Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Забродине А.В. с участием прокурора Триполевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2926/2024 по административному исковому заявлению ПАО НПО "Алмаз" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2024 года.
Административный истец является собственником помещений в здании с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здание также не используется для указанных целей.
В судебном заседании представители административного истца, заинтересованных лиц административные исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ---, общей площадь 19 933, 1 кв.м, ---, общей площадью 537, 6 кв.м, ---, общей площадью 6 834, 3 кв.м, ---, общей площадью 2 585, 6 кв.м, ---, общей площадью 165, 8 кв.м, ---, общей площадью 107, 3 кв.м, ---, общей площадью 96, 3 кв.м, в нежилом здании с кадастровым номером ---, общей площадью 48 581 кв.м, расположенном по адресу: г. Москва, ---.
Согласно ответу ППК Роскадастр на запрос Московского городского суда, спорное здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами --- и ---.
Земельный участок с кадастровым номером --- имеет вид разрешенного использования: "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.27))"; земельный участок с кадастровым номером --- имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации зданий в научно-производственных целях".
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости, содержание понятия которого раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1); земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7).
Из анализа вида разрешенного использования земельного участка под спорным нежилым зданием усматривается, что он допускает неопределенность и критерий вида разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести объект капитального строительства к административно-деловому центру, торговому объекту, объекту общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке, на основании Порядка определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, на что указывается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика".
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), Госинспекция определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (пункт 1.2 Порядка).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно положениям Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункты 3.4, 3.6).
В отношении здания составлен акт о фактическом использовании N --- от 29 июня 2022 года, согласно выводам которого здание на 21, 08% используется для размещения офисов.
Данный акт являлся также основанием для включения здания в Перечень на 2024 год.
Названный акт обследования являлся предметом судебной проверки по административному делу N ---, признан судом ненадлежащим доказательством. В частности, судом указано, что согласно п.20 акта под размещение офиса отнесено помещение IV на 2 этаже площадью 974, 1 кв.м и сделан комментарий, что доступ в помещение не обеспечен, вид фактического использования определен на основании информации из технической документации БТИ. В соответствии с п. 27 Акта под размещение офиса отнесено помещение IV на 3 этаже площадью 1 001, 6 кв.м и сделан комментарий, что доступ в помещение не обеспечен, вид фактического использования определен на основании информации из технической документации БТИ. Вместе с тем, данные помещения относятся к собственности ПАО "НПО "Алмаз", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 04 февраля 2015г. и от 11 августа 2015г.
Из Устава ПАО "НПО "Алмаз" следует, что общество является коммерческой организацией, целью деятельности которой является участие в обороноспособности и безопасности Российской Федерации, развитие военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и получение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности. Основным видом деятельности административного истца является "Производственная деятельность в области вооружения", что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 05 июля 2023 года.
ПАО "НПО "Алмаз" имеет лицензию N --- от 23 июля 2013г. на осуществление деятельности в области вооружения и военной техники, которая выдана Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. В целях осуществления уставной деятельности в помещениях Общества на основании "Инструкции о пропускном режиме" от 17 марта 2021 года N 2-21 на спорном объекте действует пропускной режим. С учетом изложенного, исключив указанные помещения из состава офисных помещений, Московский городской суд пришел к выводу о том, что площадь, занимаемая офисами, не превышает 20%.
Решение Московского городского суда от 25 сентября 2023 года вступило в законную силу 12 марта 2024 года.
В 2023 году актов обследования в отношении здания не составлялось.
Таким образом, в оспариваемый Перечень на 2024 год здание, занимаемое административным истцом, не могло быть включено по критерию вида разрешенного использования земельного участка, а также по критерию фактического использования на основании акта обследования N --- от 29 июня 2022 года, принимая во внимание, что в 2023 году актов о фактическом использовании здания для целей налогообложения не составлялось.
