Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги) (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, Управление) о признании недействительным решения от 01.07.2009 по делу N 19/А-10-2009 о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и предписания от 01.07.2009 N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Определением от 17.09.2009 Арбитражного суда Кемеровской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее - КОАО "Азот"), открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь").
Решением от 03.11.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.02.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований ОАО "РЖД" отказано.
Постановлением от 23.04.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 03.11.2009 первой инстанции и постановление от 12.02.2010 арбитражного апелляционного суда отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
При новом рассмотрении дела суду было предложено установить, является ли селитра аммиачная минеральным удобрением, подпадающим под Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов вне зависимости от их принадлежности; дать оценку доводам ОАО "РЖД", основанным на справках о курсировании вагонов КОАО "Азот" о том, что вагоны использовались не только для перевозки селитры аммиачной, но и аммония карбоната, капролактами и карбамида; в случае необходимости истребовать дополнительные документы для подтверждения или отрицания опасности взаимодействия указанных продуктов; дать оценку доказательствам в их совокупности.
Решением от 09.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными обжалуемое решение от 01.07.2009 по делу N 19/А-10-2009 и предписание от 01.07.2009 N 1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В кассационной жалобе УФАС по Кемеровской области, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение от 09.08.2010 первой инстанции и постановление от 06.10.2010 арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что вывод судов о том, что крытые вагоны после выгрузки селитры аммиачной подлежат обязательной промывке грузополучателями, как после выгрузки груза, загрязняющего вагон, противоречит буквальному содержанию статьи 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, поскольку в данной норме указано сочетание двух обязательных характеристик грузов, после выгрузки которых вагоны промываются грузополучателями, это - отвратительный запах и способность загрязнить вагоны. По физико-химическим показателям у селитры аммиачной запах отсутствует, поэтому в отношении селитры условия, предусмотренные указанной выше статьей, не могут выполняться. Обязанность именно ОАО "РЖД" обеспечить промывку вагонов ни законом, ни иными нормативными актами в данном случае не предусмотрена. ОАО "РЖД" не доказало оказание услуг по промывке вагонов после перевозки в них опасных грузов.
По мнению УФАС по Кемеровской области, Правила перевозок опасных грузов по железнодорожным дорогам, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 05.04.1996, имеют приоритет перед какими-либо иными правилами железнодорожных перевозок, в них отсутствует указание на необходимость промывки вагонов после выгрузки опасных грузов. В результате действий ОАО "РЖД", связанных с запретом отправки порожних вагонов КОАО "Азот" до заключения ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" с ОАО "РЖД" договора на промывку указанных вагонов, были ущемлены права "УК "Кузбассразрезуголь" и КОАО "Азот", которые вынуждены были вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, кассационную жалобу - не подлежащую удовлетворению, поскольку селитра аммиачная является минеральным удобрением, подпадающим под Перечень грузов, после выгрузки которых должна производится промывка крытых вагонов вне зависимости от их принадлежности. Вагоны КОАО "Азот" использовались не только для перевозки селитры аммиачной, но и аммония карбоната, капролактама и карбамида, опасность взаимодействия данных веществ подтверждается экспертным заключением ведущего научного сотрудника Сибирского государственного университета путей сообщения.
В отзыве на кассационную жалобу КОАО "Азот", поддерживая доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит решение от 09.07.2010 и постановление от 06.10.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судами не были исследованы доводы КОАО "Азот" о том, что вагоны перед загрузкой очищались и при необходимости промывались грузоотправителем, то есть самим обществом.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив правильность применения судебными инстанциями при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок и использования инфраструктуры и в силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на рынке грузовых железнодорожных перевозок.
КОАО "Азот" является поставщиком селитры аммиачной для ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", его структурных подразделений и аффилированных лиц.
Между КОАО "Азот" и ООО "Кузбассразрезуголь-Взрывпром" заключен договор от 17.12.2008 N 3700/ОСб/4 на поставку селитры аммиачной. Поставка осуществляется КОАО "Азот" железнодорожным транспортом на основании договора перевозки, заключенного КОАО "Азот" с ОАО "РЖД" в крытых вагонах, являющихся собственностью КОАО "Азот", а также в вагонах, принадлежащих ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" в 2008 году запретило отправлять вагоны, принадлежащие КОАО "Азот" на праве собственности, после выгрузки селитры аммиачной на станцию приписки, требуя заключение договора на промывку данных вагонов.
С 01.01.2008 ОАО "РЖД" ввело новые ставки в единый прейскурант на услуги, связанные с перевозкой грузов, оказываемые ОАО "РЖД" на Западно-Сибирской железной дороге, включая оплату за промывку вагонов и плату за вагонные километры от станции выгрузки до станции нахождения промывочного пункта.
Между ОАО "УК "Кузбасразрезуголь" и ОАО "РЖД" 11.04.2008 был заключен договор транспортной экспедиции N Д352МЧ-2/08-ДМЮ со сроком действия до 31.12.2008, одним из условий которого являлось условие о промывке вагонов после селитры аммиачной. Услуги по промывке вагонов оказывались ОАО "РЖД" согласно заявкам ОАО "УК "Кузбассразрезуголь".
По окончании действия данного договора (31.12.2008) ОАО "РЖД" запретило отправлять вагоны, принадлежащие КОАО "Азот" на праве собственности, после выгрузки селитры аммиачной на станцию приписки, требуя заключения договора на их промывку.
Считая требование ОАО "РЖД" о заключении договора транспортной экспедиции с условиями о промывке вагонов злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке железнодорожных перевозок, КОАО "Азот" обратилось в УФАС Кемеровской области с соответствующим заявлением.
