Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 марта 2009 г. N Ф04-796/2009(350-А27-41)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2009 г. N Ф04-796/2009
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (далее - ГУ КРОФСС, Фонд) от 16.06.2008 N 19н/с.
Решением от 11.09.2008 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно истолковали нормы права и не применили закон, подлежащий применению при рассмотрении данного дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы своей кассационных жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 14.04.008 по 18.04.2008 ГУ КРОФСС была проведена документальная выездная проверка "Осинниковского угольного разреза" - филиала Общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 04.05.2008 N 26н/с.
На основании акта Фондом было принято решение от 16.06.2008 N 19н/с о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неуплату страховых взносов в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 8 221 рубля 53 копеек.
Указанным решением Обществу предложено уплатить доначисленные страховые взносы в сумме 41 107 рублей 67 копеек, а также 4 675 рублей 04 копейки пени за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов за весь проверяемый период.
Несогласие с вышеназванным решением Фонда послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворив требования Общества, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не указывает на иные, кроме оплаты труда, источники доходов для начисления страховых взносов.
Согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доходов) работникам.
Из положений статей 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
Отклоняя доводы Фонда, арбитражные суды, с учетом изложенных норм, правомерно отметили, что спорные суммы выплат по своему содержанию не являются выплатами в связи с исполнением работниками трудовых обязанностей, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между Обществом и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, начисленные данным физическим лицам, по существу, представляют собой оплату труда.
Таким образом, обоснованным является вывод судов о том, что независимо от наличия или отсутствия данных выплат в Перечне, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации, на них не могут быть начислены страховые взносы.
Также суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражных судов относительно невключения обществом в облагаемую базу при исчислении страховых взносов компенсационных выплат женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" установлены ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
В целях реализации данного Указа, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Вместе с тем судами обоснованно отмечено, что названные акты не регулируют вопросы, связанные с исчислением страховых взносов, а устанавливают размер ежемесячных компенсаций в качестве гарантированного минимума, в то время как коллективным договором Общества установлен повышенный размер компенсации (2 минимальных размера оплаты труда).
Согласно пункту 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, к таковым выплатам относится компенсация, выплачиваемая работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком; при этом каких-либо указаний на ограничение по размеру компенсации указанное постановление Правительства Российской Федерации N 765 не содержит, а только устанавливает, что работник должен находиться в отпуске при наличии оснований, дающих ему право на нахождение в таком отпуске.
Правомерно отклонены доводы Фонда относительно начисления страховых взносов на сумму оплаты донорских дней.
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом, как обоснованно отмечено судами, в силу данной нормы при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Указанные выплаты работодатель обязан производить в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством, не могут считаться выплатами по трудовым договорам.
Кроме того, судами установлено и не оспаривается ГУ КРОФСС, что единовременные выплаты для работников были произведены Обществом из чистой прибыли, а не из фонда заработной платы.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов судебных инстанций относительно обстоятельств дела, тогда как выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при полном исследовании представленных в материалы дела доказательств.
В порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для переоценки выводов судов кассационная инстанция не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.09.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6725/2008-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2009 г. N Ф04-796/2009(350-А27-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании