Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 февраля 2009 г. N Ф04-819/2009(413-А46-23)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент) о признании незаконными действий и обязании провести регистрацию права общей долевой собственности.
Решением от 27.08.2008 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 18.11.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда первой инстанции отменено в части признания незаконными действий Департамента, выразившихся в уклонении от государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости: нежилые помещения, номера на поэтажном плане 1-9, 13-16 (первый этаж), 1-17 (второй этаж), общей площадью 148, 4 кв.м, находящиеся в нежилом строении с пристройкой, литера А, А1, расположенного по адресу: г. Омск, ул. М. Жукова угол Съездовская, д. 95/48. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что выводы арбитражных судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Департамент заявляет, что право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости возникло 10.02.1997 (реестр муниципальной собственности), следовательно, договор об инвестиционной деятельности от 01.08.2002 N ИД-0004 со стороны Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ ФАУФИ по Омской области) заключен неуполномоченным лицом. Судами не исследовался вопрос о расчете долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества. Департамент считает, что регистрация 4/100 доли в праве общей долевой собственности за Департаментом нарушает законные права и интересы муниципального образования город Омск, так как Департамент наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель и ТУ ФАУФИ по Омской области просят оставить постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда без изменения.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - УФРС по Омской области) отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения на доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что между Российской Федерацией, представляемой Комитетом по управлению имуществом Омской области, предпринимателем ("Инвестор") был заключен договор об инвестиционной деятельности от 01.08.2002 N ИД-0004, в соответствии с которым комитет предоставляет нежилое строение, расположенное по адресу: г. Омск, улица Маршала Жукова, 95/Съездовской, 48 (далее - Объект инвестировании), для осуществления инвестиционного проекта на условиях настоящего договора, а инвестор обязуется за счет собственных средств, согласно инвестиционному проекту, выполнить реконструкцию здания, а также выполнить другие обязанности, предусмотренные настоящим договором.
Результат инвестиционной деятельности (реконструированное здание) является общей долевой собственностью сторон настоящего договора (п. 1.4 договора).
УФРС по Омской области 12.02.2008 зарегистрировано право собственности муниципального образования г. Омск на нежилые помещения, номера на поэтажном плане 1-9, 13-16 (первый этаж), 1-17 (второй этаж), общей площадью 418, 4 кв.м., находящиеся в нежилом строении с пристройкой, литера А, А1, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова угол Съездовская, д. 95/48 (свидетельство о государственной регистрации права серия 55 АВ N 626557).
В соответствии со справкой ТУ ФАУФИ по Омской области от 16.07.2008 N ТУ-4016 объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова - угол Съездовской, 95/48, в настоящее время в реестре федерального имущества не значится. Нежилые помещения (лит. А, А1, А2), 2-й этаж N 1-14, общей площадью 219, 80 кв.м., расположенные по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова угол Съездовская, д. 95/48, были включены в реестр федерального имущества 26.05.1999 на основании решений Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 256, от 24.06.1993 N 144.
Данный объект 15.02.2008 был исключен из реестра федерального имущества на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности муниципального образования от 12.02.2008.
ТУ ФАУФИ по Омской области передало Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска документы относительно здания-памятника архитектуры "Жилой дом Абдульманова", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова угол Съездовская, д. 95/48, что подтверждается письмами ТУ ФАУФИ по Омской области ТУ-1027 от 21.02.2008, ТУ-2134 от 10.04.2008, ТУ-4627 от 04.08.2008, ТУ-4628 от 04.08.2008, о чем был уведомлен предприниматель.
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска письмом от 18.03.2008 N 08/9652 истребовал у предпринимателя информацию об исполнении обязательств, определенных договором об инвестиционной деятельности N ИД-0004 от 01.08.2002.
Предприниматель письмом от 03.04.2008 обратился в Департамент с просьбой о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова угол Съездовская, д. 95/48 по инвестиционному договору от 01.08.2002 N ИД-0004.
Департамент письмом от 30.04.2008 N 08/16884 уклонился от государственной регистрации права общей долевой собственности на спорный объект недвижимости, проинформировав заявителя о регистрации права муниципальной собственности на данный объект. В указанном письме инвестиционный договор N ИД-0004 от 01.08.2002, положенный предпринимателем в основу заявленных требований, Департамент квалифицировал как ничтожную сделку на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по мотиву ее заключения неправомочным лицом.
Несогласие предпринимателя с указанными действиями Департамента явилось основанием для обращения в суд с данным заявлением.
