Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Коржикове Д.А, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3170/2024 по административному исковому заявлению ООО "ОФЕНЯ" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N67; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, вступившего в силу с 1 января 2024 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в много-квартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2024 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2023; опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, тома 2 - 4, 05.12.2023.
В Перечень на 2024 год под пунктом 5549 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0004002:9343 по адресу: г.Москва, ул. Ярцевская, д. 4 (далее - Помещение).
ООО "ОФЕНЯ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2024 год, ссылаясь на то, что Помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Помещения, в отношении которого уплачивает налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости; для ООО "ОФЕНЯ" увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили; на основании статей 150, 152 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Помещение, площадью 278, 8 кв.м, принадлежит административному истцу; право собственности ООО "ОФЕНЯ" зарегистрировано в 2014 году.
Данное Помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером 77:07:0004003:1017 по адресу: г.Москва, ул. Ярцевская, д. 4.
Никем не оспаривается, что административный истец, как собственник Помещения, включенного в оспариваемый перечень, обязан уплатить в отношении него налог на имущество организаций за спорный налоговый период 2024 года исходя из его кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве ООО "ОФЕНЯ" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нор-мы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечень на 2024 год опубликован и размещен на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, что не оспаривается.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 (пункт 2.1.) Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности, расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории города Москвы осуществляется в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов не-движимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что Помещение включено в Перечень на 2024 год исходя из его фактического использования на основании акта N91236399/ОФИ от 9 августа 2023 года, согласно которому спорный объект недвижимости используется для размещения офисов и объектов торговли (доли указанных видов деятельности, соответственно, - 25, 82% и 54, 02%).
Выводы акта, а также в целом, то обстоятельство, что Помещение используется в спорном налоговом периоде под цели статьи 378.2 НК РФ, более чем 20% его общей площади, стороной административного истца не оспариваются (статья 65 КАС РФ); оснований не доверять акту суд не имеет; обследование Госинспекцией проведено уполномоченными на то лицами; акт составлен в соответствии с Порядком, подписан без замечаний, отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, незаконным или ошибочно составленным не признан, может быть положен в основу решения как подтверждающий фактическое использование Помещения.
В то же время согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Применительно к изложенному, проверяя доводы возражений Правительства Москвы о том, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, где расположение Помещение, составляет более 3 000 кв.м, суд не может с ними согласиться в силу следующего.
Так, установлено, что Помещение расположено в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу с кадастровым номером 77:07:0004003:1017, площадью 5 309, 6 кв.м, из которых 3 897, 1 кв.м. составляют жилые помещения (квартиры); из представленного электронного паспорта многоквартирного дома размер нежилых помещений в нем - 1 839, 4 кв.м.; по данным Управления Росреестра по Москве (сообщение от 2 октября 2024 года) по итогам проведенного анализа актуализированы сведения ЕГРН на многоквартирный дом и ряду объектов, отраженных в выписки из ЕГРН, присвоен статус "Архивный"; суммарная площадь нежилых помещений доме - 2 841, 2 кв.м, из них 2 576, 7 кв.м. - нежилые помещения, в отношении которых в ЕГРН внесены сведения о собственниках, и 264, 5 в.м. - нежилые помещения, в отношении которых сведения о праве собственности отсутствуют.
Согласно технической документации на данный многоквартирный дом (технический паспорт, экспликация) - суммарная площадь нежилых помещений в нем - 1 831, 1 кв.м, из них 393, 5 кв.м - имеют торговое назначение, 509 кв.м. - складское назначение и 936, 9 кв.м. - учрежденческое.
Все эти сведения о доме предоставлены уполномоченными органами, оснований не доверять им суд не имеет.
Таким образом, по делу не установлено, что нежилых помещений в доме по адресу: г. Москва, ул. Ярцевская, д. 4 - более 3 000 кв.м.
Несмотря на несовпадение данных о площади нежилых помещений в доме, представленные сведения объективно свидетельствуют о том, что их суммарный размер не превышает предусмотренный региональным законодателем критерий в 3 000 кв.м, что и является юридически значимым по настоящему делу.
Аргументы административного ответчика со ссылками на письмо Управления Росреестра по Москве от 21 декабря 2023 года о том, что в число нежилых помещений многоквартирного дома также подлежит включению не входящие в общую площадь здания помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (по экспликации - том 1 л.д. 141- 480, 7 кв.м.), не основаны на законе.
Такого рода помещения в определенные региональным законодателем критерии объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости для целей статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" не входят, о чем возможно заключить из анализа положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым дано определение "нежилого помещения в многоквартирном доме"; указанное Правительством Москвы имущество (общие холлы, входные группы, лестничные клетки, чердаки, крыша и т.п.) под действующую терминологию не подпадает; оно предназначено для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, а не для того, что участвовать в гражданском обороте как самостоятельные недвижимый вещи; целью включения этих объектов в структуру здания, в том числе их кадастрового учета, не является налогообложение каким-либо видом налога, в том числе налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости.
Ввиду указанного суд полагает, что при подсчете площади нежилых помещений в многоквартирном доме такие помещения для целей налогообложения не учитываются.
Доводы Правительства Москвы о том, что Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не применимо к рассматриваемым правоотношениям, суд также отклоняет; правовых препятствий к использованию сформулированной в нем терминологии не установлено; иное определение нежилого помещения в многоквартирном доме в действующем законодательстве отсутствует.
Также суд считает несостоятельными доводы административного ответчика о том, что при подготовке оспариваемого перечня Правительство Москвы ориентировалось на сведения ЕГРН, которые отличались от тех, которые установлены судом при рассмотрении спора и эти более ранние данные свидетельствовали о соответствии Помещения установленным налоговым законодательством критериям объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости.
Эти доводы суд во внимание не принимает также
Представляется, что орган государственной власти имеет в своем распоряжении достаточно информации, технических документов и баз данных, которые позволяют ему в полной мере проверить все юридически значимые обстоятельства; Правительство Москвы голословно утверждает о том, что ограничено в своей деятельности при утверждении перечней сведениями ЕГРН; права сопоставить данные об объектах, имеющуюся техническую документацию на них, дабы соблюсти конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения, а при наличии сомнений обязательно истолковать их в пользу налогоплательщика, административный ответчик не лишен.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, вопреки требованиям статьи 213 КАС РФ, административным ответчиком не представлено объективных и бесспорных доказательств того, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено Помещение, превышает 3000 кв.м, в том числе не опровергнуты данные технической документации и актуализированные сведения ЕГРН, оснований не доверять которым суд не имеет.
Ввиду указанного включение Помещения в Перечень на 2024 год представляется суду необоснованным, не оправданным в конституционно-правовом отношении.
Оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемый пункт Перечня подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ООО "ОФЕНЯ" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы") в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 5549.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "ОФЕНЯ" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 октября 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующим пункт перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости, поскольку установлено, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме не превышает 3000 кв.м. Это решение восстановило права собственника, снизив налоговое бремя. Суд также взыскал судебные расходы с ответчика.