Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3613/2024 по административному исковому заявлению Г-- В?И-- об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 26.07.2022 N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра"
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 26 июля 2022 года принято постановление N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра" (вместе с "Правилами взимания платы за проезд по Московскому скоростному диаметру", "Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по Московскому скоростному диаметру", "Методикой расчета платы за проезд транспортных средств по Московскому скоростному диаметру").
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 26.07.2022 года, "Вестник Москвы", N 43, том 5, 02.08.2022 года. В настоящее время нормативный правовой акт действует с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 12.12.2023 N 2478-ПП.
Названным постановлением установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со 2 января 2023 г. использование участка улично-дорожной сети, образованного Северо-Восточной и Юго-Восточной хордами, характеристики которого указаны в приложении 1 к постановлению (далее - Московский скоростной диаметр), осуществляется на платной основе бессрочно для создания условий по предотвращению транзитного движения через территорию города Москвы (пункт 1.1).
Приложением N 2 к названному постановлению утвержден Порядок взимания платы за проезд по Московскому скоростному диаметру и предоставления льготного проезда или проезда без взимания платы по Московскому скоростному диаметру (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что пользователь, въехавший в границы территории, ограниченной автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-113 "Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)" (далее - ЦКАД), а затем совершивший проезд по МСД (при этом между въездом на МСД и выездом с МСД прошло не более 2 часов) и выехавший из границ территории, ограниченной ЦКАД, в течение не более 24 часов после въезда в указанную территорию, за исключением пользователей, относящихся к отдельным категориям пользователей, которым предоставляется право проезда без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, пунктом 1.2 настоящего постановления и (или) решением оператора, а также пользователей, осуществляющих в установленном порядке на территории города Москвы или Московской области перевозки пассажиров и багажа легковым такси, и (или) пользователей при осуществлении ими в установленном порядке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, обязан вносить плату за проезд в соответствии с публичным договором и настоящим Порядком.
Административный истец Г-- В.И. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных выше пунктов нормативного правового акта: пункта 1.1 постановления и пункта 3.1. Порядка, утвержденного названным постановлением.
В обоснование административного иска указано, что в совместной собственности административного истца и его супруги находится автомобиль ---, с августа 2023 года в личный кабинет административного истца стали поступать уведомления о необходимости оплаты транзитного проезда по Московскому скоростному диаметру в соответствии с положениями оспариваемого постановления Правительства Москвы. По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку предусматривает взимание платы и с тех автомобилистов, которые не осуществляют транзитный проезд. Также административный истец указал, что оспариваемые им положения нормативного правового акта не отвечают критерию правовой неопределенности.
В судебном заседании административный истец Г-- В.И, его представитель С-- А.А. административные исковые требования поддержали в полном объеме. Представители Правительства Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Л-- Е.А, К-- Е.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.
Изучив административного исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности состоит из Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, что подтверждает его отнесение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшим до 01 января 2023 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования.
Действие Федерального закона N 257-ФЗ распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В целях реализации указанного выше полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, правительством Москвы принято постановление N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра" (вместе с "Правилами взимания платы за проезд по Московскому скоростному диаметру", "Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по Московскому скоростному диаметру", "Методикой расчета платы за проезд транспортных средств по Московскому скоростному диаметру"), пункт 1.2 которого оспаривается административным истцом.
В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет, в том числе, полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Согласно части 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" (далее - Закон города Москвы N 25) официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 5 статьи 20 Закона города Москвы N 25 постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении Правительства Москвы. Постановления Правительства Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, а в случае, указанном в части 1 статьи 20 Закона города Москвы N 25, - не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. Согласно статье 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" (далее - Закон о Правительстве) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В силу статьи 9 Закона о Правительстве Правительство Москвы осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным федеральным законодательством и законодательством города Москвы к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением вопросов, отнесенных федеральным законодательством и законами города Москвы к полномочиям Московской городской Думы.
