Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Забродине А.В. с участием прокурора Триполевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3813/2024 по административному исковому заявлению П--- Е--- В--- о признании недействующим пункта 9.5 приложения к Приказу Департамента городского имущества г. Москвы от 27.08.2021 N 214 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков для размещения гаражей на территории города Москвы"
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 27 августа 2021 года принят Приказ Департамента городского имущества города Москвы "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков для размещения гаражей на территории города Москвы".
Названным Приказом утверждены особенности предоставления гражданам земельных участков для размещения гаражей на территории города Москвы.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30 августа 2021 года, вступил в силу с 01 сентября 2021 года.
Пунктом 9 приложения к Приказу установлены основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Пунктом 9.5 приложения к Приказу к такому основанию отнесено следующее: размещение гаража не предусмотрено утвержденным проектом планировки территории либо проект планировки территории отсутствует (за исключением случаев, если право собственности на гараж зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункта 9.5 приложения к Приказу в части слов "либо проект планировки территории отсутствует".
В обоснование административного иска указано, что административный истец является владельцем гаража в ПГСК "Лесной", что подтверждается книжкой владельца гаража кооператива. Земельный участок, на котором расположен гараж, находится в аренде у кооператива. 19 декабря 2023 года административный истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения гаража. Письмом от 29 декабря 2023 года административному истцу было отказано на основании пункта 9.5 оспариваемого приложения к Приказу Департамента городского имущества города Москвы ввиду отсутствия утвержденного проекта планировки территории. Решением Серпуховского городского суда административному истцу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении земельного участка ссылкой на пункт 9.5 оспариваемого нормативного правового акта.
По убеждению административного истца, пункт 9.5 приложения к Приказу от 27 августа 2021 года противоречит пунктам 10, 11 статьи 3.7 ФЗ от 25 октября 2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", пункту 1 статьи 3 ФЗ от 24 июля 2023 года N 338-ФЗ "О гаражных объединениях и внесении изменений в отдельные законодательные акты", нарушает его права как собственника гаража, расположенного в городе Москве, и незаконно лишает его возможности оформления земельно-правовых отношений.
В ходе судебного заседания установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт являлся предметом проверки, Решением Московского городского суда от 28.09.2021 года по делу N 3а-2357/2021 отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании его недействующим. Вместе с тем, после принятия решения Московского городского суда от 28.09.2021 года изменилось законодательство, на соответствие которому проверялась соответствующая часть нормативного правового акта, в связи с чем на основании пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя Правительства Москвы о прекращении производства по делу.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представители Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы возражали против удовлетворения административного иска по доводам письменного отзыва.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 12 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей.
Согласно пункту 13 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет управление в области земельных отношений.
Статьей 10 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий формирует подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы и определяет их полномочия (п.п. 1, 2).
Полномочия Департамента закреплены в Положении о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, пунктом 4.2.80(11) определено, что на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент городского имущества города Москвы принимает решения об установлении особенностей предоставления земельных участков на территории города Москвы в целях обеспечения оформления прав граждан на гаражи, возведенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, и земельные участки, на которых они расположены.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказ Департамента от 27 августа 2021 года N 214 с приложением опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) 30 августа 2021 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Департамента городского имущества города Москвы, в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц, порядок принятия нормативного правового акта соблюден.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии пункта 9.5 приложения к Приказу Департамента городского имущества г. Москвы от 27.08.2021 N 214 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Административным истцом в материалы дела представлена книжка владельца гаража кооператива автомобилей Лесной, согласно которой истцу принадлежит гараж N 28 площадью 30 кв.м. ввиду выплаты паевого взноса.
Постановлением Администрации города Шербинка от 19 июля 1994 года N 234 в аренду ГСК "Лесной" передан земельный участок по фактическому пользованию 0, 3378 га сроком на 30 лет. 17 июля 1995 года заключен договор аренды.
08 июня 2017 года между Департаментом городского имущества города Москвы и потребительским гаражно-строительным кооперативом "Лесной" заключено дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 17 июля 1995 года, по которому Департамент принял на себя обязанности арендодателя.
Административный истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения гаража. Письмом от 29 декабря 2023 года Департамент городского имущества города Москвы сообщил о наличии оснований для отказа ввиду отсутствия утвержденного проекта планировки территории, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок, а также ввиду отсутствия у административного истца зарегистрированных в ЕГРН прав на гараж. При этом, ответ Департамента от 29 декабря 2023 года содержал ссылку на положения пункта 9.5 приложения к Приказу от 27.08.2021 N 214.
В силу п.1 ст.3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Как город федерального значения, Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу п.2 ст.10 ЗК РФ город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 338-ФЗ)
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Необходимо отметить, что в силу специального статуса города федерального значения и статуса столицы Российской Федерации, на город Москву в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" возложены дополнительные, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, функции по использованию имеющегося земельного фонда.
Так, пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в целях обеспечения оформления прав граждан на гаражи и земельные участки, на которых они расположены, на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности предоставления земельных участков гражданам, указанным в пункте 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, действующим законодательством федерального уровня предусмотрена возможность принятия субъектами Российской Федерации - городами федерального значения, нормативных правовых актов, устанавливающих особенности предоставления подобных земельных участков, к таким особенностям могут относится и дополнительные основания, соблюдение которых является обязательными для участников общественных отношений.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2025 года органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на предоставление земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, вправе по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами города Москвы, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, принять следующие решения:
- об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
- об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
- об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, положения пункта 8 статьи 18 Федерального закона N79-ФЗ, а также статьи 9 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" предоставляет городу Москве право на установление дополнительных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе и под объектом гаражного назначения.
Несостоятельными являются доводы административного истца о несоответствии оспариваемого пункта 9.5 приложения к Приказу Департамента городского имущества г. Москвы от 27.08.2021 N 214 положениям Федерального закона от 24.07.2023 года N 338-ФЗ "О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку данные нормативные правовые акты имеют различный предмет регулирования.
Так, Приказ N 214 регулирует отношения по предоставлению гражданам в собственность земельных участков для размещения гаражей на территории города Москвы, тогда как положения Федерального закона N 338-ФЗ касаются совместной деятельности в границах территории гаражного назначения, вопросов общего имущества и общего пользования таким имуществом. Федеральный закон от 24.07.2023 N 338-ФЗ регулирует отношения по совместному владению, пользованию и в установленных законом пределах распоряжению имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании собственников гаражей в границах территории гаражного назначения либо собственников машиномест и нежилых помещений, расположенных в гаражных комплексах, а также устанавливает особенности осуществления деятельности созданными в этих целях юридическими лицами.
В силу прямого регулирования пункта 4 части 2 статьи 1 положения указанного закона не распространяются на отношения, связанные с использованием гражданами и юридическими лицами объектов, предназначенных для хранения транспортных средств и не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что оспариваемые нормативные положения приложения к приказу Департамента N 214 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований П?Е?В-- о признании недействующим пункта 9.5 приложения к Приказу Департамента городского имущества г. Москвы от 27.08.2021 N 214 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков для размещения гаражей на территории города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании недействующим пункта 9.5 приложения к Приказу Департамента городского имущества Москвы, который устанавливает основания для отказа в предоставлении земельных участков для размещения гаражей. Суд отметил, что оспариваемый пункт не противоречит федеральным законам и не нарушает права истца как собственника гаража.