Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Градъ" (далее - ОАО "Градъ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО, административный орган) от 26.05.2010 N 62-10-320/пн о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А.М.) заявленные требования удовлетворены. Постановление РО ФСФР России в УрФО от 26.05.2010 N 62-10-320/пн признано незаконным и отменено полностью.
Постановлением апелляционного суда от 09.12.2010 решение суда от 20.08.2010 отменено, принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
ОАО "Градъ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 09.12.2010 отменить, решение от 20.08.2010 оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом применен закон, не подлежащий применению, - статья 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг). Указанная норма права относится к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и не предоставляет Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) полномочий возлагать обязанность раскрытия информации на лиц, на которых такая обязанность не возложена самим Законом о рынке ценных бумаг.
Общество считает, что Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), не соответствует Закону о рынке ценных бумаг, в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ОАО "Градъ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве РО ФСФР России в УрФО просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Административный орган, ссылаясь на статью 30, пункт 13 статьи 42 Закона о рынке ценных бумаг, пункт 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2005 N ГКПИ2005-807, указывает, что Положение о раскрытии информации принято ФСФР России в пределах предоставленных ей полномочий, и Общество в силу пункта 5.1 названного Положения обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, при проведении контроля соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг РО ФСФР России в УрФО обнаружено, что Обществом не представлена информация в форме ежеквартального отчета эмитента за 4 квартал 2009 года в срок до 15.02.2010.
По данному факту административным органом составлен протокол от 11.05.2010 N 62-10-347/пр-ап об административном правонарушении и вынесено постановление от 26.05.2010 N 62-10-320/пн о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
ОАО "Градъ", не согласившись с указанным постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения в связи с отсутствием у него обязанности по раскрытию информации в форме предоставления ежеквартального отчета.
При этом суд первой инстанции счел, что правило подпункта "в" пункта 5.1 Положения о раскрытии информации не основано на требованиях Закона о рынке ценных бумаг (статьи 2, 19, 30) и не подлежит принятию во внимание по настоящему делу в силу части 2 статьи 13 АПК РФ.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности в действия ОАО "Градъ" состава вмененного ему административного правонарушения.
Выводы апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе в отношении юридических лиц в виде административного штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей, за нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме.
Согласно статье 30 Закона о рынке ценных бумаг в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.
Пунктом 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах установлено, что открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, и иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317.
Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2006 за N 8532).
Из пункта 1.1 Положения о раскрытии информации следует, что данное Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом.
Подпунктом "в" пункта 5.1 Положения о раскрытии информации определено, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется, в том числе, на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Согласно пункту 5.6 Положения о раскрытии информации эмитент эмиссионных ценных бумаг обязан предоставлять в регистрирующий орган ежеквартальный отчет не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции и апелляционный суд установили, что ОАО "Градъ" создано в процессе приватизации государственного предприятия Институт "Тюменьгражданпроект".
В силу абзаца 2 пункта 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, и абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", суд апелляционной инстанции правильно указал, что утвержденный комитетом по управлению имуществом план приватизации названного предприятия являлся проспектом эмиссии его акций.
Апелляционный суд установил, что Комитетом финансов администрации Тюменской области разрешен выпуск акций путем регистрации 25.12.1992 под N 1171-1П-106 плана приватизации государственного предприятия Институт "Тюменьгражданпроект", которым предусмотрено, что 49% от общего числа акций создаваемого общества подлежат свободной продаже.
При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 92 Закона об акционерных обществах, статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, пунктов 1.14, 5.1 и 5.6 Положения о раскрытии информации, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Общество обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
Установив, что отчет за 4 квартал 2009 года Обществом направлен в адрес РО ФСФР России в УрФО 12.04.2010, то есть с нарушением установленного законом срока (срок истек 15.02.2010), руководствуясь частью 1 статьи 2.1, статьей 26.2 КоАП РФ, апелляционный суд правомерно признал наличие в действиях ОАО "Градъ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Проверив полномочия административного органа, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности, апелляционный суд не выявил нарушений, являющихся безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления РО ФСФР России в УрФО.
Учитывая, что наказание назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления РО ФСФР России в УрФО от 26.05.2010 N 62-10-320/ПН.
Довод кассационной жалобы о необоснованном применении апелляционным судом статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании ОАО "Градъ" названной нормы материального права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 09.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6068/2010 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Градъ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд установил, что Комитетом финансов администрации Тюменской области разрешен выпуск акций путем регистрации 25.12.1992 под N 1171-1П-106 плана приватизации государственного предприятия Институт "Тюменьгражданпроект", которым предусмотрено, что 49% от общего числа акций создаваемого общества подлежат свободной продаже.
При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 92 Закона об акционерных обществах, статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, пунктов 1.14, 5.1 и 5.6 Положения о раскрытии информации, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Общество обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
Установив, что отчет за 4 квартал 2009 года Обществом направлен в адрес РО ФСФР России в УрФО 12.04.2010, то есть с нарушением установленного законом срока (срок истек 15.02.2010), руководствуясь частью 1 статьи 2.1, статьей 26.2 КоАП РФ, апелляционный суд правомерно признал наличие в действиях ОАО "Градъ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
...
Учитывая, что наказание назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления РО ФСФР России в УрФО от 26.05.2010 N 62-10-320/ПН.
Довод кассационной жалобы о необоснованном применении апелляционным судом статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании ОАО "Градъ" названной нормы материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2011 г. по делу N А70-6068/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8450/11
23.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8450/11
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-6068/2010
09.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8461/2010