Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Указу Президента
Республики Ингушетия
от 4 августа 2007 г. N 196
Положение
о добровольных народных дружинах в Республике Ингушетия
1. Общие положения
1.1. Добровольные народные дружины (далее - народные дружины) создаются по решению администраций районов и городов и действуют в соответствии с настоящим Положением.
1.2. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие администрации районов и городов, которые принимают меры к укреплению народных дружин, организуют их взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями, учреждениями и организациями, участвующими в охране правопорядка, заслушивают сообщения и отчеты командиров и начальников штабов народных дружин, решают вопросы материально-технического обеспечения народных дружин, изготовления удостоверений дружинников установленного образца, морального и материального стимулирования работы дружинников.
1.3. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют штабы (командиры) народных дружин, которые:
а) проводят работу по сплочению и укреплению дружины, воспитанию у дружинников высокой дисциплинированности, чувства долга;
б) организуют изучение дружинниками основ законодательства, занятия по физической подготовке дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями;
в) планируют работу дружины, инструктируют совместно с представителями районного отдела внутренних дел дружинников и контролируют их деятельность, ведут учет результатов работы дружины, готовят для обсуждения на собрании дружинников вопросы организации и деятельности дружины;
г) отчитываются не реже одного раза в год о работе народной дружины перед районным (городским) штабом народных дружин, а также перед администрацией района (города), по решению которых созданы народные дружины;
д) ходатайствуют перед главами администраций районов и городов, начальниками районных и городских органов внутренних дел, а также перед руководителями предприятий, учреждений и хозяйств о поощрении наиболее отличившихся дружинников.
1.4. Народная дружина создается с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств граждан и юридических лиц, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране, укреплению общественного порядка и борьбе с преступностью на территории населенного пункта. Как правило, народные дружины создаются при общественных пунктах охраны правопорядка и действуют на территории, за которой они закреплены.
1.5. Не допускается создание и деятельность народных дружин при политических партиях (движениях) и их органах.
1.6. Для организации работы народных дружин по борьбе с отдельными видами правонарушений по решению соответствующих штабов в составе народных дружин могут создаваться специализированные дружины.
1.7. Для обеспечения безопасности граждан в особых условиях (при осложнении оперативной обстановки в связи с ростом преступности и правонарушений, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах), обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий, а также для выполнения специальных задач в охране общественного порядка по решению соответствующих штабов дружин могут создаваться оперативные отряды на период проведения этих мероприятий.
2. Порядок приема в добровольную народную дружину и отчисления из нее
2.1. В народную дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Республики Ингушетия, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья осуществлять охрану общественного порядка.
2.2. Прием в дружину производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего и только после соответствующей проверки в органах внутренних дел.
2.3. В народную дружину не могут быть приняты граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- находящиеся под следствием;
- состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- подвергнутые административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок;
2.4. Вступившему в народную дружину выдается специальное удостоверение, памятка о его правах и обязанностях, нарукавная повязка. Удостоверение народного дружинника является документом, подтверждающим личность и полномочия, которыми он пользуется в течение всего времени членства в дружине и выдается командиром или начальником штаба городской, районной добровольной народной дружины.
2.5. Решение штаба народной дружины о приеме в дружину и отчислении из нее утверждается соответствующей администрацией района или города, на территории которой действует народная дружина.
2.6. Решение штаба народной дружины об отчислении из народной дружины может быть принято в следующих случаях:
- на основании личного заявления народного дружинника;
- при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 2.3. настоящего Положения;
- в связи с систематическим невыполнением народным дружинником требований Положения о добровольных народных дружинах, а также фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
- в случае совершения противоправных действий.
2.7. При отчислении из народной дружины дружинник обязан сдать удостоверение дружинника, а также другое имущество, полученное им в пользование в связи с работой в народной дружине, в порядке, определяемом районным (городским) штабом народной дружины.
3. Деятельность народных дружин
3.1. Народные дружины могут участвовать:
- в обеспечении личной безопасности граждан, общественной безопасности, охране общественного порядка, сохранности собственности физических и юридических лиц;
- в мероприятиях, по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;
- в содействии правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
- в предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- в обеспечении безопасности дорожного движения;
- в обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
- в мероприятиях по борьбе с пьянством и наркоманией;
- в мероприятиях по спасению людей и обеспечению общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, чрезвычайных положений, эпидемий и др.).
3.2. В соответствии с решением администрации района (города) народные дружины могут участвовать в иных мероприятиях, связанных с обеспечением правопорядка.