В ходе рассмотрения дела по существу Правительством Москвы представлен акт о фактическом использовании N --- от 28 июня 2024 года, согласно выводам которого 32, 35% здания используется для размещения офисов, объектов общественного питания и торговли.
Вместе с тем, данный акт является основанием для включения здания в Перечень на 2025 год, не может иметь ретроспективного значения. Тем не менее, оспаривая выводы акта обследования лицами, участвующими в деле, представлены документы о фактическом использовании здания.
Административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ---, общей площадь 19 933, 1 кв.м, ---, общей площадью 537, 6 кв.м, ---, общей площадью 6 834, 3 кв.м, ---, общей площадью 2 585, 6 кв.м, ---, общей площадью 165, 8 кв.м, ---, общей площадью 107, 3 кв.м, ---, общей площадью 96, 3 кв.м, в нежилом здании с кадастровым номером ---, общей площадью 48 581 кв.м, расположенном по адресу: г. Москва, ---.
Административный истец использует помещения для осуществления уставной деятельности, не предоставляет помещения в аренду. ПАО НПО "Алмаз" является предприятием, занимающимся разработкой зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и систем противовоздушной обороны (ПВО), является системообразующим предприятием оборонно-промышленного комплекса России. Входит в состав концерна "Алмаз-Антей". С 1955 года и по настоящее время предприятие разрабатывает и выпускает зенитные ракетные комплексы
Административный истец имеет лицензию от 23 июля 2013 года, выданную Министерством промышленности и торговли РФ на разработку вооружения и военной техники, на производство и реализацию вооружения и военной техники, на ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж вооружения и военной техники. Данная деятельность осуществляется по адресу спорного здания, что следует из содержания лицензии.
Часть помещений в здании принадлежит ООО "Москва-Сокол", ООО "Социум-банк", в материалы дела представлены договоры аренды, заключенные данными юридическими лицами, а также сводный расчет административного истца и заинтересованных лиц и контр-расчет Правительства Москвы. Так, Правительством Москвы определена площадь, используемая для целей ст.378.2 Налогового кодекса РФ, в размере 27, 66% исходя из отнесения к офисным помещениям следующих помещений:
Договор аренды
площадь, кв.м.
назначение арендуемых помещений
дата
номер
срок действия
Арендаторы
4
5
6
7
8
9
19, 30
офис
01.02.2024
16-С/936
01.02.2024-31.12.2024
АНО "Экспертизы и качества
01.03.2023
16-С/865
01.03.2023-31.01.2024
125, 60
под основной вид деятельности (проектирование)
23.11.2022
16-С/845
01.01.2023-30.11.2023
АО "48 Управление наладочных работ"
35, 60
23.01.2023
16-С/866
01.02.2023-28.02.2023
1125, 60
27.11.2023
16-С/921
01.12.2023-31.10.2024
35, 60
28.02.2023
16-С/873
01.03.2023-31.12.2023
582, 90
09.12.2022
16-С/846
01.01.2023-31.07.2025
132, 60
офис
01.06.2023
16-С/894
01.06.2023-30.04.2024
АО "ЦНТ"
01.05.2024
16-С/955
01.05.2024-31.03.2025
21, 90
магазин
01.09.2024
16-С/978
01.09.2024-31.07.2025
ИП Мирин А.А.
01.10.2023
16-С/914
01.10.2023-31.08.2024
52, 10
офис и склад
22.07.2024
16-С/983
20.08.2024-30.06.2025
ИП Новикова К.А.
47, 70
офис
19.02.2024
16-С/944
01.03.2024-31.01.2025
ИП Рамазанов И.Р.
103, 50
офис
01.05.2023
16-С/877
01.05.2023-31.03.2024
ООО "АРТИКУЛ ПРОДАКШН"
01.04.2024
16-С/948
01.04.2024-28.02.2025
11, 70
офис
01.01.2023
16-С/854
01.01.2023-30.11.2023
ООО "АСГАРД"
01.12.2023
16-С/925
01.12.2023-31.10.2024
16, 80
офис
21.02.2023
16-С/875
22.02.2023-31.12.2023
ООО "АЦЕГРАМ"
01.01.2024
16-С/928
01.01.2024-30.11.2024
52, 10
офис и склад
01.08.2022
16-С/827
01.01.2023-30.06.2023
ООО "Айконбит Технолоджи"
52, 80
52, 10
01.06.2024
16-С/965
01.06.2024-31.08.2024
77, 60
01.07.2023
16-С/897
01.07.2023-31.05.2024
52, 10
72, 00
офис
01.04.2023
16-С/869
01.04.2023-29.02.2024
ООО "БЬЮТЕРРА"
01.03.2024
16-С/939
01.03.2024-31.01.2025
27, 50
офис
01.09.2023
16-С/912
01.09.2023-31.07.2024
ООО "Викториа"
01.08.2024
16-С/973
01.08.2024-30.06.2025
33.10
офис
01.08.2023
16-С/903
01.08.2023-30.06.2024
ООО "ГРИФФИН ПАРТНЕР ТРЕВЕЛ"
22, 40
55, 50
01.07.2024
16-С/969
01.07.2024-31.05.2025
123, 70
офис
01.08.2023
16-С/904
01.08.2023-30.06.2024
ООО "Джи Эм Консалтинг"
01.07.2024
16-С/970
01.07.2024-31.05.2025
71, 60
офис
01.09.2023
16-С/909
01.09.2023-31.07.2024
ООО "ИнвестБюро"
01.08.2024
16-С/971
01.08.2024-30.06.2025
36, 70
офис
27.06.2023
16-С/908
02.08.2023-31.05.2024
ООО "Институт правовой помощи"
16, 20
офис
01.11.2023
16-С/919
01.11.2023-21.03.2024
ООО "Интерполис"
203, 40
офис
01.01.2019
16-С/503
01.01.2023-14.10.2024
ООО "Йорк РУ"
35, 60
офис
28.08.2024
16-С/987
28.08.2024-31.01.2025
ООО "КБ АЛЬЯНС"
35, 60
офис
13.12.2023
16-С/934
01.01.2024-29.02.2024
ООО "КОНТИНЕНТ"
87, 20
офис
01.05.2023
16-С/878
01.05.2023-31.03.2024
ООО "Клондайк"
01.04.2024
16-С/950
01.04.2024-28.02.2025
67, 10
офис
01.01.2019
16-С/503
15.02.2024-31.12.2024
ООО "Компания АЗУР"
203, 40
39, 70
офис
07.11.2023
16-С/924
14.11.2023-29.02.2024
ООО "ЛАЙТС ОН"
15, 90
офис
14.09.2023
16-С/918
18.09.2023-31.07.2024
ООО "ЛБК-ЛОГИСТИК"
01.08.2024
16-С/974
01.08.2024-30.06.2025
39, 80
офис
01.06.2023
16-С/902
01.06.2023-30.04.2024
ООО "ЛЕГЕНДА"
36, 60
офис
15.07.2024
16-С/981
01.08.2024-30.06.2025
ООО "ЛЕРТА"
15, 80
офис
01.02.2023
16-С/858
01.02.2023-31.12.2023
ООО "ЛНСЭ"
01.01.2024
16-С/930
01.01.2024-30.11.2024
126, 60
офис
01.06.2024
16-С/964
01.06.2024-30.04.2025
ООО "Ламберти Рус"
01.07.2023
16-С/896
01.07.2023-31.05.2024
17, 00
офис
02.05.2023
16-С/895
01.06.2023-30.04.2024
ООО "МАЙЕР ГРУПП"
01.05.2024
16-С/960
01.05.2024-31.03.2025
281, 80
офис
01.09.2023
16-С/910
01.09.2023-31.07.2024
ООО "МОСКВА-СОКОЛ"
01.08.2024
16-С/975
01.08.2024-30.06.2025
133, 10
офис и склад
01.04.2024
16-С/946
01.04.2024-28.02.2025
ООО "Меркурий Плюс ГЛС"
241, 50
01.05.2023
16-С/879
01.05.2023-31.03.2024
133, 10
01.05.2023
16-С/880
01.05.2023-31.03.2024
15, 00
офис
