Закрытое акционерное общество "Технология, монтаж, торговля" (далее - ЗАО "ТМТ") 17.06.2010 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра, правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263, расположенного в городе Кемерово по улице Свободы, 6/1, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области кадастровой стоимости в сумме 66 587 276 рублей 01 копейки и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.метр.
Также заявитель просил признать незаконными действия Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.метр, выразившиеся в ненадлежащем контроле за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка.
Заявитель просил признать незаконными действия Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.метр, выразившиеся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
Кроме того, заявитель просил обязать Управление Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.метр.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ФГУП "ФКЦ "Земля", которое являлось исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Решением от 13.08.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263, расположенного в городе Кемерово по улице Свободы, 6/1, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области кадастровой стоимости в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.метр.
Суд признал незаконными действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.м, выразившиеся в ненадлежащем контроле за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка.
Также суд признал незаконными действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка ЗАО "ТМТ" площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.метр, выразившиеся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
На Управление Росреестра суд возложил обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "ТМТ" земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263 в сумме 66 587 276 рублей 01 копейка и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 912 рублей 41 копейки за 1 кв.метр.
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверке отчета оценщика органом кадастрового учета.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил выводы о несоблюдении органом кадастрового учета порядка построения статистической модели и расчета кадастровой стоимости исходя из определенного состава факторов, сведений об их значении, рыночной информации, ненадлежащей проверке предоставленного отчета.
В кассационной жалобе Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра просят отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ЗАО "ТМТ".
Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра не согласны с выводами судов о нарушении порядка проведения административных процедур при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также отсутствии проверки отчета.
С учетом утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 результата государственной кадастровой оценки земельного участка, Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра полагают, что права и интересы заявителя не могут быть нарушены, поскольку действия Управления носят технический характер и не несут для этого лица неблагоприятных последствий.
Кроме того, Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра указывают, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, достоверность которых им не оспорена. Поэтому Управление внесло утвержденные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации результаты в государственный земельный кадастр.
От Управления Росреестра поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
ФГУП "ФКЦ "Земля" ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя, поддерживает доводы Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра.
ЗАО "ТМТ" в отзыве отклонило кассационную жалобу Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра. Заявитель по делу указал на несоблюдение правил проведения государственной кадастровой оценки земель.
В судебном заседании представитель ЗАО "ТМТ" поддержал возражения против отмены судебных актов.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ЗАО "ТМТ" является собственником земельного участка площадью 11 262 кв.метра с кадастровым N 42:24:0101051:263, расположенного по улице Свободы, 6\1 в городе Кемерово (свидетельство о государственной регистрации от 24.05.2006 серия 42 АВ N 340776).
По результатам государственной кадастровой оценки земель Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 66 587 276 рублей 01 копейки, сведения о которой 22.03.2010 стали известны ЗАО "ТМТ".
Ссылаясь на отчет оценщика (ООО "Бизнес") от 05.05.2010 N 01-05-10 об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 23 143 000 рублей, ЗАО "ТМТ" в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспорило достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, действия по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в этот период времени, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка ЗАО "ТМТ" и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ЗАО "ТМТ" в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует способу защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции не устранил ошибочные выводы суда первой инстанции о применении указанных норм права.
Таким образом, неправильные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ЗАО "ТМТ", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.08.2010 по делу N А27-8839/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 по этому делу отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Технология, монтаж, торговля" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ЗАО "ТМТ", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 февраля 2011 г. по делу N А27-8839/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8839/10
17.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-205/11
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-205/11
26.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7303/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7303/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7303/11
15.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8839/2010
01.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8753/10
13.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8839/10