Принят Народным Собранием Республики Ингушетия 15 июля 2004 года
Президент |
М.М. Зязиков |
г. Магас
2 августа 2004 года
N 23-РЗ
Республиканская целевая программа
"Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004-2006 годы"
(утв. Законом Республики Ингушетия от 2 августа 2004 г. N 23-РЗ)
Паспорт республиканской целевой программы
"Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004-2006 годы"
Наименование программы Республиканская целевая программа
"Развитие системы образования Республики
Ингушетия на 2004-2006 годы"
(далее - Программа);
Дата принятия решения распоряжение Правительства Республики
о разработке программы Ингушетия N 409-р от 21 июля 2003 года,
письмо Министерства образования
Российской Федерации N 16-51-84 ин/32
от 14 июля 2003 года;
Государственный Правительство Республики Ингушетия;
заказчик программы
Основные разработчики Министерство образования Республики
программы Ингушетия, Ингушский государственный
университет;
Цели и задачи основными целями Программы являются:
программы модернизация системы образования
в интересах формирования гармонично
развитой, социально активной,
творческой личности;
реализация прав граждан на получение
качественного образования,
соответствующего установленным
государственным образовательным
стандартам, включающим федеральный
и национально-региональный компонент;
обеспечение доступности бесплатных
образовательных услуг начального,
основного, среднего (полного) общего
образования и начального
профессионального образования для
удовлетворения спроса на образование
различных слоев населения;
повышение эффективности управления
образовательной системой;
предоставление гражданам республики
на конкурсной основе бесплатного
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования в пределах
государственных образовательных
стандартов, если образование данного
уровня граждане получают впервые.
Для достижения данных целей в Программе
предусматривается решение следующих
задач:
обеспечение и закрепление в республике
гарантий приоритетности системы
образования, в том числе и системы
высшего образования;
повышение эффективности роли начального
и среднего профессионального
образования;
укрепление научной и материально-
технической базы учреждений общего
и профессионального образования;
оптимизация сети подготовки специалистов
при сохранении ее доступности всем
гражданам и обеспечение фактического
равенства при поступлении в высшие
учебные заведения;
рациональное взаимодействие
государственного и негосударственного
секторов высшего образования;
проведение лицензирования, аттестации
и аккредитации образовательных
учреждений;
расширение академической
самостоятельности образовательных
учреждений общего и профессионального
образования при твердом контроле за
итоговым качеством обучения и
соблюдением прав участников
образовательного процесса;
создание условий для привлечения в сферу
образования дополнительных источников
финансирования;
Сроки и этапы реализации 2004-2006 годы;
программы
Перечень основных обеспечение условий реализации равных
мероприятий прав граждан Республики Ингушетия на
образование всех уровней и ступеней;
обеспечение контроля качества
образования;
обеспечение образовательных учреждений
финансовыми и материально-техническими
ресурсами;
развитие системы подготовки и
переподготовки работников
образовательных учреждений
и научно-педагогических работников;
совершенствование системы непрерывного
образования;
обеспечение условий, способствующих
сохранению, укреплению здоровья
обучающихся и воспитанников, внедрение
здоровьесберегающих технологий;
расширение доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья к качественному
образованию, их интеграция в систему
общего и профессионального образования;
Исполнители основных Министерство образования Республики
мероприятий Ингушетия, Министерство труда и
социального развития Республики
Ингушетия, органы исполнительной
власти Республики Ингушетия, органы
местного самоуправления Республики
Ингушетия, Ингушский государственный
университет и другие образовательные
учреждения;
Объемы и источники общий объем средств - 743,22 млн.рублей,
финансирования в том числе:
федеральный бюджет - 303,78 млн. рублей;
республиканский бюджет -
439,44 млн. рублей;
капитальные вложения -
628,32 млн. рублей;
Ожидаемые конечные реализация мероприятий Программы
результаты реализации обеспечит сохранение и развитие
программы системы образования в интересах
личности, общества и Республики
Ингушетия;
Система организации контроля организация работы по выполнению
за ходом исполнения программы Программы и контроль за ее реализацией
осуществляются Правительством Республики
Ингушетия в установленном порядке.
1. Состояние и основные проблемы развития системы образования
В настоящее время в Республике Ингушетия 110 общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 59 тысяч детей, 15 учреждений дополнительного образования, в которых занимается 12 тысяч детей, 33 детских дошкольных учреждения, которые посещают 2,7 тысяч детей, 4 учреждения начального и 4 среднего профессионального образования и 6 высших учебных заведений. В учреждениях начального и среднего профессионального образования занято свыше 4-х тысяч студентов.
Для детей с отклонениями в развитии открыта коррекционная школа-интернат, которая только частично решила проблему обучения больных детей.
В системе образования Республики Ингушетия созданы условия, где у ученика появилась возможность определиться в профессиональной ориентации еще в общеобразовательных учреждениях.
Получение профессионального образования способствует не только снижению уровня безработицы, но и снижению уровня социальной напряженности в обществе.
Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиции воспитания детей.
Проведена работа по лицензированию образовательных учреждений. Все они имеют статус юридического лица и в основном получили лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Основными проблемами в развитии образования являются:
отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, начального общего и основного (полного) общего и высшего профессионального образования;
дефицит финансовых средств предусмотренных для образовательных нужд. Также остается нерешенной проблема кадрового обеспечения образовательных учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, в школах недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда, слабой социальной защищенности педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений, и, как следствие непрестижность профессии учителя.
Остро стоит вопрос увеличения количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, в результате более 90 процентов школьников не пользуются услугами первого уровня системы образования.
Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.
Из-за слабой материально-технической базы учреждений дополнительного образования ограничен перечень оказываемых услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом.
Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.
Все еще недостаточный уровень обеспеченности учащихся учебниками федерального компонента в связи с высокой их стоимостью и учебниками регионального компонента, и не решенной остается проблема дефицита посадочных мест и многосменности занятий в школах.
Не решена проблема обеспечения всех образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью.
Дошкольное образование
Следует отметить, что изменившиеся социально-экономические условия жизни, специфика демографических процессов происходивших в нашей республике, увеличение числа работающих матерей диктуют необходимость создания условий для реализации конституционного права всех слоев населения на получение доступа к образовательным услугам, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях, для соблюдения преемственности обучения в дошкольных и начальных общеобразовательных учреждениях.
На сегодняшний день в определении в дошкольные учреждения нуждаются более трех тысяч детей. Все учреждения дополнительного образования работают с большой перегрузкой.
За последние 15 лет в республике не построено ни одно дошкольное образовательное учреждение.
В то же время помещения, в которых расположены некоторые детские сады, практически не пригодны для эксплуатации, требуют срочного капитального ремонта.
Из 24 функционирующих дошкольных учреждений только в 14 имеются медицинские кабинеты.
Многие детские сады не имеют спортивных залов, надворного физкультурного оборудования необходимого для оздоровления и закаливания детей.
Также для дальнейшего развития образования необходимо:
создание условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;
содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Общее среднее образование.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений
В общеобразовательных учреждениях необходимо укрепление учебно-методического и материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений.
Для этого необходимо создание телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к образовательным ресурсам и доукомплектование сельских школ компьютерами.
40,7 процента школ республики занимаются в 2, 3, а то и 4 смены. Дефицит посадочных мест составляет свыше 20-ти тысяч.
Недостаток средств не позволяет решить в полном объеме вопросы расширения и обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
В связи с этим 30 процентов школьных зданий из-за физического износа находится в неудовлетворительном состоянии, 20 процентов из них требуют срочного капитального ремонта.
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса. Для этого необходимо:
сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;
предоставление льгот руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, инвестирующим образовательные учреждения.
Социальные гарантии государства обучающимся
Существенно влияет на качество обучения состояние здоровья детей, решение проблем по их социальной защите. К большому сожалению, высока заболеваемость у школьников нервно-психической системы, увеличивается из года в год количество детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. До сих пор остается проблема ежегодного осмотра всех детей узкими специалистами, постановка на диспансерный учет и лечение детей с хроническими заболеваниями.
Для решения в целом вопросов охраны здоровья детей необходима постоянная и длительная совместная работа Министерства образования Республики Ингушетия, Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия, администраций районов и населенных пунктов.
Социальные проблемы образования остаются очень острыми и по ряду позиций продолжают обостряться.
В связи с этим организация в общеобразовательных школах питания имеет существенное значение для здоровья детей.
В настоящее время, по данным статистики, свыше 600 детей школьного возраста в Республике Ингушетия нуждаются в специализированной коррекционно-педагогической и психологической помощи специалистов. Рост количества детей с проблемами в развитии обусловлен ухудшением уровня жизни населения, сложной экологической обстановкой и притоком большого количества беженцев в республику.
В республике только одно специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Открытие в республике школы-интерната для детей с физическими недостатками способствовало бы не только существенной экономии средств, но главное, дало бы возможность более частого общения детей-инвалидов со своими родителями, что является важным стимулом для обучения и укрепления здоровья больных детей, а также возможностью охватить обучением всех детей с отклонениями в развитии.
Приоритетной формой устройства детей, нуждающихся в защите государства, была и остается в республике передача детей в семью под опеку (попечительство) и на усыновление.
Воспитание и дополнительное образование детей
Воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, заинтересованных ведомств и учреждений. Большое значение имеет духовно-нравственное воспитание молодежи на основе культурно-исторического наследия ингушского народа.
Повышению качества образования, привитию интереса к учебе, к наукам способствуют учреждения дополнительного образования.
Организация занимательного досуга детей и подростков во внеурочное и каникулярное время, раскрытие их творческого потенциала являются одними из основных задач учреждений дополнительного образования в решении проблемы первостепенной значимости - пресечения явлений преступного и наркотического содержания, а также других негативных явлений, имеющих действие на неустойчивое сознание и психику детей.
Мощность и условия работы учреждений дополнительного образования Республики Ингушетии# не соответствуют стандартам образовательных учреждений.
Общая численность учащихся в учреждениях дошкольного образования составляет свыше 19 процентов от общего количества обучающихся в школах республики, большинство из которых - сироты, дети из неполных и малообеспеченных семей, а также дети и подростки, имеющие природное дарование.
Сегодня эти воспитанники тяготеют не к улице, а хотят заниматься соответственно своему возрасту и интеллекту созидательным трудом.
Отсутствие учебной, материально-технической базы отрицательно сказывается на дополнительном образовании этих детей.
Дополнительное образование сохраняет и поддерживает деятельность научных обществ учащихся, детских общественных объединений, художественное, прикладное, музыкально# творчество, спортивные секции.
Системы начального и среднего профессионального образования
Профессиональное образование в республике представлено одним государственным высшим учебным заведением, тремя филиалами государственных высших учебных заведений, двумя негосударственными высшими учебными заведениями, тремя колледжами, аграрным техникумом и четырьмя учреждениями начального профессионального образования.
В профессиональных училищах Республики Ингушетия учащиеся получают специальности, востребо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Ингушетия от 2 августа 2004 г. N 23-РЗ "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004-2006 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в "Сборнике законов Республики Ингушетия", выпуск 15 (2004), в газете "Ингушетия" от 7 августа 2004 г. N 86 (Приложения N 1, 2)