01.06.2022
16-С/810
01.01.2023-30.04.2023
ООО "Мобильинвест"
18, 10
01.04.2024
16-С/949
01.04.2024-28.02.2025
15, 00
01.05.2023
16-С/881
01.05.2023-31.03.2024
18, 10
36, 80
офис
16.04.2024
16-С/968
17.04.2024-31.03.2025
ООО "Огнеупор Стандарт"
103, 70
офис
01.06.2023
16-С/891
01.06.2023-30.04.2024
ООО "Отрада"
01.05.2024
16-С/957
01.05.2024-31.03.2025
337, 70
офис
01.03.2023
16-С/860
01.03.2023-31.01.2024
ООО "Офис на Соколе"
01.02.2024
16-С/937
01.02.2024-31.12.2024
48, 70
офис
01.03.2024
16-С/941
01.03.2024-31.01.2025
ООО "ПАРАДИГМА"
01.04.2023
16-С/871
01.04.2023-29.02.2024
39, 80
офис
10.04.2024
16-С/962
01.05.2024-31.03.2025
ООО "ПЕРВЫЙ ПАРК"
35, 60
офис
15.02.2024
16-С/943
01.03.2024-31.01.2025
ООО "Планета"
58, 40
39, 60
офис и склад
01.07.2023
16-С/898
01.07.2023-31.05.2024
ООО "Провидео Системс"
146, 20
16, 10
офис
01.03.2024
16-С/942
01.03.2024-31.01.2025
ООО "ПромСпецСервис"
01.04.2023
16-С/872
01.04.2023-29.02.2024
35, 90
офис
01.01.2024
16-С/931
01.01.2024-30.11.2024
ООО "РиЭль-Стоун"
01.03.2022
16-С/789
01.01.2023-31.01.2023
17, 00
офис
22.07.2024
16-С/982
26.07.2024-30.06.2025
ООО "СР-Групп"
364, 10
офис
01.02.2024
16-С/935
01.02.2024-31.12.2024
ООО "Сервисная логистическая компания"
26, 60
109, 70
01.03.2023
16-С/861
01.03.2023-31.01.2024
26, 60
123, 30
131, 10
15, 20
офис
01.09.2024
16-С/979
01.09.2024-31.07.2025
ООО "ТАЙ ПОИНТ"
01.10.2023
16-С/915
01.10.2023-31.08.2024
127, 20
офис
01.06.2023
16-С/890
01.06.2023-30.04.2024
ООО "ТД КАМИК"
01.05.2024
16-С/958
01.05.2024-31.03.2025
609, 50
офис
01.06.2023
16-С/893
01.06.2023-30.04.2024
'ООО "ТД ЦНТ"
01.05.2024
16-С/954
01.05.2024-31.03.2025
24, 00
кофейня
01.11.2023
16-С/920
01.11.2023-30.09.2024
ООО "ТЕОРА"
01.12.2022
16-С/850
01.01.2023-31.10.2023
389, 60
офис
16.02.2023
16-С/874
01.03.2023-31.01.2024
ООО "ТРАНСАКТОР.ПРО"
01.02.2024
16-С/932
01.02.2024-31.12.2024
279, 60
офис
01.04.2024
16-С/952
01.04.2024-28.02.2025
ООО "Термо Техно Инжиниринг"
52, 80
279, 60
01.05.2023
16-С/883
01.05.2023-31.03.2024
52, 80
268, 90
01.05.2023
16-С/884
01.05.2023-31.03.2024
ООО "Термо Техно Сервис"
01.04.2024
16-С/951
01.04.2024-28.02.2025
712, 40
ресторанная деятельность
25.10.2022
16-С/839
01.01.2023-30.07.2025
ООО "УСПЕХ"
419, 00
47, 70
офис
24.07.2023
16-С/913
01.08.2023-31.01.2024
ООО "Эдьюкей"
53, 70
офис
01.07.2023
16-С/901
01.07.2023-31.03.2024
'ООО "ЭмПиСи Дистрибуция"
16, 30
офис
01.06.2023
16-С/892
01.06.2023-30.04.2024
ООО ТГ "ВДНК"
01.05.2024
16-С/956
01.05.2024-31.03.2025
18, 70
офис
01.07.2023
16-С/900
01.07.2023-31.05.2024
ООО ЧОО "Статус"
01.06.2024
16-С/967
01.06.2024-30.04.2025
16, 60
офис
30.05.2024
16-С/976
01.06.2024-30.04.2025
ПВР
820, 6
