Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Кустова А.В. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Мельниченко Е.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5498/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма "Продукты" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Фирма "Продукты" на решение Московского городского суда от 30 ноября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного истца Медведева П.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика и заинтересованного лица Иванова К.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (далее - Постановление N 700-ПП) был утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Постановление N 700-ПП размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год).
Данное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru), 29 ноября 2018 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год).
Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы (http://www.mos.ru), 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044- ПП в Постановление N 700-ПП внесены изменения, Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год).
Названное постановление 25 ноября 2020 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы (http://www.mos.ru), в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложений 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 8 декабря 2020 (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2019 год под пунктом 3688 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном доме по адресу: город Москва, ул. "адрес"
Это же помещение включено в Перечень на 2020 год под пунктом 7728, в Перечень на 2021 год -5368.
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Продукты" (далее - ООО Фирма "Продукты", Общество), являясь собственником названного выше нежилого помещения, 10 декабря 2021 года обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими названные выше положения.
В обоснование своих требований указывает, что помещение не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64) и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а его включение в Перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Московского городского суда от 14 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2022 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО Фирма "Продукты" - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2023 года решение Московского городского суда от 22 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
30 ноября 2023 года решением Московского городского суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 14 декабря 2023 года.
Не согласившись с постановленным решением, 5 января 2024 года посредством почтовой связи представитель ООО Фирма "Продукты" по доверенности Медведев П.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и принять по делу новый об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что в акте обследования от 10 июля 2018 года N 9014424/ОФИ часть помещений ошибочно учтены как нежилые помещения, не являющиеся общим имуществом многоквартирного дома, а в случае их правильного учета площадь нежилых помещений составит 2 885, 5 кв. м.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "ООО Фирма "Продукты" с 24 января 2008 года на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 578, 1 кв. м, расположенное в многоквартирном доме с кадастровым номером N 451, 6 кв. м по адресу: город "адрес" которое было включено в оспариваемые Перечни на 2019 - 2021 годы.
Поскольку нормативный акт, в отношении которого заявлены требования о признании его недействующим в части в соответствующие налоговые периоды применялся к административному истцу, а с административным иском Общество обратилось в Московского городского суда 10 декабря 2021 года, судебная коллегия, с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона N 64, приходит к выводу, что ООО "ООО Фирма "Продукты" обладает правом на обращение с настоящим административным иском в суд, сроки на его подачу следует признать разумными.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении нежилых помещений, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, согласно положений Налогового кодекса Российской Федерации для включения нежилого помещения в Перечень достаточно соблюдения одного из условий, соответствие совокупности условий не требуется, следовательно, если условие о фактическом использовании помещений для целей налогообложения соблюдается, соответствие объекта условию о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений не имеет правового значения и выходит за рамки прямой нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. м.
Судом первой инстанции было установлено, что спорное нежилое помещение было включено в оспариваемые перечни на основании пункта 2.1 статьи 1.1 Закона N 64 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя правомерность включения нежилого помещения в оспариваемые перечни, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 названного Кодекса).
Судом первой инстанции было установлено, что спорное нежилое помещение было включено в оспариваемые перечни на основании пункта 2.1 статьи 1.1 Закона N 64 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), пунктом 1.2 которого Госинспекция определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав.
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
Как установлено судом первой инстанции, мероприятие по определению вида фактического использования нежилого помещения проводилось 10 июля 2018 года по результатам которого составлен акт N 9014424/ОФИ, из раздела 6 которого следует, что 100% площади помещения используется для размещения объектов торговли.
Оценивая представленный в материалы административного дела акт, суд правомерно исходил из того, что он составлен уполномоченными на то должностными лицами, подписан всеми участниками обследований без каких-либо замечаний, отраженные в нем расчеты ясны, а итоговые выводы согласуются с его содержанием и никем не оспорены; выводы акта объективно подтверждаются приложенной к нему фототаблицей; в акте содержится необходимое описание проведенных обследований, поэтажный план и экспликация помещения, иллюстрации, подтверждающие выводы.
Кроме того, использование нежилого помещения под размещение объектов торговли в ходе рассмотрения дела стороной административного истца не оспаривалось.
Вместе с тем судебная коллеги находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о неправомерности включения помещения в оспариваемые перечни ввиду того, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет менее 3 000 кв. м, поскольку помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, подлежат исключению из общей площади нежилых помещений.
