Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 17 января 2024 года, принятые по административному делу N2а-8/2023 по административному исковому заявлению Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению противопожарным водоснабжением.
Заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю, прокурора Трошкину А.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино источниками наружного противопожарного водоснабжения, возложении обязанности по обеспечению противопожарным водоснабжением, а именно: в с. Черемшанка установить емкости для хранения пожарного запаса воды по улице Производственной (2x2 емкости) и установить (5 шт. х 2 емкости) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга. Выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения (скважины), расположенным по адресу: Тюменская область, Ишимский район, с. Черемшанка, кадастровый номер 72:10:0701001:472. На водопроводе установить пожарные гидранты (4 шт.) с шагом 200 метров; в д. Большеудалово выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса (7 шт. х 2 емкости) по периметру деревни на расстоянии 200 метров друг от друга; в д. Первотроицк выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (6 шт. х 2 емкости); в д. Савино выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (2 шт. х 2 емкости). Выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов (9 шт.).
Заявленные требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой на основании решения Ишимского межрайонного прокурора от 18.03.2022 года N 78 с привлечением ОНДиПР "Ишимский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, природоохранного законодательства, а также законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой в администрации Черемшанского сельского поселения выявлены существенные нарушения. Проверка показала, что, несмотря на то, что ранее неоднократно глава Черемшанского сельского поселения предостерегался о недопустимости нарушения требований пожарной безопасности, привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Ивановка, д. Первотроицк, д. Савино Ишимского района выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно территории указанных населенных пунктов не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения. Непринятие мер к соблюдению требований пожарной безопасности может привести как к невозможности тушения лесного или ландшафтного пожара на границах с населенными пунктами Черемшанского сельского поселения, так и невозможности тушения пожара в случае возгорания на непосредственно территории соответствующих населенных пунктов, что может привести к причинению вреда здоровью и гибели людей, уничтожению имущества.
Решением Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года требования Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино источниками наружного противопожарного водоснабжения. На администрацию Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно:
- в с. Черемшанка установить емкости для хранения пожарного запаса воды по улице Производственной (2x2 емкости) и установить (5 шт. х 2 емкости) вдоль улиц на расстоянии 200 метров друг от друга. Выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения (скважины), расположенным по адресу: Тюменская область, Ишимский район, с. Черемшанка, кадастровый номер 72:10:0701001:472. На водопроводе установить пожарные гидранты (4 шт.) с шагом 200 метров;
- в д. Большеудалово выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса (7 шт. х 2 емкости) по периметру деревни на расстоянии 200 метров друг от друга;
- в д. Первотроицк выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (6 шт. х 2 емкости);
- в д. Савино выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (2 шт. х 2 емкости). Выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов (9 шт.)".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 17 января 2024 года решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года изменено, резолютивная часть изложена в новой редакции.
На администрацию Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479".
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 10 июля 2024 года, администрация Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Постановлением администрации Ишимского муниципального района от 21.11.2022 N 239 утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 - 2025 годы". Приложением N 4 к Программе утвержден перечень мероприятий по устройству необходимого количества новых источников наружного противопожарного водоснабжения Ишимского муниципального района на 2023 и последующие годы. Программа разработана с учетом финансового обеспечения местных бюджетов и корректируется при соответствующем финансировании. Бюджет администрации сельского поселения не располагает финансовыми средствами для осуществления мероприятий по обеспечению источниками наружного пожаротушения в требуемом объеме.
Полагает, что принятые судебные акты нарушают конституционное право органов местного самоуправления на осуществление своих полномочий, в частности на самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Кроме того, для исполнения решения установлен необоснованно короткий срок для выполнения таких работ.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
В силу статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1 000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1 000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5 000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (часть 4).
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 утвержден свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение".
Согласно п. 8.9 СП 8.13130 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п. 10.3 СП 8.13130).
Пунктом 10.4 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение" установлено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, следует из материалов дела 26 апреля 2021 года Ишимским межрайонным прокурором на имя председателя Думы Черемшанского сельского поселения выдано представление об устранении нарушений закона, вынесенным по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства, а также законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории Черемшанского сельского поселения, а именно в с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино не созданы в полной мере противопожарные минерализованные полосы, не в полном объеме производится своевременная уборка сухой растительности и покос травы, территории населенных пунктом не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения. Предписанием установлен месячный срок для принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона.
28 мая 2021 года председателем Думы Глазуновым В.Г. в адрес Ишимского межрайонного прокурора направлен ответ, из которого следует, что устранение нарушений по обеспечению достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, требует значительных финансовых затрат и времени для исполнения, так как строительство пожарных водоемов не входит в компетенцию сельского поселения.