4. Обязанности и права народных дружинников
4.1. Народный дружинник обязан:
- активно участвовать в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, оказывать содействие государственным органам в их деятельности по борьбе с правонарушениями;
- четко и добросовестно выполнять указания руководителей дружины и работника милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;
- строго руководствоваться и исполнять действующее законодательство Российской Федерации;
- повышать правовые знания, хорошо знать права и обязанности дружинника;
- защищать честь и достоинство граждан от преступных посягательств, иных антиобщественных действий;
- быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
- во всех случаях ограничения прав и свобод граждан разъяснять им основания и поводы для такого ограничения;
- принимать меры по оказанию помощи гражданам, (в том числе доврачебной) пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
- в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший правоохранительный орган и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, охране места происшествия;
- не допускать разглашения ставших ему известными в связи с осуществлением деятельности по охране правопорядка сведений, относящихся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если исполнение правовых обязанностей не требует иного, а также оперативной и иной конфиденциальной информации;
- иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца.
4.2. Народный дружинник, участвуя в обеспечении правопорядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, имеет право:
- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка и прекращения преступных деяний, административных правонарушений;
- требовать от граждан предъявления документов, удостоверяющих их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
- доставлять в органы внутренних дел или помещения народных дружин лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности правонарушителя и составления протокола, если нет возможности составить его на месте нарушения;
- пользоваться бесплатно для связи с органами милиции или штабом дружины телефонами и иными средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности (за исключением имеющих дипломатический иммунитет) и общественным объединениям в случаях, не терпящих отлагательства;
- использовать транспортные средства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для перевозки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
- совместно с сотрудниками органов ГИБДД осуществлять контроль за выполнением водителями транспортных средств и пешеходами правил дорожного движения.
5. Правовая и специальная подготовка народных дружинников
5.1. Дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие деятельность по охране общественного порядка, формы и методы работы дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи.
5.2. Формы обучения дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб дружины по согласованию с администрацией района (города) и органами внутренних дел.
6. Взаимодействие правоохранительных органов с народными дружинами
6.1. Правоохранительные органы Республики Ингушетия оказывают всемерное содействие и поддержку добровольным народным дружинам в выполнении возложенных на них задач, предоставляют необходимую для деятельности дружин информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому обучению и воспитанию народных дружинников, оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и юридической литературой, участвуют в работе штабов народных дружин, общих собраний, смотров, слетов дружинников, поощряют в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка, рассматривают поступающие от штабов народных дружин материалы о правонарушениях и принимают по ним решения в соответствии с законодательством.
6.2. Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия и подчиненные ему органы и подразделения:
- обеспечивают повседневное взаимодействие с народными дружинами, способствуют активному вовлечению дружин в мероприятия по обеспечению общественного порядка;
- проводят инструктажи дружинников, ознакомление их с оперативной обстановкой, обучают членов народных дружин формам и методам борьбы с правонарушениями, установленным правилам применения физической силы и специальных средств;
- оказывают народным дружинам практическую помощь в планировании и учете их работы, осуществляют непосредственное руководство работой дружинников на объектах и маршрутах патрулирования при проведении совместных мероприятий.
7. Меры поощрения и взыскания
7.1. Для поощрения народных дружинников, активно участвующих в борьбе с правонарушениями, органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций и их трудовые коллективы, администрации районов (городов), штабы народных дружин в пределах своих полномочий применяют следующие формы морального и материального поощрения:
- награждение ценным подарком или денежной премией;
- награждение знаком "За содействие МВД России";
- награждение Почетной грамотой;
- объявление благодарности.
7.2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники представляются к награждению государственными наградами Российской Федерации.
7.3. Главы администраций районов (городов), руководители предприятий, учреждений и организаций могут самостоятельно устанавливать иные формы поощрения народных дружинников.
7.4. Объявление о поощрении народных дружинников производится в торжественной обстановке, на собраниях, слетах народных дружинников, собраниях коллективов предприятий, учреждений и организаций.
7.5. К народным дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям, штабами (командирами) народных дружин могут применяться следующие виды взысканий:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- исключение из дружины.
8. Материально-техническое обеспечение народных дружин
8.1. Материально-техническое обеспечение средствами связи, мебелью, оборудованием и инвентарем, а также необходимыми техническими и специальными средствами народных дружин осуществляется за счет средств администраций районов (городов).
8.2. Народные дружины располагаются в помещениях общественных пунктов охраны правопорядка, техническую эксплуатацию, энергоснабжение, капитальный и текущий ремонт которых обеспечивают администрации районов (городов).
8.3. Здания, строения и помещения, занимаемые штабами народных дружин, являются собственностью администраций районов (городов) и безвозмездно передаются штабам народных дружин.
8.4. Изготовление удостоверений народных дружинников единого образца осуществляется районными или городскими штабами за счет средств соответствующего районного или городского бюджета. Удостоверения имеют единую нумерацию и являются документами строгой отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.