Суд первой инстанции исходил из того, что по экспликации общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3 067, 4 кв. м, из них 1 168, 9 кв. м - торговые, 566, 6 кв. м - складские, 114, 4 кв. м - бытового обслуживания, 45, 1 кв. м - учрежденческие, 639, 8 кв. м - лечебно-санитарные, 85, 5 кв. м - культпросветительские, 447, 1 кв. м - прочие; по техническому паспорту (с датой последнего обследования 29 марта 2000 года) общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3 067, 4 кв. м; по данным технического учета ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 13 апреля 2022 года (дата последнего обследования части помещений) учтен восьмиэтажный многоквартирный дом 1958 года постройки, общей площадью 15 455, 2 кв. м, в том числе жилой площадью 12 384, 2 кв. м, нежилой - 3 071, 0 кв. м, площадь помещений, не входящая в общую площадь здания 1 846, 7 кв. м; по техническому паспорту на многоквартирный дом, составленному по состоянию на 6 апреля 2023 года, общая площадь нежилых помещений составляет 3 070 кв. м.
Исходя из сведений, указанных в экспликациях, площадь нежилых помещений, входящая в общую площадь здания, по состоянию на 22 июля 2020 года составляет 3 067, 4 кв. м. По состоянию на 1 января 2019 года площадь нежилых помещений составляла 3 067, 4 кв. метров.
По сообщению ГБУ МосгорБТИ в техническом паспорте на многоквартирный дом, составленного на дату 6 апреля 2023 года, с учетом текущих изменений площадь нежилых помещений составила 3 070, 0 кв. м. Общая площадь помещений общего имущества многоквартирного дома и помещений, не входящих в общую площадь здания, не изменилась и указана 2 029, 6 кв. м (182, 9 + 1 846, 7) и 1 846, 7 кв. м, соответственно.
В то же время из ответа ГБУ МосгорБТИ от 16 ноября 2023 года следует, что в экспликации, подготовленной в рамках заказа N 23 50 350292 от 20 апреля 2022 года, указаны сведения о нежилых помещениях площадью 2 884, 5 кв. м, расположенных в подвале, первом и втором этажах многоквартирного дома.
В экспликации, подготовленной в рамках заказа N 23 50 350291 от 20 апреля 2022 года, указаны сведения о помещениях, относящихся к общему имуществу собственников многоквартирного дома (лестницы, мусорокамеры, коридоры, тамбуры, машинные отделения и т.д.) суммарной площадью 2 029, 6 кв. м, учтенных в подвале и на этажах с 1 по 8. Часть помещений площадью 182, 9 кв. м учтена в общей площади здания, часть помещений площадью 1 846, 7 кв. м учтены как помещения, не входящие в общую площадь здания.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Распоряжением префекта Центрального административного округа города Москвы от 16 декабря 2008 года N 5971-р к (далее также - распоряжение N 5971-р), изданного в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 августа 2000 года N 690 "О Комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" перечню помещений общего имущества в многоквартирном доме по адресу: 3-я Фрунзенская улица, дом 3 - район Хамовники отнесены нежилые помещения, включенные в общую площадь здания: NN 1 (ком. 1) подвала, IV (ком. 1, 2) подвала, V (ком. 1) подвала, VI (ком. 1) подвала, VII (ком. 1) подвала, VIII (ком. 1, 2) подвала, X (ком. 3, 4) подвала, XI (ком. 1, 1а, 2) подвала, V (ком. 1) первого этажа, VI (ком. 1, 2) первого этажа, общей площадью 187, 1 кв. м.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы административного истца и устранения сомнений в правильности указания в обжалуемом решении площади нежилых помещений в многоквартирном доме, судом апелляционной инстанции было предложено сторонам представить доказательства в обоснование своей правовой позиции, а также истребована информация от управляющей компании.
Стороной административного ответчика был представлен ответ ГБУ МосгорБТИ от 4 июня 2024 года, согласно которому указанные в распоряжении N 5971-р помещения были учтены в составе помещений здания; при проведении их последнего обследования учтена перепланировка (переоборудование), сведений об изменении назначения помещений материалы инвентарного дела не содержат.
По сообщению ГБУ "Жилищник района Хамовники" в управлении которой находится многоквартирный дом, площадь нежилых помещений составляет 3 071 кв. м, между управляющей организацией и собственниками/арендаторами нежилых помещений заключены договора на предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на общую площадь 1 739, 9 кв. м.
Представителем административного истца была представлена экспликация к поэтажному плану на нежилые помещения в многоквартирном доме, составленная 5 февраля 2024 года по заказу N 24 033 000183 от 25 января 2024 года, согласно которой к нежилым помещениям не отнесены помещения, перечисленные в распоряжении N 5971-р.
Кроме того, отвечая на вопрос о том, превышает ли совокупная площадь нежилых помещений, не относящихся к помещениям общего пользования, 3 000 кв. м, проанализировав сведения, предоставленные административным истцом, и сведения ЕГРН об объекте, проведя визуальное обследование, кадастровый инженер Бетехтин А.Е. в своем заключении от 27 мая 2024 года пришел к выводу, что совокупная площадь нежилых помещений, не относящихся к помещениям общего пользования, составляет 2 884, 5 кв. м.