29 апреля 2021 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам Тюменской области УНДиПР ГУ МСЧ России по Тюменской области вынесено Постановление по делу об административном правонарушении N 136, в соответствии с которым глава Черемшанского сельского поселения Свиридков И.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности, установлено, что на территории населенных пунктов (с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино) не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
Решением Тюменского областного суда от 23 августа 2021 года постановление государственного инспектора г. Ишима, Ишимского, Абатского, Викуловского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору N 136 от 29 апреля 2021 года оставлено без изменения, жалоба главы Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Свиридкова И.В. - без удовлетворения.
21 марта 2022 года государственным инспектором г. Ишима, Ишимского, Абатского, Викуловского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору был составлен Акт осмотра территории на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе осмотра установлено, что на территории населенного пункта с. Черемшанка Ишимского района расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты (жилых домов, хозяйственных строений, объектов иного функционального назначения), расположенных в южной, восточной, северной частях населенного пункта, составляет свыше 200 метров (фактическое расстояние до 1310 метров); на территории населенного пункта д. Большеудалово фактическое расстояние до 580 метров; в д. Савино фактическое расстояние до 732 метров.
В период с 22 апреля 2022 года по 25 апреля 2022 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области осуществлена внеплановая проверка в отношении Администрации Черемшанского сельского поселения, по результатам проведения которой составлен акт N 31, из которого следует, что территория населенного пункта д. Савино Ишимского района Тюменской области не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения; до начала пожароопасного периода не в достаточной мере (отсутствует с южной стороны населенного пункта) создана противопожарная минерализованная полоса вокруг населенного пункта; не в полном объеме производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы.
В ходе судебного разбирательства по делу судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертами дано заключение о том, что в с. Черемшанка необходимо установить емкости для хранения пожарного запаса воды по улице Производственной на территории предприятий (2x2 емкости) и установить (5шт х 2 емкости) вдоль улиц на расстоянии 200 м друг от друга, выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения (скважины) расположенным по адресу Тюменская область, Ишимский район, с. Черемшанка, кадастровый номер 72:10:0701001:472; на водопроводе установить пожарные гидранты (4 шт) с шагом 200 м; также в качестве источника пожаротушения можно использовать воду из реки Черемшанка по средствам мотопомпы; в д. Большеудалово - выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути; установить емкости для хранения пожарного запаса (7шт х 2 емкости) по периметру деревни на расстоянии 200м друг от друга; также в качестве источника пожаротушения можно использовать воду из реки Черемшанка по средствам мотопомпы; в д. Первотроицк - выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (6шт х 2 емкости); в д. Савино - выполнить устройство пирса размерами 12x12 метров с устройством подъездного пути; установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории деревни (2шт х 2 емкости), выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов (9 шт.); источником водоснабжения предусмотреть существующий водопровод.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, бездействие административного ответчика по их устранению установлено, в связи с чем на административного ответчика возложена обязанность по их устранению.
Суд апелляционной инстанции признал эти выводы правильными. Вместе с тем пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части определенного судом первой инстанции способа устранения допущенного бездействия, с возложением обязанности на Администрацию Черемшаснкого сельского поселения обеспечить с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой (в части оставленной без изменения) и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на отсутствие достаточного финансирования на цели пожарной безопасности не свидетельствует о незаконности судебных актов и не являются основанием для освобождения административного ответчика от обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
При этом, соблюдение требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов не может быть поставлено в зависимость от сроков, определенных муниципальной программой, исходя из значимости данных мероприятий, баланса частных и публичных интересов.
Выявленные нарушения касаются безопасности людей, проживающих и находящихся на территории сельского поселения, непринятие мер по их устранению в случае возникновения пожара увеличивает риск для безопасности жизни или здоровья граждан.
Доводы административного ответчика о неразумности установленного судом срока для исполнения решения, судебной коллегией областного суда верно отклонены, с учетом того, что административным ответчиком длительный период времени (с 2021 года) своевременных и необходимых мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в с. Черемшанка, д. Большеудалово, д. Первотроицк, д. Савино Ишимского района Тюменской области в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности не предпринималось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, срок, установленный судом для устранения нарушений требований пожарной безопасности, судебная коллегия находит разумным, исходя из объема и характера действий, подлежащих совершению.
Доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами первой и апелляционной инстанций оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой (в части оставленной без изменения) и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Черемшанского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 сентября 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.