Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Триполевой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2307/2024 по административному исковому заявлению ООО "КУППЭ" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N67; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в много-квартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в много-квартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2024 год).
В Перечни на 2023-2024 годы, под пунктами, соответственно, 13254 и 9103 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0001019:1331 по адресу: г.Москва, ул. Дубнинская, д. 50, помещение 1\1 (далее - Помещение).
ООО "КУППЭ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2023-2024 годы, ссылаясь на то, что Помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Помещения, в отношении которого уплачивает налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости; для ООО "КУППЭ" увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Помещение, площадью 2 216, 3 кв.м, принадлежит административному истцу; право собственности ООО "КУППЭ" зарегистрировано в 2016 году.
Данное Помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером 77:09:0002007:1074 по адресу: г.Москва, ул. Дубнинская, д. 50.
Никем не оспаривается, что административный истец, как собственник Помещения, включенного в оспариваемые перечни, обязан уплатить в отношении него налог на имущество организаций за спорные налоговые периоды 2023-2024 годов исходя из его кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве ООО "КУППЭ" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нор-мы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2023-2024 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, что не оспаривается.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 (пункт 2.1.) Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории города Москвы осуществляется в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов не-движимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что Помещение включено в Перечни на 2023-2024 годы исходя из его фактического использования на основании акта N91221723/ОФИ от 12 января 2022 года, согласно которому спорный объект недвижимости используется для размещения объектов торговли и общественного питания (доля указанных видов использования, соответственно, - 7, 37% и 42, 94%).
Выводы акта, а также в целом, то обстоятельство, что Помещение используется в спорных налоговых периодах под цели статьи 378.2 НК РФ (под объекты торговли и общественного питания, в том числе в объеме, более чем 20% его общей площади), стороной административного истца не оспариваются (статья 65 КАС РФ).
Оснований не доверять акту обследования, объяснениям стороны административного истца о фактическом использовании суд не имеет; в том числе из выписки из ЕГРН следует, что в отношении Помещения зарегистрированы договоры аренды объектов торговли и общественного питания (АО "Тандер", ООО "Пиццамейкеры"), действие которых распространяется на спорные налоговые периоды; обследование Госинспекцией проведено уполномоченными на то лицами; акт составлен в соответствии с Порядком, подписан без замечаний, отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ и может быть положен наряду с иными собранными по делу доказательствами о фактическом использовании Помещения в основу решения.
В то же время согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Применительно к изложенному, проверяя доводы возражений Правительства Москвы о том, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, где расположение Помещение, составляет более 3 000 кв.м, суд не может с ними согласиться в силу следующего.
Так, согласно сведениям ЕГРН Помещение расположено в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу с кадастровым номером 77:09:0002007:1074; согласно представленной выписке из ЕГРН площадь дома составляет 10 128, 2 кв.м.; в нем имеются 4 нежилые помещения (с кадастровыми номерами 77:09:0001019:1331 (Помещение), 77:09:0002007:10140 (площадью 2 220, 3 кв.м.), 77:09:0002007:10141 (площадью 904, 8 кв.м.), 77:09:0002007:10142 (площадью 19 кв.м.)).
Согласно технической документации на данный многоквартирный дом (технический паспорт, экспликация) - суммарная площадь нежилых помещений в нем - 3 144 кв.м, из них 2 201 кв.м. имеют торговое назначение.
При этом, из анализа экспликации следует, что помещение I в подвале (площадью 904, 8 кв.м, помещение с кадастровым номером 77:09:0002007:10141) - это комнаты, предназначенные для обслуживания помещений собственников многоквартирного дома (венткамеры, коридоры, машинные отделения, лестницы).
Таким образом, непосредственно нежилых помещений в доме в соответствии с технической документацией - менее 3 000 кв.м. (3 144 кв.м. - 904, 8 кв.м.).
Указанное подтверждается и электронным паспортом многоквартирного дома с кадастровым номером 77:09:0002007:1074, из которого следует, что общая площадь нежилых помещений в доме (без учета общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) - 2 236, 2 кв.м.
Аргументы административного ответчика со ссылками на письмо Управления Росреестра по Москве от 21 декабря 2023 года о том, что в число нежилых помещений многоквартирного дома также подлежит включению площадь помещений, относящаяся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, не основаны на законе.
Такого рода помещения в определенные региональным законодателем критерии объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости для целей статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций", по убеждению суда, не входят, о чем возможно заключить из анализа положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым дано определение "нежилого помещения в многоквартирном доме"; указанное Правительством Москвы имущество (общие холлы, входные группы, лестничные клетки, чердаки, крыша, машинные отделения, венткамеры и т.п.) под действующую терминологию не подпадает; оно предназначено для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, а не для того, что участвовать в гражданском обороте как самостоятельные недвижимый вещи; целью включения этих объектов в структуру здания, в том числе их кадастрового учета, не является налогообложение каким-либо видом налога, в том числе налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.
Ввиду указанного суд полагает, что при подсчете площади нежилых помещений в многоквартирном доме такие помещения не учитываются.
Доводы Правительства Москвы о том, что Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не применимо к рассматриваемым правоотношениям, суд также отклоняет; правовых препятствий к использованию сформулированной в нем терминологии не установлено; иное определение нежилого помещения в многоквартирном доме в действующем законодательстве отсутствует.
Также суд считает несостоятельными доводы административного ответчика о том, что при подготовке оспариваемых перечней Правительство Москвы ориентировалось на сведения ЕГРН о составе и размере нежилых помещений в многоквартирном доме; само по себе это о законности оспариваемых пунктов перечней не свидетельствует; кроме того, представляется, что орган государственной власти имеет в своем распоряжении достаточно информации, технических документов и баз данных, которые позволяют ему в полной мере проверить все юридически значимые обстоятельства, изучить какого типа нежилые помещения в доме поставлены на кадастровый учет, относятся ли они к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; Правительство Москвы голословно утверждает о том, что ограничено в своей деятельности при утверждении перечней сведениями ЕГРН о поставленных на кадастровый учет нежилых помещениях и не имеет возможности изучать их назначение и иных характеристики; таким образом, актуальность государственного кадастрового учета нежилых помещений в доме не лишает Правительство Москвы возможности позволяет проанализировать содержащиеся в ЕГРН сведения об объектах, сопоставить их с иными данными о помещениях в доме, дабы соблюсти конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, вопреки требованиям статьи 213 КАС РФ, административным ответчиком не представлено объективных и бесспорных доказательств того, что общая площадь именно нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено Помещение, превышает 3000 кв.м, в том числе не опровергнуты данные технической документации на дом и помещения в нем, оснований не доверять которым суд не имеет.
Ввиду указанного включение Помещения в Перечни на периоды 2023-2024 годы представляется суду необоснованным, не оправданным в конституционно-правовом отношении.
Оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ООО "КУППЭ" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы") в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 13254.
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы") в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 9103.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "КУППЭ" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 июня 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.