Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Бушминой А.Е.
судей Савинова К.А, Мироновой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Апрелкова Д.А, Каримова А.И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 493 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 г. N 3473, со дня его принятия, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, апелляционному представлению Прокуратуры Республики Башкортостан и дополнению к нему на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2024 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения административного истца "данные изъяты" представителя административных истцов "данные изъяты" представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан "данные изъяты" заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
13 декабря 2022 г. Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ, Министерство, ответчик) издан приказ N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 3473 от 13 декабря 2022 г, перечень на 2024 г, Перечень).
Приказом N 3473 от 13 декабря 2022 г. МЗИО РБ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2023 г, определяется как их кадастровая стоимость согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанный приказ опубликован на официальном сайте МЗИО РБ https://mzio.bashkortostan.ru/.
Пунктом N 493 Перечня к Приказу МЗИО РБ N 3473 от 13 декабря 2022 г, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость в 2023 г, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Апрелков Д.А. и Каримов А.И, являясь собственниками нежилого здания с кадастровым номером N, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 493 Перечня на 2023 г, указывая в обоснование требований, что спорное нежилое здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение здания в оспариваемый Перечень нарушает права истцов, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2024 года признать недействующим с момента принятия пункт 493 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 3473 от 13 декабря 2022 г.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости соответствует критериям предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
В апелляционном представлении Прокуратуры Республики Башкортостан и дополнений к нему ставится вопрос об отмене и принятии по делу нового судебного акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости соответствует критериям предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административными истцами представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Административный истец Апрелков Д.А, представитель административных истцов "данные изъяты". доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" доводы апелляционного представления поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект недвижимости не соответствует требованиям предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В пункт 493 Перечня на 2023 г. в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого в 2023 г. налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
В состав данного нежилого здания входят помещения с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N
Апрелков Д.А. и Каримов А.И. являются собственниками нежилого здания с кадастровым номером N, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.18-33 т.1).
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение "Нежилое", наименование "Нежилое здание", площадь 4 441, 3 кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Для проектирования и строительства автосалона" (л.д.32-33, 206 т.1).
Арендаторами данного земельного участка на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N9/2019 от 14 октября 2019 г. являются административные истцы Апрелков Д.А. и Каримов А.И. (л.д.61-64 т.1).
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан N24-Исх/09004 от 2 июля 2024 г. следует, что по состоянию на 13 декабря 2022 г.:
-объект недвижимости с кадастровым номером N, с адресными характеристиками: "адрес" имеет: вид объекта "Здание", назначение "Нежилое", наименование "Здание", Количество этажей (в том числе подземных) 1, площадь 4441, 3 кв. м, вид разрешенного использования - отсутствует, имеет установленную связь с помещениями, с кадастровыми номерами:
- N, с адресными характеристиками: "адрес" назначение "Нежилое", наименование "помещение", вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 493, 4 кв.м.;
- N, с адресными характеристиками: "адрес" назначение "Нежилое", наименование "помещение", вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 500, 9 кв.м.;
- N, с адресными характеристиками: "адрес", назначение "Нежилое", наименование "помещение", вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 784, 6 кв.м.;
- N, с адресными характеристиками: "адрес", назначение "Нежилое", наименование "помещение", вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 935, 2 кв.м.;
- N, с адресными характеристиками: "адрес", назначение "Нежилое", наименование "помещение", вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 947, 9 кв.м.;
N, с адресными характеристиками: "адрес" назначение "Нежилое", наименование "помещение", вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 779, 3 кв.м.
По сведениям ЕГРН, по состоянию на 13 декабря 2022 г. и по настоящее время, заявления и документы о внесении изменений в характеристики, вышеуказанного здания (за исключением сведений о наименовании объекта недвижимости), в части сведений о назначении, разрешенном использовании, площади объекта недвижимости не поступали.
В рамках проводимых работ по повышению качества данных ЕГРН, в результате исправления технической ошибки, 24 июля 2023 г. удалены сведения о наименовании "Здание" объекта недвижимости с кадастровым номером N
По состоянию на 13 декабря 2022 г. и по настоящее время, здание с кадастровым номером N имеет установленную связь с земельным участком с кадастровым номером N, с адресными характеристиками: "адрес"
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 13 декабря 2022 г. и по настоящее время "для проектирования и строительства автосалона", площадь 18995 кв.м. (л.д.149 т.1).
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно указанному Национальному стандарту предприятие розничной торговли определенного вида классифицируется по площади торгового зала, методам продажи и/или формам торгового обслуживания покупателей. Определены типы торговых предприятий, в том числе, магазин, специализированный магазин, магазин-салон. При этом магазином признается стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Специализированный магазин - вид магазина, в котором осуществляют продажу товаров одной группы или ее части; магазин-салон - специализированный магазин с площадью торгового зала от 18 м, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом. В магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса. Автосалон является разновидностью типов торгового предприятия и предназначен для осуществления продажи автомобилей.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "Для проектирования и строительства автосалона", на котором расположено спорное здание, является однозначным, предусматривает размещение на земельном участке торговых объектов, что соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным ответчиком представлен акт обследования фактического использования здания с кадастровым номером N от 26 июня 2022 г, согласно которому доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 100%, объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 5 акта, в ходе обследования с частичным доступом, установлено, что здание используется под торговую деятельность магазина "данные изъяты"
Между тем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что представленный акт обследования не соответствует требованиям нормативных актов, поскольку акт не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования. Согласно акту обследование произведено с частичным доступом в здание, вместе с тем, указания на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание, в акте отсутствуют.
Приложенные к актам фотографии и информация не подтверждают с достоверностью использование более 20 процентов помещений от общей площади здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов в здании делового, административного и коммерческого назначения. При таких данных представленный акт фактического обследования здания с кадастровым номером N не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего фактическое использование объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, административным истцом представлен в частности договоры аренды N 01-07 от 19 июля 2021 г. действовавший на момент утверждения оспариваемого Перечня, по которому Каримов А.И. передал "данные изъяты" в аренду нежилые помещения с кадастровыми номерами: N, площадью 947, 9 кв.м, N площадью 779, 3 кв.м, итого - 1727, 2 кв.м. сроком на 5 лет с 19 июля 2021 г. (л.д.65-72 т.1).
Судом установлено, что общая площадь арендуемых помещений составляет - 1727, 2 кв.м. (300 кв.м. используется под офис, 50 кв.м. - под магазин, 150 кв.м. - подсобные помещения, 1227 кв.м. - площадь регионального склада). (л.д.83 т.1).
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно позиции 38 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, действовавшему на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Обновленный с 1 октября 2023 года Национальный стандарт с терминами и определениями в сфере торговли (ГОСТ Р 51303-2023) содержит аналогичные понятия.
Таким образом, в целях, отвечающих критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент утверждения Перечня на 2023 г. составляла 1727, 2 кв.м, что составляет более 20 процентов от общей площади здания 4441, 3 кв.м (38, 88%).
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора (пункта 4 статьи 213 КАС РФ). Вместе с тем, суд первой инстанции данного требования административного процессуального законодательства не выполнил, прокурора о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом не известил. Между тем, учитывая, что в суде апелляционной инстанции принимал участия прокурор и дал заключение по существу заявленных требований, оснований для направления на новое рассмотрения не имеется.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм права и принятием нового решения, которым в удовлетворении требований Апрелкова Д.А, Каримова А.И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 493 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 г. N 3473, со дня его принятия должно быть отказано.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 августа 2023 года (N), оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2023 года N в удовлетворении требований Апрелкова Д.А, Каримова А.И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим с 10 марта 2022 года пункта 2398 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 - отказано.
При принятии указанных судебных актов суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что спорный объект недвижимости соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем, обоснованно был включен в соответствующий Перечень.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Апрелкова Д.А, Каримова А.И. о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течении шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 октября 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.