шоу-рум предметов интерьера
01.02.2024
16-СБ/301
01.03.2023-01.02.2025
ООО "Стул Групп"
961, 2
банк
Нет договора аренды
"Социум-Банк"
S общ. (общая площадь Здания) из Акта
48 581, 00
S исп. (общий объем полезной нежилой площади) из Акта
45 792, 80
S оп. (помещения общего пользования) из Акта
2 788, 20
2024
S общ
48 581, 00
S оф (по договорам)
12664, 90
S оп
2788, 2
S исп
45792, 8
S оп-оф (площадь помещений общего пользования по офисам (=Sоф*Sоп/Sисп)
771, 13
S факт оф (общая площадь в Здании, используемая под офисы) (=Sоф+Sоп-оф)
13436, 03
% от S общ. (факт оф)
27, 66
SUM
27, 66
Проверяя расчет Правительства Москвы, суд не может с ним согласиться. Так, по мнению суда, Правительством Москвы ошибочно отнесены в состав офисных помещений помещения, занимаемые АО "48 Управление наладочных работ" 1125, 6 кв.м, 35, 6 кв.м, 1125, 6 кв.м, 35, 6 кв.м, 582, 9 кв.м. Данная организация осуществляет проектирование, строительство и реконструкцию стационарных объектов, пунктов управления и центров АСУ Министерства обороны РФ. Данная организация осуществляет проектирование систем связи и автоматизированных систем управления для целей военного назначения, в связи с чем помещения, занимаемые данной организацией, не могут быть признаны офисными, подлежат исключению из расчета Правительства Москвы.
Также, по убеждению суда, подлежат исключению из расчета Правительства Москвы помещения, занимаемые ООО Термо Техно Инжиниринг 279, 6 кв.м, 52, 8 кв.м, 279, 6 кв.м, 52, 8 кв.м, ООО Термо Техно Сервис 268, 8 кв.м, поскольку указанные юридические лица, входящие в группу компаний "Термо Техно" создают и внедряют системы обеспечения контроля физико-химических свойств, элементного и фазового состава сырьевых материалов и готовой продукции, что позволяет получать наиболее полную и достоверную информацию о производственном либо исследовательском процессе. Инжиниринговые решения в области измерений и испытаний, созданные указанными компаниями, реализованы и активно используются более чем на 700 предприятиях металлургической, цементной, стекольной и других отраслей промышленности, а также в научных и образовательных организациях. Данные компании разрабатывают и устанавливают комплексные автоматизированные системы, как на новых предприятиях, так и на действующих объектах в рамках технической реконструкции. Модернизация существующих аналитических процессов включает в себя проработку технико-экономического обоснования, подготовку банка стандартных образцов, оптимизацию программных и методических решений с последующим внедрением в работу аналитических служб предприятия. На официальном сайте группы компаний "Термо Техно" указан адрес компаний как адрес спорного здания.