На основании пункта 1 статьи 19 Закона о Правительстве правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о Правительстве Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает развитие транспортной системы города Москвы. В силу статьи 20 Закона о Правительстве подписывает акты Правительства Москвы Мэр Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 26.07.2022 N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра" подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 26.07.2022г, а также в издании "Вестник Москвы", N 43, том 5, 02.08.2022г, принято по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов на основании полномочий, предоставленных субъектам РФ федеральным законом, в связи с чем, суд приходит к выводу, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых им положений (пункт 1.1 постановления и пункт 3.1 Порядка) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Так, пунктом 1.1. постановления предусмотрено, что со 2 января 2023 г. использование участка улично-дорожной сети, образованного Северо-Восточной и Юго-Восточной хордами, характеристики которого указаны в приложении 1 к настоящему постановлению (далее - Московский скоростной диаметр), осуществляется на платной основе бессрочно для создания условий по предотвращению транзитного движения через территорию города Москвы.
Данный пункт, по убеждению суда, не вступает в противоречие с действующим законодательством, поскольку решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения либо участка такой автомобильной дороги, что прямо предусмотрено в ст.36 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования, что распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования.
В данном случае, Правительство Москвы, реализуя свои дискреционные полномочия, приняло решение об использовании соответствующей автомобильной дороги на платной основе, что соответствует положениям пункта 2 части 2 статьи 36 Федерального закона N 257-ФЗ, согласно которому решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения либо участка такой автомобильной дороги.
Правообладаетелем Московского скоростного диаметра является город Москва, строительство Северо-Восточной и Юго-Восточной хорды, образующих Московский скоростной диаметр, осуществлялось за счет бюджетных ассигнований города Москвы, что следует из постановлений Правительства Москвы от 03 ноября 2020 года N 1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы", от 12 октября 2021 N 1591-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы", от 11 октября 2022 N 2195-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2022-2025 годы". Вносимая плата за проезд транспортных средств зачисляется в бюджет города Москвы.
Необходимо отметить, что установление платного режима использования автомобильной дороги обусловлено обеспечением всем заинтересованным лицам возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования, что полностью соответствует части 1 статьи 38 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Также названным постановлением определен круг лиц, подлежащих освобождению от уплаты за проезд, что соответствует положениям пункта 4 части 1 статьи 41 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Таким образом, оспариваемые пункты постановления не противоречат актам большей юридической силы, не нарушают прав истца, поскольку маршруты, основные технические характеристики, протяженность участков улично-дорожной сети, по которым осуществляется альтернативный бесплатный проезд транспортных средств, приведены в пункте 5 приложения 1 к постановлению N 1576-ПП. Довод административного истца о том, что использование альтернативных проездов не является удобным для административного истца, не может свидетельствовать о нарушении его прав оспариваемым постановлением.
Заявленные доводы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Конституции Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующая равенство прав и свобод человека и гражданина, не регулирует правоотношения в сфере дорожной деятельности, поэтому основания для ее непосредственного применения у суда отсутствуют.
Доводы административного истца о том, что определение транзитного проезда отсутствует в нормативных правовых актах, не влекут признание оспариваемых пунктов постановления N 1576-ПП недействующим, поскольку из содержания постановления усматривается, что неопределенность, неясность, неоднозначность применения оспариваемых норм отсутствует.
В постановлении N 1576-ПП четко определены характеристики Московского скоростного диаметра и маршрутов альтернативного бесплатного проезда транспортных средств (приложение 1); установлен порядок взимания платы за проезд по Московскому скоростному диаметру и предоставления льготного проезда или проезда без взимания платы по Московскому скоростному диаметру (приложение 2); определены правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по Московскому скоростному диаметру (приложение 3); установлена методика расчета платы и максимальный размер платы за проезд транспортных средств по Московскому скоростному диаметру (приложение 4).
Содержание данных правовых норм не имеет характера неопределенности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции; в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц; содержит положения, не противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; неопределенные положения, вступающие в противоречие с четко изложенными нормами постановления и иных актов большей юридической силы, в оспариваемом постановлении не содержатся, в связи с чем административный иск подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Г--- В?И-- об оспаривании пункта отдельных положений постановления Правительства Москвы от 26.07.2022 N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о признании недействующими положений постановления о платном проезде по Московскому скоростному диаметру, указав на законность и соответствие оспариваемых норм федеральному законодательству. Суд установил, что нормативный акт принят в пределах полномочий и не нарушает права истца, поскольку предусмотрены альтернативные бесплатные маршруты.