Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Завод Универсал" (далее - ОАО "Завод Универсал") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра недвижимости (далее - Управление Роснедвижимости), правопредшественнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 площадью 291 172 м2, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 20, в сумме 1 168 296 руб. 88 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 012 руб. 54 коп. за 1 м2, незаконными действий Управления Роснедвижимости по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка и обязании заинтересованного лица исключить эти сведения.
Заявление в суд мотивировано несоответствием оспариваемых действий и кадастровой стоимости земельного участка нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее-Административный регламент), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
Решением от 09.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области требования удовлетворены в полном объёме.
Определением от 27.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") и суд перешёл к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Постановлением от 26.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, заявление ОАО "Завод Универсал" удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение.
Полагает, что органом кадастрового учёта выполнены законные действия по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка, других действий, включая сбор рыночной информации, названный орган не совершал и не был уполномочен совершать.
Не согласен с выводом судов о том, что Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости не проверялся отчёт на соответствие его Методическим указаниям N 39.
По мнению подателя жалобы, судами не учтена сформированная надзорной инстанцией правовая позиция относительно того, что основополагающим является утверждённый исполнительным органом результат, а не исходные данные, применяемые при формировании кадастровой стоимости.
Отзывы на кассационную жалобу заявитель и третье лицо в установленном законом порядке не представили.
Управление Росреестра, ФГУП "ФКЦ "Земля" о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Завод Универсал" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Завод Универсал" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 площадью 291 172 м2, находящегося по вышеуказанному адресу (свидетельство о государственной регистрации права от 17.03.2003 N 560121).
В соответствии с опубликованным 04.12.2008 в газете "Кузбасс" N 223 постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008 составляет 1 168 296 руб. 88 коп.
Ссылаясь на неправомерность действий Управления Роснедвижимости по формированию кадастровой стоимости земельного участка, чем нарушены права ОАО "Завод Универсал" как налогоплательщика, заявитель подал в арбитражный суд настоящее заявление.
При удовлетворении требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при выполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе при внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков Управлением Роснедвижимости неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этого участка.
Однако данный вывод сделан при неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Как установили суды и подтверждено материалами дела, расчёт кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) во исполнение заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, осуществлён при непосредственном контроле органа кадастрового учёта.
Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Федеральным агентством кадастра недвижимости, который счёл его соответствующим Методическим указаниям N 39.
Коллегия администрации в силу имеющихся у неё полномочий постановлениями от 27.11.2008 NN 519, 520 утвердила представленные Управлением Роснедвижимости средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям, в том числе земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008.
Решением от 28.01.2010 N 3-01/10 (дело N 3-196/09) Кемеровского областного суда ОАО "Завод Универсал" отказано в признании недействующим и не подлежащим применению постановления коллегии администрации N 520 в части утверждения результата кадастровой оценки принадлежащего ОАО "Завод Универсал" земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008.
Таким образом, сведения об экономических характеристиках спорного земельного участка Управление Роснедвижимости вносило на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установление судами фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5321/2010 отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении заявления ОАО "Завод Универсал" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением от 28.01.2010 N 3-01/10 (дело N 3-196/09) Кемеровского областного суда ОАО "Завод Универсал" отказано в признании недействующим и не подлежащим применению постановления коллегии администрации N 520 в части утверждения результата кадастровой оценки принадлежащего ОАО "Завод Универсал" земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104056:0008.
...
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2011 г. по делу N А27-5321/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-5321/2010
26.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8868/10
27.10.2010 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8868/10
09.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5321/10