Выводы кадастрового инженера подтверждаются приложенным к заключению фототчетом, на котором отображены помещения магазина; входы в помещения II, III, в помещения общего пользования, в подъезды, в подвалы, в помещение школы N 171, в помещения VI, VII, VIII, X, XI, XII, XIV; окна в помещение XIV; сквозной проезд; приямки; задние выходы из помещений I, II.
При этом входы в помещения общего пользования, подвалы имеют нумерацию и опечатаны управляющей компанией.
Суд апелляционной инстанции, оценивая данные доказательства применительно к положениям статей 59-62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит их допустимыми.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит доводы административного истца заслуживающими внимание, поскольку указанные в распоряжении N 5971-р помещения, имеющие наименования "отделение машинное", "лестница", "мусорокамера", "коридор", общей площадью 187, 1 кв. м не могут быть учтены в составе нежилых помещений и их надлежит относить к помещениям общего пользования собственников многоквартирного дома.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с положениями статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации институты понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1); понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового Кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Налоговое законодательство термины "многоквартирный дом", "нежилое помещение", а также "отделение машинное", "лестница", "мусорокамера", "коридор" не определяет.
Вместе с тем существенным для разрешения настоящего спора является тот факт, что спорное нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, в связи с чем, в контексте содержания статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации для разрешения вопроса об отнесении названных выше помещений к нежилым помещениям в многоквартирном доме приоритетным для применения является жилищное законодательство.
Согласно положений Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 15); собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места (пункты 1, 2 части 1 статьи 36).
Аналогичные положения были закреплены в статье 36 и в редакции от 30 ноября 2010 года, действовавшей до 9 января 2018 года.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.
Из изложенного следует, что в структуру многоквартирного дома по данным кадастра недвижимости входят жилые и нежилые помещения с машино-местами, причем в число нежилых помещений могут входить также помещения, составляющие общее имущество собственников помещений этого многоквартирного дома, предназначенные для обслуживания всего дома (общие холлы, входные группы, лестничные клетки и т.п).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции от) определено, что нежилым помещением в многоквартирном доме признается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
В ранее действовавшей редакции названного пункта (от 26 марта 2014 года) нежилым помещением в многоквартирном доме признавалось помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Следует согласиться с тем, что ввиду отсутствия в действующем законодательстве, регулирующем рассматриваемые отношения налогообложения объектов исходя из кадастровой стоимости, иного определения нежилого помещения в многоквартирном доме, в настоящем деле не имеется правовых препятствий для использования приведенного выше понятия "нежилого помещения в многоквартирном доме", сформулированного постановлением Правительства Российской Федерации N 354, что не противоречит положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3.38 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 4 августа 1998 года N 37 (редакция от 4 сентября 2000 года), при подсчете площадей здания общая площадь определяется в соответствии с пунктом 5 приложения 2 СНиПа 2.08.01 -89, в соответствии с которым площадь жилого здания следует определять как сумму площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей балконов и лоджий. Площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа. Площадь чердаков и хозяйственного подполья в площадь здания не включается. Инструкция не содержала положений об определении отдельно площади помещений, относящихся к общему имуществу собственников. Не имеется такой строки (графы) и в экспликации на многоквартирный дом, в котором расположены спорные нежилые помещения.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества в том числе включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При этом помещения, поименованные в экспликации как "прочие", "отделение машинное", "лестница", "мусорокамера", "коридор" в силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, соответственно, не подпадают под понятие нежилых помещений в многоквартирном доме, сформулированное в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Как было указано ранее, все перечисленные помещения площадью 187, 1 кв. м распоряжением префекта Центрального административного округа города Москвы от 16 декабря 2008 года N 5971-р были отнесены к помещениям общего пользования собственников многоквартирного дома.
Оценив собранные доказательства в их совокупности применительно к положениям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом приведенных выше норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований к его включению в оспариваемый Перечень на 2023 год отсутствовали.
Поскольку все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), постольку решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении административных требований с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в названной части.
Следует также отметить, что, вопреки выводам суда первой инстанции, изложенным в обжалуемом судебном акте, требования об оспаривании нормативного правового акта в редакции, действующей с 1 января 2022 года, административным истцом в рамках нестоящего дела не заявлялись.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 30 ноября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Фирма "Продукты".
Признать недействующим постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакциях, действующих: с 1 января 2019 года (пункт 3688), с 1 января 2020 года (пункт 7728), с 1 января 2021 года (пункт 5368).
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.