Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "Сибирь Энерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищного хозяйства Ленинского района" (далее - МУП "УЖХ Ленинского района", предприятие) о взыскании 16 422 084,73 руб. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной в 2008 году на основании соглашения о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 14.09.2007 N 40.
Исковые требования обоснованы ссылкой на статьи 307, 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 28.12.2009 в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 09.04.2010 отменил решение суда по основанию пункта 1 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением спора в незаконном составе и направил дело на новое рассмотрение в этот же суд.
По результатам нового рассмотрения арбитражный суд решением от 23.07.2010 отказал в удовлетворении иска по мотиву недоказанности размера суммы задолженности, определенного на основании недействительного пункта соглашения от 14.09.2007 N 40.
Седьмой арбитражный апелляционный суд определением от 25.10.2010 принял отказ ОАО "СибирьЭнерго" от апелляционной жалобы, прекратив производство по апелляционной жалобе.
Общество подало кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 23.07.2010 отменить и направить дело на новое рассмотрение.
ОАО "СибирьЭнерго" считает, что способ определения им количества потребленной тепловой энергии в горячей воде на основании пункта 4 соглашения от 14.09.2007 N 40 соответствует статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 19 и 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и подлежит использованию при определении корректировки в соответствии с приложением N 2 Правил N 307. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка расчету задолженности и контррасчету предприятия, а также представленному акту сверки по состоянию на 01.09.2009; судом сделан неверный вывод о недействительности пункта 4 соглашения от 14.09.2007 N 40, содержание которого не противоречит действующему законодательству.
В представленном отзыве МУП "УЖХ Ленинского района" отклонило доводы кассационной жалобы как несостоятельные, просило оставить акт без изменения решение суда.
Перед началом судебного заседания представитель МУП "УЖХ Ленинского района" заявил ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе, как поданной на судебный акт, который не был обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Представитель ОАО "СибирьЭнерго" высказался против удовлетворения данного ходатайства.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, отказал в его удовлетворении.
Часть 2 статьи 181 и статья 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязательный порядок обжалования решения арбитражного суда в апелляционную инстанцию, вступили в силу с 01.11.2010, а отказ от апелляционной жалобы заявлен ОАО "СибирьЭнерго" 18.10.2010 и определение апелляционного суда о принятии отказа от апелляционной жалобы вынесено 25.10.2010. При таких обстоятельствах, с учетом поставленных перед арбитражным судопроизводством задач по защите нарушенных и оспариваемых прав, обеспечению доступности судебной защиты на основе справедливого правосудия, стабилизации гражданского оборота, кассационная жалоба правомерно принята к производству и оснований для прекращения производства по кассационной жалобе не имеется.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа определением от 27.01.2011 в соответствии со статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвёл процессуальную замену истца ОАО "СибирьЭнерго" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскэнерго", общество).
В судебном заседании представитель ОАО "Новосибирскэнерго" в своих пояснениях поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель МУП "УЖХ Ленинского района" высказался против удовлетворения кассационной жалобы, находя её доводы несостоятельными, направленными на переоценку выводов суда.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным 14.09.2007 между сторонами соглашением N 40 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде МУП "УЖХ Ленинского района" приобретало у ОАО "СибирьЭнерго" тепловую энергию для своих объектов, в том числе, и для обеспечения находящихся в его управлении жилых домов, указанных в приложениях N 1 и N 1-1.
Пунктом 2.1 соглашения N 40 определено, что предприятие осуществляет расчеты за тепловую энергию по тарифам, утвержденным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 соглашения N 40, количество отпускаемой тепловой энергии предприятию определяется расчетным методом по выработке тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии за вычетом технологического расхода на передачу (тепловых потерь) в сетях теплосетевой организации, а также суммарного потребления тепловой энергии потребителей, имеющих приборы учета, и распределяется пропорционально тепловой нагрузке объектов абонентов, не имеющих приборов учета.
Порядок оплаты приобретенной тепловой энергии установлен пунктами раздела 6, в соответствии с которыми ОАО "СибирьЭнерго" ежемесячно, в срок до 6-го числа месяца, следующего за расчетным выдает предприятию счет-фактуру на суммарный объем потребления тепловой энергии; а предприятие обязано обеспечить общество предоставлением информации по величине начислений за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством, возвратов и перерасчетов при оплате за коммунальные услуги, начисленных мер социальной поддержки, производить корректировку размера платы за коммунальные услуги, мер социальной поддержки и субсидиям.
ОАО "СибирьЭнерго", ссылаясь на то, что предприятие не произвело корректировку размера платы в 2008 году, на основании пункта 4 соглашения N 40 определило задолженность на сумму 16 422 084,73 руб. расчетным методом и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что расчет объема отпущенной тепловой энергии в спорный период определен ОАО "СибирьЭнерго" на основании пункта 4 соглашения N 40, не соответствующего положениям действующего законодательства, являющимся ничтожным.
Арбитражный суд исходил из того, что с учетом положений статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 15 Правил N 307 объем отпущенной тепловой энергии предприятию, как исполнителю коммунальных услуг для предоставления их гражданам, определяется при отсутствии общедомовых приборов учета по установленным органами местного самоуправления нормативам потребления коммунальных услуг, а не расчетным путем.
Выводы арбитражного суда основаны на правильной оценке установленных фактических обстоятельств спора и представленных доказательств, соответствуют законодательству.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условие договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 19 Правил N 307 определено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется по формуле, предусматривающей применение норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилом доме объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 307.
Утверждение ОАО "СибирьЭнерго" о правильности расчета количества тепловой энергии на основании условия пункта 4 соглашения N 40 противоречит вышеуказанным нормам правовых актов.
Арбитражным судом установлено, что стоимость отпущенной тепловой энергии, определенная по нормативам потребления коммунальных услуг для населения, оплачена предприятием.
Довод ОАО "СибирьЭнерго" о том, что порядок определения платы за тепловую энергию на основании пункта 4 соглашения N 40 подлежит использованию при определении корректировки согласно приложению N 2 к Правилам N 307, отклоняется как несостоятельный.
Из приложения N 2 к Правилам N 307 следует, что размер платы за коммунальный ресурс в i-том жилом помещении многоквартирного дома корректируется исполнителем один раз в год по определенной формуле, предусматривающей применение показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из представленного обществом расчета предъявленной суммы задолженности не усматривается, что он касается корректировки размера оплаты тепловой энергии.
Приведенные в кассационной жалобе не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а по существу сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка установленных обстоятельств и доказательств по делу не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Для отмены обжалуемого судебного акта не имеется оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.07.2010 по делу N А45-26702/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 19 Правил N 307 определено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется по формуле, предусматривающей применение норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилом доме объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 307.
...
Довод ОАО "СибирьЭнерго" о том, что порядок определения платы за тепловую энергию на основании пункта 4 соглашения N 40 подлежит использованию при определении корректировки согласно приложению N 2 к Правилам N 307, отклоняется как несостоятельный.
Из приложения N 2 к Правилам N 307 следует, что размер платы за коммунальный ресурс в i-том жилом помещении многоквартирного дома корректируется исполнителем один раз в год по определенной формуле, предусматривающей применение показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 февраля 2011 г. по делу N А45-26702/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-26702/2009
25.10.2010 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8245/10
09.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-26702/2009