Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 июня 2024 г. по административному делу N 2-264/2024 по административному исковому заявлению Георгиевского межрайонного прокурора к администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанности установить муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам представителя.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края (далее также - администрация) о возложении обязанности установить муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам представителя.
В обоснование своих требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено отсутствие на территории Георгиевского муниципального округа муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, пассажирские перевозки осуществляются по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам, на которых льготный проезд отдельных категорий граждан, определенных законом, не предусмотрен.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 июня 2024 г, административный иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 12 августа 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 августа 2024 г, администрация просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Георгиевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Георгиевского муниципального округа Ставропольского края законодательства в области транспортного обслуживании населения на территории муниципального округа, в ходе которой установлено нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", выразившееся в непринятии мер по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам. По результатам прокурорской проверки 13 июля 2023 г. в адрес администрации прокурорам внесено представление, на которое 2 августа 2023 г. администрацией прокурору дан ответ о том, что указанные в представлении замечания приняты к сведению, в министерство дорожного хозяйства направлены сведения о потребности в приобретении подвижного состава в количестве 11 транспортных средств.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 14, 17 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Устава Георгиевского муниципального округа Ставропольского края, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что администрацией Георгиевского муниципального округа Ставропольского края не установлены муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Таким образом, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, в том числе порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131).
К вопросам местного значения городского поселения и городского округа в сфере транспортных услуг относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Согласно статье 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу статьи 17 названного закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Статьей 19 указанного закона установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
К вопросам местного значения муниципального округа и к его полномочиям отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа также отнесены Уставом муниципального округа.
Пунктом 8 статьи 21 Устава Георгиевского муниципального округа Ставропольского края, принятого решением Думы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 30 августа 2023 г. N 163-17 установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа относится к вопросам местного значения Георгиевского муниципального округа Ставропольского края.
Таким образом, суды, правильно применив вышеуказанные нормы материального права, установив обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку отсутствие в Георгиевском муниципальном образовании регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам нарушает права граждан на свободу передвижения, право на доступную социальную среду.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, по существу, повторяют позицию административного ответчика в судебном разбирательстве, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 4 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Георгиевского муниципальный округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 сентября 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.