По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением вынесено решение от 01.07.2009 по делу N 19/А-10-2009, в соответствии с которым ОАО "РЖД" признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и вынесено в отношении ОАО "РЖД" предписание от 01.07.2009 N 1 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В решении от 01.07.2009 Управление установило, что после выгрузки селитры аммиачной, промывка данных вагонов не требуется, поэтому ОАО "РЖД" навязывает грузополучателям невыгодные условия договора, касающиеся промывки вагонов, принадлежащих на праве собственности КОАО "Азот" после выгрузки селитры аммиачной, что является злоупотреблением ОАО "РЖД" доминирующим положением на рынке услуг грузоперевозок железнодорожным транспортом и приводит к увеличению расходов как КОАО "Азот", так и ОАО "УК "Кузбассразрезуголь".
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), пункта 10 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила очистки и промывки вагонов), Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, экспертного заключения ведущего научного сотрудника Сибирского государственного университета путей сообщений, доктора технических наук, профессора В.И.М. от 17.08.2009 N 1520, пришли к выводу об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" нарушений пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 указанного Закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (статья 5 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
В силу статьи 18 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими стандартами, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным стандартам, техническим условиям и иным актам.
ОАО "РЖД" с целью безопасности транспортировки грузов вправе проводить проверку вагонов на соответствие их стандартам, техническим условиям и иным актам.
В соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов, вагоны промываются грузополучателями. Перечень таких грузов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. При отсутствии у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. При нарушении требований, указанных в настоящей статье, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей (получателей) после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С грузополучателей (получателей) в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки.
Согласно статье 10 Правил очистки и промывки вагонов в соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателями. Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов, приведен в приложении к настоящим Правилам.
В приложении к Правилам очистки и промывки вагонов предусмотрен перечень грузов, после выгрузки которых, в обязательном порядке, должна производится промывка крытых вагонов (в том числе при перевозке в упакованном виде). В указанный перечень включены удобрения химические и минеральные.
Судами установлено, что согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, селитра аммиачная относится к минеральным удобрениям.
В этой связи суды пришли к правомерному выводу о том, что крытые вагоны после выгрузки селитры аммиачной подлежат обязательной промывке грузополучателями, поэтому действия ОАО "РЖД" по оказанию услуг по промывке вагонов в рамках договора транспортной экспедиции соответствуют Правилам очистки и промывки вагонов.
Судами учтено, что представленными в материалах дела дорожными сопроводительными документами подтверждено осуществление в 2008 году перевозки различных грузов, в том числе селитры аммиачной, аммония карбоната, капролактама, карбоната в одних и тех же вагонах (NN 52524477, 52524642, 52524261, 52524386), принадлежащих КОАО "Азот". Согласно экспертному заключению ведущего научного сотрудника Сибирского государственного университета путей сообщения, доктора технических наук, профессора В.И.М. от 17.08.2009 N 1520 "О возможности погрузки в непромытый крытый универсальный вагон из-под селитры аммиачной" - селитра аммиачная (аммония нитрат) как опасный груз класса 5.1 "окисляющие вещества" способна воспламенять горючие вещества, а также взрываться в смеси с горючими веществами или катализаторами при определенных условиях. Наличие окисляющих свойств является, как правило, основанием для запрета совместной перевозки такого груза с другими опасными или неопасными грузами. Наибольшую опасность представляет контакт аммония нитрата с легковоспламеняющимися твердыми веществами, такими как капролактам, гексаметилентетрамин. Неопасные горючие грузы: карбамид (мочевина), диафен в твердом состоянии способны воспламеняться и интенсивно гореть в контакте с аммония нитратом. Неопасный негорючий груз: аммония карбонат в зоне пламени способен разлагаться на углерода диоксид, воду и аммиак, являющийся ядовитым и воспламеняющимся газом.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в действиях ОАО "РЖД" отсутствуют нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при этом в предмет доказывания по данному делу входит установление факта законности обжалуемых решения и предписания относительно нарушения ОАО "РЖД" указанной нормы права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически были подробно исследованы в суде апелляционной инстанции, поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой направлены исключительно на переоценку выводов судов по существу спора.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права. Оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14878/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами учтено, что представленными в материалах дела дорожными сопроводительными документами подтверждено осуществление в 2008 году перевозки различных грузов, в том числе селитры аммиачной, аммония карбоната, капролактама, карбоната в одних и тех же вагонах (NN 52524477, 52524642, 52524261, 52524386), принадлежащих КОАО "Азот". Согласно экспертному заключению ведущего научного сотрудника Сибирского государственного университета путей сообщения, доктора технических наук, профессора В.И.М. от 17.08.2009 N 1520 "О возможности погрузки в непромытый крытый универсальный вагон из-под селитры аммиачной" - селитра аммиачная (аммония нитрат) как опасный груз класса 5.1 "окисляющие вещества" способна воспламенять горючие вещества, а также взрываться в смеси с горючими веществами или катализаторами при определенных условиях. Наличие окисляющих свойств является, как правило, основанием для запрета совместной перевозки такого груза с другими опасными или неопасными грузами. Наибольшую опасность представляет контакт аммония нитрата с легковоспламеняющимися твердыми веществами, такими как капролактам, гексаметилентетрамин. Неопасные горючие грузы: карбамид (мочевина), диафен в твердом состоянии способны воспламеняться и интенсивно гореть в контакте с аммония нитратом. Неопасный негорючий груз: аммония карбонат в зоне пламени способен разлагаться на углерода диоксид, воду и аммиак, являющийся ядовитым и воспламеняющимся газом.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в действиях ОАО "РЖД" отсутствуют нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при этом в предмет доказывания по данному делу входит установление факта законности обжалуемых решения и предписания относительно нарушения ОАО "РЖД" указанной нормы права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2011 г. по делу N А27-14878/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-14878/2009
23.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-14878/2009
23.04.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11018/2009