Также подлежат исключению из состава офисных помещений в расчете Правительства Москвы помещения, занимаемые АО "Центр Навигационных Технологий" 132, 6 кв.м, 609, 5 кв.м, поскольку данная компания занимается разработкой и внедрения навигационного программного обеспечения и навигационных карт, создана в 2006 году, имеет в штате большое количестве сотрудников. АО "ЦНТ" является аккредитованной российской IT-компанией, разработчиком навигационного ПО, картографии и интеллектуальных систем мониторинга. Данная компания является компанией полного цикла: самостоятельно разрабатывает и производит современные технологические продукты. На официальном сайте указан адрес компании как адрес спорного здания.
Также необоснованно включены в составе офисных помещений складские помещения, занимаемые компанией ООО "Меркурий Плюс ГЛС", данная организация осуществляет перевозку сборных и проектных грузов.
Кроме того, административным ответчиком допущены нарушения при расчете площади помещений общего пользования при выведении пропорции использования здания в целях ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
Так, пунктом 1.5 постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" определено, что фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 2 Методики определения вида фактического использования здания определению подлежат общий объем полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности.
на основании сведений ГКН, документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений ЕГРП и (или) фактических обследований подлежат определению:
1) общая площадь нежилого здания (строения, сооружения) (Sобщ.);
2) общий объем полезной нежилой площади нежилого здания (строения, сооружения) (Sисп.), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, Sоф. - площадь офисов, Sпит. - площадь объектов общественного питания, Sбыт. - площадь объектов бытового обслуживания, Sторг. - площадь торговых объектов);
3) площадь помещений общего пользования (Sоп.).
Пунктом 2.2 методики предусмотрено, что размер площади помещения общего пользования, используемого для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп.-оф, Sоп.-пит, Sоп.-быт, Sоп.-торг.), рассчитываемый как произведение площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (Sоф, Sпит, Sбыт, Sторг.), к отношению площади помещений общего пользования (Sоп.) и общего объема полезной нежилой площади (Sисп.) (например): Sоп.-оф. = Sоф. x Sоп. / Sисп.
Согласно п. 1.3. методики помещения общего пользования - помещения, используемые одновременно несколькими собственниками (владельцами, пользователями) зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых проводятся мероприятия по определению вида фактического использования (в частности: общие входные группы, общие коридоры, лифтовые холлы, санузлы, подвалы, чердаки, парковки, места размещения инженерно-технологического оборудования, обслуживающего все здание (строение, сооружение) и нежилое помещение).
Вместе с тем, при расчете помещений общего пользования административным ответчиком не учтено, что здание имеет подъездную структуру, два из которых со всеми этажами и отдельными входами занимает административный истец ПАО НПО "Алмаз", доступ на указанные этажи закрыт и функционально отгорожен для иных арендаторов в силу вида осуществляемой административным истцом деятельности по разработке продукции военного назначения. Таким образом, указанные помещения общего пользования, приходящиеся на долю собственника ПАО НПО "Алмаз" не могли быть учтены в расчете как помещения, используемые всеми лицами (и собственниками, и арендаторами для всех видов деятельности). Аналогично не могли быть учтены в составе помещений общего пользования помещения, занимаемые АО "48 Управление наладочных работ". Данные помещения находятся на 7 этаже, доступ на который осуществляется только данному юридическому лицу исходя из осуществляемой им деятельности в области военного назначения. Указанные выше помещения, равно как и помещения убежища, подлежат отнесению только в отношении вида деятельности, не относящегося к ст.378.2 Налогового кодекса РФ, что не учтено административным ответчиком.
С учетом изложенного, проверив представленные сторонами расчеты, суд приходит к выводу, что менее 20% общей площади здания в 2024 году использовалось для целей ст.378.2 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорное здание не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду чего его включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год неправомерно.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд полагает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, находит необходимым признать соответствующий пункт Перечня недействующим с начала налогового периода, т.е. с 01 января 2024 года. На основании ст.111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2024 года пункт 19021 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ПАО НПО "Алмаз" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующим пункт перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку здание не соответствует критериям, установленным Налоговым кодексом. Суд установил, что менее 20% площади здания используется для офисов, что делает его включение в перечень неправомерным. В пользу истца взысканы расходы на госпошлину.