Кассационная инстанция, оставляя постановление апелляционной инстанции без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ, отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ.
Предметом договора от 01.08.2002 N ИД-0004 является предоставление Комитетом по управлению имуществом Омской области объекта (нежилое строение, расположенное в городе Омске по ул. Маршала Жукова, 95/Съездовской, 48, д. 9) для осуществления инвестиционного проекта и обязанность инвестора за счёт собственных средств и в соответствии с инвестиционным проектом выполнить реконструкцию здания.
Пунктами 2, 3 статьи 308 ГК РФ закреплено, что каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны.
Результат инвестиционной деятельности в соответствии с пунктом 1.4 договора является общей долевой собственностью, где доля Комитета определяется исходя из соотношения рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценки от 20.03.2002 N 01/01Ом по отношению к рыночной стоимости объекта после его реконструкции. В свою очередь пунктом 5.1.3 данного договора закреплено, что его действие прекращается с момента получения сторонами свидетельства о государственной регистрации права собственности на данный объект.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В материалы дела не представлены какие-либо доказательства, указывающие на то, что недвижимое имущество, являющееся предметом рассматриваемого договора, являлось до 12.02.2008 муниципальным.
В соответствии с Решениями Малого совета Омского областного совета народных депутатов от 24.12.1992 N 256 "О собственности и использовании памятников истории и культуры на территории Омской области" и от 24.06.1993 N 114 "О культурных и исторических ценностях народов Омской области" здания - памятники, перечисленные в приложении N 1 к решению от 24.12.1992 N 256, в том числе жилой дом Абдульманова (ул. Маршала Жукова, 95) являются федеральной собственностью до проведения процедуры разграничения прав собственности.
С 26.05.1999 нежилые помещения (лит. А, А1, А2), расположенные по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова угол Съездовская, д. 95/48, общей площадью 433,7 кв.м. были включены в реестр федерального имущества и числились в нем до 15.02.2008 (выписка из реестра федерального имущества N ТУ-5934 от 05.09.2007, справка ТУ ФАУФИ по Омской области от 16.07.2008 N ТУ-4016).
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
На момент включения спорного объекта недвижимости в реестр федерального имущества какого-либо спора о праве собственности не имелось, претензии со стороны субъекта Российской Федерации - Омской области, муниципального образования город Омск на данный объект недвижимости не заявлялись.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества возникло при государственной регистрации 12.02.2008.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
В силу пунктов 1, 2 статьи 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности могут возникать как на основании прямо поименованных в указанной статье юридических фактов, так и на основании иных действий граждан и юридических лиц.
В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о передаче документации в отношении договора об инвестиционной деятельности N ИД-0004 от 01.08.2002 муниципальным органам власти, переписка сторон по делу (письма Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 18.03.2008 N 08/9652, от 24.03.2008 N 05-02/10576) подтверждают состоявшееся правопреемство в отношении спорного объекта недвижимости между Российской Федерацией и муниципальным образованием город Омск.
В силу статьи 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
В соответствии с отчетом N 561/04 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, находящегося по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова угол Съездовской 95, 98 лит. А, подготовленного ООО "Экспертное бюро "Совершенно секретно" по состоянию на 08.04.2008 рыночная стоимость оцениваемого объекта составляет 11 280 000 руб.
С учетом пунктов 1.3, 1.4. договора, а также вышеуказанного отчета N 561/04, истцом представлен расчет долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости: нежилые помещения, номера на поэтажном плане 1-9, 13-16 (первый этаж), 1-17 (второй этаж), общей площадью 418, 4 кв.м., находящиеся в нежилом строении с пристройкой, литера А, А1, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Маршала Жукова угол Съездовская, д. 95/48, в отношении которых заявлены исковые требования. Данный расчет судом первой инстанции проверен и признан обоснованно верным, Департаментом по существу не оспаривается.
В силу статьи 218 ГК РФ что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя (абзац 3 пункта 1 статьи 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Таким образом, установив, что предпринимателем выполнены все условия инвестиционного договора, суды обеих инстанций правомерно обязали зарегистрировать за предпринимателем право 96/100 доли в праве общей долевой собственности спорного недвижимого имущества.
Доводам Департамента о ничтожности сделки по инвестиционному договору, неисследовании вопроса о доле спорного имущества, оценке регистрационного удостоверения от 10.02.1997 N 67 судами обеих инстанций дана надлежащая правовая оценка и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов судов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу N А46-12887/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2009 г. N Ф04-819/2009(413-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании