Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Шабанова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области, поданную 10 сентября 2024 года на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 2 апреля 2024 года по административному делу N 2а-2-306/2023 по административному исковому заявлению прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области о возложении обязанности выполнить работы по приведению территории муниципального образования требованиям противопожарной защиты.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области, после уточнения заявив требования об обязании выполнить работы по приведению территории муниципального образования "Тереньгульское городское поселение" требованиям противопожарной защиты в срок до 30 июня 2024 года.
В обоснование указывал, что прокуратурой выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности на территории муниципального образования: находятся в неисправном состоянии средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) расположенные по адресу: "адрес";
по адресам: "адрес", средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) отсутствуют.
Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 2 апреля 2024 года, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено возложить на администрацию муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области в срок до 30 июня 2024 года привести в исправное состояние средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты), расположенные по адресам: Ульяновская "адрес"; также в срок до 30 июня 2024 года установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) по адресу: "адрес", в удовлетворении остальных административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области просит отменить судебные постановления и отказать в удовлетворении административного иска, приводит доводы о том, что между администрацией муниципального образования и ОГКП "Ульяновский областной водоканал" заключен договор аренды объектов холодного водоснабжения и водоотведения, согласно которому арендодатель обязан передать арендатору имущество со всеми принадлежностями; арендатор обязан за свой счет производить текущий ремонт арендованного имущества. Пожарные гидранты являются устройствами, которые расположены непосредственно на сетях водоснабжения и являются ее неотъемлемой частью, их использование невозможно отдельно от водопроводной сети. Решение суда содержит противоречивые выводы в том, что о том, что ОГКП "Ульяновский областной водоканал" осуществляет текущий ремонт только сетей холодного водоснабжения, но не пожарных гидрантов, и в то же время указывает на то, что гидранты являются неотъемлемой частью водопроводной сети. Суд ссылается на законодательство о пожарной безопасности, которым предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в данном случае ответственность должна быть возложена на ОГКП "Ульяновский областной водоканал".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В письменном отзыве ОГКП "Ульяновский областной водоканал" просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.
В силу части 2 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности наряду с иными включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Пожарный гидрант является устройством, предназначенным для забора воды передвижной техникой пожаротушения - источником пожарного водоснабжения, которое оборудуется на сетях пожарного водопровода, либо на сетях хозяйственно-бытового, промышленного водопровода в рамках обеспечения органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. При этом пожарный гидрант является самостоятельным объектом имущественных прав, имеющим отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, который устанавливается Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении".
Суды по итогам подробного изучения представленных доказательств исходили из сведений о выявлении неисправности пожарных гидрантов в вышеназванных населенных пунктах, а также их отсутствии в местах, где согласно реестру, они должны быть.
1 декабря 2023 года между МУ администрация МО "Тереньгульский район" Ульяновской области и ОГКП "Ульяновский областной водоканал" заключен договор аренды имущества N 19/2023-а на срок 11 месяцев, по условиям которого арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору объекты холодного водоснабжения и водоотведения согласно приложению, в том числе водопроводные сети Тереньгульского городского поселения.
Разрешая спор, суды руководствовались нормами законодательства о пожарной безопасности, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и сделали правомерный вывод о том, что органом местного самоуправления в нарушение требований закона не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку выявленные нарушения противопожарной безопасности непосредственно влияют на возможность своевременного тушения пожаров.
Ввиду правильного применения судами норм материального и процессуального права оснований для переоценки выводов судов, отмены или изменения судебных актов по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 октября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.