год тарифов, в том числе среднего тарифа и тарифа для населения Новосибирской области.
Таким образом, Приказ N 6-е, приводящий тарифы в соответствие с требованиями законодательства, принят на основе и во исполнение индивидуальных правовых актов федерального органа исполнительной власти - приказов Федеральной службы по тарифам: от 25.10.2007 N 307-7/25, согласовавшим повышенный тариф для населения Новосибирской области на уровне 176 коп./кВт.ч; от 21.04.2008 N 134-к, указавшего на необходимость установления тарифов в соответствии с действующим законодательством, и от 24.04.2008 N 73-э/2, подтвердившего экономическую обоснованность среднего тарифа для Новосибирской области.
Доводам заявителя о том, что упомянутые приказы Федеральной службы по тарифам не прошли государственную регистрацию в Минюсте, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Пункт 59 Основ ценообразования устанавливает критерии дифференциации тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии. Особенности расчета тарифов для отдельных групп потребителей электрической энергии определены в разделе 6 Методических указаний по расчету регулируемых, тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным постановлением Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания). При этом тарифные группы (базовые потребители, население, прочие потребители) предусмотрены пунктом 27 Методических указаний.
Для населения устанавливаются только одноставочные и зонные тарифы, дифференцированные по суточным зонам графика электрической нагрузки. Потребитель самостоятельно выбирает для проведения расчетов за электрическую энергию один из перечисленных вариантов тарифа, предварительно уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию.
Приказом N 6-Е были утверждены указанные два варианта тарифов для населения. При этом тарифная группа "население" была разделена на подгруппы: "население, проживающее в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками" в целях установления тарифа с применением понижающего коэффициента 0,7.
Приказом N 6-Е предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками. Для указанной категории населения в пункте 2 Приказа N 6-Е установлен тариф на уровне 123 коп./кВт.ч (176x0,7).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемые М.Э.Н. положения Приказа N 6-Е не противоречат федеральному законодательству и не нарушают права и свободы граждан (заявителя).
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.11.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5918/2008-29/158 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2009 г. N Ф04-946/2009(712-А45-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании