В целях повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса, Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования и развития агропромышленного комплекса Республики Ингушетия на 1999 - 2003 г.г. (далее Программа)
2. Министерству финансов в течение срока реализации программы реформирования и развития агропромышленного комплекса предусматривать в бюджете Республики Ингушетия средства на выдачу беспроцентной бюджетной ссуды Министерству сельского хозяйства и продовольствия в размере 22,6 млн. рублей ежегодно.
3. Утвердить прилагаемый порядок выделения и возврата бюджетной ссуды (приложение N 1).
4. Главам районных и городских администраций, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Республики Ингушетия:
обеспечить целевое, рациональное использование и своевременный возврат выделяемой бюджетной ссуды;
в месячный срок разработать и представить в Правительство Республики Ингушетия план мероприятий по развитию частных подворий;
до 25 числа каждого месяца представлять в Правительство Республики Ингушетия план мероприятий на следующий месяц по выполнению Программы.
5. Министерству общего и профессионального образования Республики Ингушетия совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия организовать на базе учреждений начального профессионального образования подготовку механизаторов для сельхозпредприятий.
6. Государственному комитету лесного хозяйства Республики Ингушетия подготовить и внести на рассмотрение Правительства Республики Ингушетия предложения о создании предприятия по заготовке, переработке и реализации лесных продуктов.
7. Отделу АПК Правительства Республики Ингушетия совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством юстиции, Государственному комитету по управлению имуществом Республики Ингушетия разработать и представить на утверждение Положение о распределении полномочий в управлении сельскохозяйственным производством между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия и администрациями районов и городов Республики Ингушетия.
8. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия Гойгова А.А.
Председатель Правительства |
М-Б. Дарсигов |
Программа
реформирования и развития агропромышленного комплекса Республики Ингушетия на 1999 - 2003 г.г.
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 3 октября 1998 г. N 289)
По поручению Президента Республики Ингушетия Р.С. Аушева Правительством Республики Ингушетия подготовлена программа по выходу агропромышленного комплекса из кризисного состояния.
Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственного производства показывает глубокое кризисное состояние всего агропромышленного комплекса республики, причем из года в год ухудшающееся, что отражено в таблице N 1
Таблица N 1
N пп |
|
Ед. изм |
Годы |
||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 ожидаем |
|||
1. |
Валовое производство сельхозпродукции в ценах 1998 года, всего |
т.р. |
45453 |
39304 |
26327 |
31698 |
22220 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Растениеводство |
т.р. |
39943 |
32387 |
20975 |
27056 |
15100 |
|
Животноводство |
т.р. |
5510 |
6917 |
5352 |
4642 |
5120 |
2. |
Затраты на производство с/х продукции, всего |
т.р. |
28471 |
52911 |
70376 |
56502 |
44712 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Растениеводство |
т.р. |
11007 |
31559 |
46640 |
35562 |
23342 |
|
Животноводство |
т.р. |
17467 |
21352 |
23736 |
20940 |
21370 |
3. |
Убытки всего |
т.р. |
26645 |
25812 |
20183 |
11480 |
15152 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Растениеводство |
т.р. |
5209 |
5506 |
8119 |
3166 |
6201 |
|
Животноводство |
т.р. |
21436 |
20306 |
12064 |
8314 |
8951 |
Как показывают данные таблицы валовое производство продукции из года в год падает. Незначительное увеличение в 1997 году объясняется хорошим урожаем кукурузы. Наглядно это снижение демонстрирует валовое производство зерна озимых: 1994 год - 45354 тн ,1995 - 45148 тн, 1996 - 28173 тн, 1997 - 25363 тн, 1998 - 12517 тн.
Затраты же на производство увеличиваются и напрямую связаны с финансированием. За 1997 - 98 г.г. они снизились не за счет улучшения работы, а за счет уменьшения выделенных средств.(Товарных кредитов не было). Та же самая тенденция и по убыткам.
Причины такого состояния и объективные и субъективные. Объективные общеизвестны и характерны для всего сельского хозяйства Российской Федерации.
К субъективным нужно отнести почти полное игнорирование технологий возделывания культур и выращивание животных, крайне низкую организацию в сельхозпредприятиях, обусловленную отсутствием подготовленных кадров, отсутствие своей племенной и семеноводческой базы, а значит и качественных семян и высокопродуктивных животных, крайне низкая техническая оснащенность сельхозпредприятий (в 2.5 раза меньше чем в Российской Федерации), огромная кредиторская задолженность сельхозпредприятий, не позволяющая нормально функционировать хозяйствам.
В связи с изложенным, учитывая, что для финансирования разработанной комплексной программы развития АПК Республики Ингушетия по минимальным расчетам необходимы денежные средства адекватные 50 млн. $, Правительство Республики Ингушетия в качестве альтернативы предлагает антикризисную программу, в которую войдут несколько основных направлений:
1. Создание и развитие семеноводческих и племенных предприятий
2. Укрепление базы МТС
3. Активизация работы по использованию химических средств защиты растений и минеральных удобрений
4. Выделение категорий хозяйств в зависимости от финансового состояния, уровня внутренней организации, степени значения их для АПК
5. Вовлечение потенциала частного сектора, а также неиспользуемых земель и животноводческих помещений сельскохозяйственных предприятий в производство продукции сельского хозяйства.
6. Оживление пищевой и перерабатывающей промышленности.
7. Определение функциональных обязанностей МСХиП РИ, конкретное разделение полномочий МСХиП РИ и Администраций районов и городов.
Каким образом предлагается их реализация?
1. Известной аксиомой является тот факт, что без собственных семян и воспроизводства и высокопродуктивных животных говорить о развитии сельского хозяйства практически невозможно. Поэтому необходимо следующее решение этой проблемы:
- Сельскохозяйственный кооператив "Казак" и АОЗТ "Нестеровское" будут специализироваться на производстве семян озимых культур;
- АОЗТ "Кантышевское" - специализироваться на производстве семян кукурузы;
- АОЗТ "Экажевское" - на производстве семян картофеля.
Эти предприятия по природно-климатическим условиям, наличию квалифицированных трудовых ресурсов и технической оснащенности подготовлены именно к вышеизложенной специализации. Земельные площади данных предприятий позволяют планировать структуры посевных площадей таким образом, что производимых семян будет достаточно для ежегодного обновления.
Производимый семенной материал картофеля позволит не только удовлетворять потребности сельхозпредприятий, но и реализовать этот материал населению в количестве до 1000 тн ежегодно, начиная с 1999 года.
Для воспроизводства высокопродуктивных животных необходимо создать племенные хозяйства по выращиванию крупного рогатого скота черно-пестрой и красно-степной породы на базе племенных ферм в АОЗТ "им. Осканова" и АОЗТ "Кавказ".
Учитывая, что семеноводческие и племенные хозяйства во всех регионах находятся под непосредственным управлением государства, считаем, что без государственного управления проблему семеноводства и племенного животноводства мы внутри республики не решим.
В отношении вышеназванных пяти сельхозпредприятий необходимо принять меры, для того, чтобы эти предприятия начали свою деятельность без кредиторских задолженностей. Для этого нужно провести реструктуризацию всех долгов и погасить задолженность за счет собственных ресурсов и бюджетных средств.
При принятии этих мер, а также оказании финансовой помощи этим предприятиям в течении первых двух лет в размере 12 млн. руб. ежегодно, они смогут рентабельно хозяйствовать.
2. Очень серьезно обстоит вопрос по обеспеченности сельхозпредприятий техникой и прицепными орудиями. Учитывая, такую слабую обеспеченность, а также то обстоятельство, что решить вопрос с техникой в требуемом количестве не удастся, была создана Республиканская МТС "Ингушская" с филиалами в Малгобекском и Сунженском районах. В настоящее время в МТС насчитывается 26 тракторов, столько же плугов. Имеется хорошая база с мехмастерскими. Необходимо отметить, что обеспеченность МТС техникой очень слабая.
В связи с этим необходимо в ближайшие два года довести парк тракторов до 200 физических единиц разных марок и набором к ним комплекса сельскохозяйственных машин, необходимых для выполнения всех технологических операций. Для решения этой задачи, кроме лизинговых средств нужны денежные средства в размере 3 млн. руб. ежегодно. Кроме того, для ремонта на центральной базе МТС необходимы средства в размере 600 тыс. руб.
Эти меры помогут почти полностью решить вопрос с фермерскими хозяйствами, частными подворьями и частично снять вопрос возделывания земли в сельхозпредприятиях.
Важно отметить тот факт, что в республике в последние годы нет курсов для подготовки механизаторов, что уже сегодня создает значительные трудности из-за естественного оттока кадров механизаторов.
В этой связи нужно возобновить курсы по подготовке механизаторов на ранее существовавшей базе (ГПТУ) или создать эти курсы при МТС. Кроме этого можно готовить механизаторов в Аграрном техникуме, на хозрасчетной основе, за счет заинтересованных сельхозпредприятий всех форм собственности и фермерских хозяйств.
Кроме функций по обслуживанию сельхозтоваропроизводителей, МТС может выполнять и функции ликвидированного "Ингушагроснаба", т.е. снабженческие, в том числе и лизинговые операции, что позволит нам не создавать дополнительную структуру по снабжению.
3. В последние годы, с ухудшением технической оснащенности сельхозтоваропроизводителей и в связи с этим значительным ухудшением агротехники возделывания культур, значительные площади пахотных земель заросли сорной растительностью. Обсеменность всех пахотных земель семенами сорной растительности значительно превышает все допустимые пороги.
Учитывая, что вопрос с полным обеспечением техникой и прицепными орудиями в течении ближайших лет решить не удастся из-за отсутствия необходимых средств, мы предлагаем акцентировать внимание на использовании химических средств защиты растений, особенно на площадях, занятых пшеницей и семенными участками других зерновых культур.
Кроме того, необходимо учесть, что в последние годы мы практически не производили продовольственное зерно из-за отсутствия удобрений и средств защиты растений.
В недалеком прошлом в республике производили продовольственное зерно. Можем мы его производить и сегодня, при наличии указанных средств. Хотелось бы сказать, что эти средства нужны вовремя, а именно: в начале весны - конце зимы, а не в конце мая, как это обычно бывает со средствами защиты растений, а удобрения под озимые надо вносить уже в августе-сентябре.
Для обеспечения потребности в удобрениях и средствах защиты растений по минимальным подсчетам необходимы средства в сумме 2 млн. руб. ежегодно.
Использование этих средств позволит нам решить одновременно две задачи: производство качественных семян и продовольственного зерна.
4. Как уже было сказано в начале доклада, одной из основных причин кризисного состояния являются огромные долги предприятий. Практически все сельхозпредприятия находятся на картотеке.
Наглядную картину по финансовому состоянию хозяйств отображают данные таблицы N 2:
Вся кредиторская задолженность по всем видам долгов, включая кредиты банка и бюджетные ссуды 246302 тыс. руб., в том числе:
1. Централизованные кредиты банка отсроченные на 10 лет - 151459
2. Товарный кредит 1995 - 96 г.г. и проценты, начисленные по ним - 37579
3. Задолженность по беспроцентной бюджетной ссуде, выданной в 1995 - 96 г.г - 18600
4. Кредиторская задолженность всего - 40464
из них присужденные судами РИ - 7308
5. Дебиторская задолженность всего - 4051
из них присужденные судебными органами - 3459
В связи с изложенной ситуацией, учитывая, что для поддержания всех предприятий нет средств Министерство сельского хозяйства и продовольствия предлагает разбить все сельхозпредприятия на 3 группы:
1 группа - это племенные и семеноводческие хозяйства, которые должны быть жестко управляемыми и поддерживаемыми Правительством Республики Ингушетия. В отношении этих пяти сельхозпредприятий Правительство обязано оказывать всемерную поддержку, в том числе и финансовую, так как по нашему твердому убеждению именно эти предприятия должны оживить все сельскохозяйственное производство.
2 группа - это более крепкие 10 - 12 сельхозпредприятий, выгодно выделяющиеся по внутренней организации, финансовому состоянию и которые могут производить значительную часть продукции сельского хозяйства при минимальных затратах. Этим предприятиям Правительство Республики будет оказывать помощь под конкретные программы, необходимые для республики и сезонную помощь во время осенне-полевых и весенне-полевых работ. В отношении этих предприятий также должна производиться протекционистская политика Правительства республики.
3 группа - это группа хозяйств, не играющих существенной роли в производстве сельскохозяйственной продукции и имеющих значительные долги в том числе по решениям судебных органов. В отношении этой группы предприятий мы предлагаем занять нейтральную позицию: не оказывать им финансовую помощь, но и не ускорять их полный развал.
В отношении этих предприятий не будет оказываться протекция Правительства и они будут хозяйствовать в правовом поле существующего законодательства Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Такая позиция Правительства Республики Ингушетия позволит отдельным предприятиям, желающим выжить, проявить себя и наладить производство, в тоже время не мешая банкротству других, нежизнеспособных сельхозпредприятий.
Безусловно, банкротство 10 - 15 сельхозпредприятий скажется на социально-экономической ситуации, особенно в тех населенных пунктах, где расположены эти хозяйства. Однако, на наш взгляд, другого выбора у нас нет.
Приложение 1
N пп |
1 группа |
Кредиторская задолженность тыс. руб. |
В том числе по решениям судебных органов тыс. руб. |
1. |
АОЗТ "Нестеровское" |
9584,8 |
705,0 |
2. |
АОЗТ "Экажевское" |
10247,7 |
10,5 |
3. |
АОЗТ "Кантышевское" |
10668,4 |
356,9 |
4. |
АОЗТ "им. Осканова" |
7832,0 |
742,9 |
5. |
АОЗТ "Кавказ" |
8091,0 |
- |
6. |
С/кооп "Казак" |
113,7 |
- |
|
|
|
|
|
2 группа |
|
|
1. |
АОЗТ "Сунжа" |
2407,7 |
366,9 |
2. |
АОЗТ "Луч" |
6449,3 |
55,2 |
3. |
АОЗТ "Вайнах" |
2459,4 |
- |
4. |
АОЗТ "Барсукинское" |
607,4 |
- |
5. |
АОЗТ "Плиевское" |
5211,6 |
3,0 |
6. |
АОЗТ "Насыр-Кортское" |
4214,4 |
- |
7. |
АОЗТ "Ачалуки" |
4833,4 |
- |
8. |
АОЗТ "Назрановское" |
12280,3 |
960,9 |
9. |
ГСХП "Троицкое" |
9262,4 |
360,7 |
10. |
С/к "Карабулакский" |
345,6 |
- |
11. |
С/к "Даби-Юртовский" |
362,2 |
- |
12. |
АОЗТ "Инарки" |
4298,1 |
55,0 |
|
|
|
|
|
3 группа |
|
|
1. |
АОЗТ "Долаковское" |
9930,9 |
1427,5 |
2. |
АОЗТ "Сурхахинское" |
6613,3 |
- |
3. |
АОЗТ "им. Ахриева" |
5223,7 |
- |
4. |
АОЗТ "Алхастинское" |
2655,7 |
- |
5. |
АОЗТ "Галашки" |
1677,8 |
- |
6. |
АОЗТ "Аршты" |
1625,5 |
- |
7. |
АОЗТ "Карабулакское" |
6309,5 |
3,8 |
8. |
ГСХП "Даттых" |
8,267,0 |
- |
9. |
АОЗТ "Даймохк" |
5998,2 |
5,0 |
10. |
АОЗТ "Сагопшинское" |
6082,3 |
- |
11. |
Конезавод "Ингушский" |
839,8 |
- |
12. |
С/к "Инаркинский" |
328,9 |
- |
13. |
С/к "Пседахский" |
123,1 |
- |
14. |
С/к "Новый Редант" |
241,6 |
- |
15. |
"Виктория" |
268,5 |
- |
16. |
"Гази-Юртовский" |
156,8 |
- |
17. |
"Алиф" |
556,3 |
- |
18. |
"Беркат" Альтиево |
139,58 |
- |
5. Хотелось бы подробно остановиться на роли частного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции.
На 1.09.98 г. в Республике Ингушетия насчитывается 42037 подворий с подсобными хозяйствами. В общей сложности подсобные хозяйства занимают площадь пахотной земли 9.7 тыс. га или около 10 % от всей пахотной земли в республике.
По данным Госкомстата Республики Ингушетия на 1.01 98 г. в этих подсобных хозяйствах содержится 44 тыс. голов крупнорогатого скота, в том числе коров - 27000 гол. (что в 10 раз больше чем в сельхозпредприятиях).
Это значительный потенциал, который в силу ряда причин слабо используется в производстве продукции сельского хозяйства, особенно продукции животноводства. Одной из основных причин такого состояния в животноводстве является крайне низкий генетический потенциал местного скота, а также полное отсутствие каких-либо элементов племенной работы.
В связи с этим, возможно следующее решение данной проблемы:
1. Закупка племенных быков-производителей для улучшения местного скота. Необходимо подчеркнуть, что этот вариант позволяет охватить практически стада всех населенных пунктов. С учетом физиологических норм, потребное количество быков составляет 550 - 600 голов на сумму 3 млн. руб.
Также необходимо отметить, что эта мера позволит получить первые результаты в молочном животноводстве через 4 года и в мясном - через 2,5 года. Генетический потенциал полученного потомства позволит получать продукцию уже в 1 поколении на 30 % больше, чем у местного скота без дополнительных затрат.
При этом, при активной поддержке данного мероприятия главами администраций населенных пунктов, средства выделенные для приобретения этих быков будут собраны с граждан тех населенных пунктов, где эти быки используются.
2. Более действенной мерой для улучшения местного скота является закупка племенных телок и нетелей и последующая реализация их части населения, наиболее заинтересованной в содержании высокоценных животных.
Племенные нетели нужно продавать с рассрочкой на три года, что позволит приобрести их небогатой части граждан. При этом племенной молодняк, полученный в частном подворье, можно будет закупить обратно по племенным ценам, в счет взаиморасчета. Такая форма сотрудничества позволит нам полностью освободиться от проблем по уходу и содержанию племенного поголовья, одновременно решая вопросы улучшения местного скота и обеспечения населения продуктами животноводства. Для этих целей необходима сумма 1 млн. руб.
При этом закупаемые животные будут подобраны в соответствии с районированностью пород животных желательного направления продуктивности.
В районах нашей республики, в зависимости от природно-климатических хозяйственных условий, наличия пастбищ и сложившихся традиций, приемлемы следующие направления:
1. Назрановский район - молочное
2. Сунженский район - молочное и мясомолочное
3. Малгобекский - молочное
4. Джейрахский - мясное направление
Необходимо также начать работу с частным сектором по производству продукции растениеводства, особенно овощей и фруктов. Схема может быть следующей: специализированные учреждения "Сортсемовощ" и "Агрохимсервис" заключают договора на поставку семян, удобрений и гербицидов в начале года. Министерство сельского хозяйства и продовольствия осуществляет контроль за тем, чтобы договора были заключены с известными поставщиками, гарантирующими качественные поставки. Минфин республики перечисляет денежные средства на основании договоров и сопроводительного письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Количество и ассортимент завозимых семян и гербицидов определяется следующим образом: администрации населенных пунктов формируют пакет заявок частного сектора и передают в районы. Районные администрации обобщают и передают в Минсельхозпрод РИ. Реализуют семена и гербициды сами специализированные учреждения "Сортсемовощ" и "Ингушагрохимсервис". Первоначально на эти цели необходимо выделить 1 млн. руб.
Такая схема позволит нам, не планируя значительные расходы, выяснить активность населения.
В случае, если эта схема заработает и будет пользоваться спросом можно будет создать отдельную структуру управления для работы с частным сектором.
Вопросы по обеспечению семенами кукурузы и картофеля будут сняты через семеноводческие хозяйства "Кантышевское" и "Экажевское".
Развитие овощеводства в республике прямо связано с хранением и переработкой.
Учитывая, что строительство хранилищ потребует значительных капитальных вложений, на первом этапе вопросы хранения должны быть решены за счет своих ресурсов, как в частном, так и в общественном секторе. В общественном секторе под хранилища можно приспособить имеющиеся пустующие помещения, а в частном секторе - традиционно известные подвалы и ямы на подворьях. И в дальнейшем, по мере развития овощеводства, хранение, на наш взгляд, может быть эффективным, только в том случае, если оно будет негосударственным.
Развитие овощеводства также немыслимо без решения орошения земель. По данным Госкомитета Республики Ингушетия по мелиорации и водному хозяйству в республике имелось до 7800 га орошаемых земель, из которых около 1000 га можно восстановить за счет собственных ресурсов сельхозтоваропроизводителей. Реконструкция и восстановление остальных площадей без капитальных вложений невозможно. По предварительным подсчетам на восстановление всей оросительной сети требуется ежегодно до 28 млн. руб. в течении 4 лет.
В отношении земель и животноводческих помещений, не используемых сельхозпредприятиями необходимо шире внедрять долгосрочную аренду. В аренду можно передавать на наш взгляд всем юридическим и частным лицам, имеющим возможность возделывать эти земли. Пустующие животноводческие помещения можно передавать отдельным звеньям на полный хозрасчет, вместе с земельными угодьями и необходимой техникой. Весь этот процесс должен идти под жестким контролем администраций районов, населенных пунктов и Министерства сельского хозяйства и продовольствия, чтобы не допустить передачу земель и помещений не подготовленным для работы лицам.
Сегодня в республике практически не функционируют предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности за исключением завода минеральных вод "Ачалуки" и "Мукомольного комбината". Следует отметить, что оживление завода "Ачалуки" и запуск "Мукомольного комбината" стали возможны благодаря непосредственной поддержке руководства республики, которая себя уже оправдала. Впервые за последние несколько лет завод "Ачалуки" в 1 полугодии сработал без убытков. Подготовлена программа развития этого предприятия, в которой предусмотрена реконструкция завода.
"Мукомольный комбинат" имеет сегодня все возможности для активной работы. Закуплено за счет кредита около 3000 тонн зерна, часть которого уже переработана.
Однако, необходимо запустить хотя бы одно предприятие для переработки овощей, так как от этого напрямую зависит производство овощей. Основной причиной слабого развития овощеводства у нас является проблема с реализацией овощей, которую в значительной мере могла бы решить переработка.
В 1997 году одно предприятие "Ингушконсервщик" (директор Оздоев) практически было подготовлено для запуска. Однако, из-за отсутствия средств для приобретения сырья так и не заработало.
Сегодня для запуска этого предприятия необходимо выделить 1 млн. руб. В случае положительного решения, это предприятие уже в начале года сможет заключить договора на поставку овощей, что в свою очередь будет стимулировать само производство овощей и решение вопросов сбыта.
Оживление пищевой и перерабатывающей промышленности позволит одновременно решить вопросы сбыта сельхозпродукции, в частности: сбыт продовольственного зерна проводится через мелькомбинат, непродовольственное зерно - через Хлебоприемные пункты на фураж скоту.
Продукция животноводства реализуется населению и закрытым учреждениям республики.
Особо следует остановиться на заводах по разливу ликероводочных изделий. Эти предприятия в соседних регионах являются основным источником пополнения бюджета и только у нас они совершенно бездействуют. Основной причиной такого положения является существующая налоговая система, которая делает розлив вино водочных изделий убыточным.
Для решения этой проблемы Министерством сельского хозяйства и продовольствия разработаны и представлены в Правительство республики конкретные предложения, с учетом опыта соседних республик.
В случае принятия этих предложений, предприятия по розливу вино водочных изделий смогут существенно пополнить бюджет республики.
Ежегодная потребность финансирования в АПК по предлагаемой программе составляет 22.6 млн. руб., в том числе:
Сентябрь 1998 года - 2 млн. рублей (семена озимых культур)
Октябрь 1998 года - 4.1. млн. рублей (запасные части, ремонт базы МТС, семена картофеля)
Январь 1999 года - 1.5 млн. рублей (техника для МТС)
Февраль 1999 года - 7.0 млн. рублей (удобрения, ядохимикаты, семена яровых культур и овощей, ГСМ, племенной скот)
Март 1999 года - 2 млн. рублей (плем. быки)
Май 1999 года - 2.5 млн. рублей (запасные части, ГСМ)
Июнь 1999 года - 2.5 млн. рублей (семена многолетних трав, переработка)
Август 1999 г. - 1.5 млн. рублей (техника).
Планируемая сумма расхода на каждую из вышеперечисленных статей необходима в определенное время года, поэтому денежные средства должны выделяться по соответствующим периодам
Срок окупаемости вложенных средств по предварительным подсчетам - 2 года, причем к концу 1999 года АПК республики сможет вернуть продукции на сумму 13 млн.250 тыс.
В результате реализации данной программы количество постоянно работающих возрастет на 3 тыс. человек и составит 10 тыс. человек в общественном секторе. Количество сезонных рабочих увеличится на 13 тыс. человек.
В частном секторе первоначально, за счет завозимых семян овощных культур и племенного поголовья будет охвачено 7 - 8 тыс. подворий.
При этом, учитывая важность развития крестьянских (фермерских) хозяйств, необходимо выделять 10 % указанных средств в виде товарного кредита для КФК республики.
Однако, учитывая, что среди числящихся крестьянских фермерских хозяйств, которых сегодня насчитывается более 1000, реально функционируют немногим более 300 хозяйств, необходимо ликвидировать не работающие хозяйства. за счет изымаемых земель необходимо укрупнять реально работающие хозяйства и помощь в первую очередь оказывать этим фермерским хозяйствам.
7. И последнее. Считаю, что настало время пересмотреть функции Министерства сельского хозяйства и продовольствия и привести их в соответствие с реалиями рыночной экономики и предлагаемой программы.
В этой связи, для упорядочения и разделения вопросов полномочий по управлению сельхозпредприятиями Министерство сельского хозяйства и продовольствия предлагает следующие меры:
1. Освободить Министерство сельского хозяйства и продовольствия от несвойственных ему контрольно-управленческих функций по осуществлению управления предприятиями всех форм собственности и передать эти функции в сельхозотделы районных и городских администраций. В первое время у администраций возникнут сложности, связанные с увеличением объема работы и незначительным количеством сотрудников в сельскохозяйственных отделах администраций. Считаем, что эти проблемы можно будет снять увеличением сотрудников сельхозотделов на 2 - 3 человека. Преимущества такого перераспределения полномочий очевидны:
а) Это позволит приблизить кредитора (управление, администрацию) к сельхозтоваропроизводителю, что значительно облегчит осуществление контроля за целевым использованием средств.
б) Значительно усилит роль и ответственность администраций, как территориального органа управления. Администрации, в отличии от Министерства сельского хозяйства и продовольствия, имеют значительно больше полномочий в вопросах влияния на сельхозтоваропроизводителей (через властные структуры - налоговые, РОВД, прокуратуру и т.д.).
Поэтому, при возложении ответственности за состояние сельхозпроизводства на администрации (в том числе и сельские), они станут активными управленцами, поскольку смогут значительно оперативнее решать вопросы управления.
При этом, все вопросы по подбору и расстановке кадров, по системе отчетности за исключением пяти племенных и семеноводческих хозяйств должны быть в компетенции районных и городских администраций. В исключительной компетенции Министерства сельского хозяйства и продовольствия должны быть вопросы подбора и расстановки кадров в племенных и семеноводческих хозяйствах. Система отчетности будет выглядеть следующим образом: все сельхозтоваропроизводители сдают отчеты в районные статуправления и сельхозотделы администраций районов. От них информация поступает в Госкомстат и в Министерство сельского хозяйства и продовольствия. От пяти племенных и семеноводческих хозяйств отчеты идут через Министерство сельского хозяйства в Госкомстат Республики Ингушетия. В Госкомстате вся информация суммируется.
2. Сохранить за Минсельхозпродом Республики Ингушетия функции Правительственного органа управления и координации Республиканских служб контроля и обслуживания, таких как:
- Республиканская станция защиты растений;
- Государственная семенная инспекция;
- Госплемобъединение "Ингушское";
- Республиканская МТС "Ингушская";
- Агрохимическая станция;
- Ветеринарное управление;
- Гостехнадзор.
3. Сохранить за Министерством сельского хозяйства и продовольствия функции:
- по взаимодействию с федеральными структурами (по вертикали);
- по координированию и регулированию вопросов производства продукции в АПК Республики Ингушетия, через систему государственных заказов Правительства и заявок сельхозтоваропроизводителей;
- по осуществлению государственной политики в области сельского хозяйства (изменение приоритетов в производстве и социальной политики на селе, осуществление дотационной политики и т.д.);
- по разработке и внедрению передовых технологий в сельхозпроизводство на предприятиях всех форм собственности, а также технологического контроля за производством в предприятиях всех форм собственности;
- по выработке конкретных рекомендаций в области земледелия, животноводства, перерабатывающей промышленности по заявкам предприятий всех форм собственности, фермерских и подсобных хозяйств.
4. Сохранить за Министерством сельского хозяйства и продовольствия функции по созданию и управлению племенными и семеноводческими хозяйствами, в том числе вопросы формирования заявок на производство племенной продукции, семян и их закупок для потребностей сельхозтоваропроизводителей, независимо от форм собственности, граждан, занимающихся подсобными хозяйствами, за счет средств федерального и регионального бюджетов, средств предприятий.
Указанные меры позволят конкретно распределить полномочия в вопросах управления и регулирования, координирования сельскохозяйственного производства, без чего реальное исполнение программы даже при обеспечении финансирования, невозможно.
Принятие предложенной программы не приведет к резкому подъему сельхозпроизводства, но по нашему убеждению позволит начать работу по возрождению сельского хозяйства. В данной концепции Правительство Республики Ингушетия предлагает поддерживать только те направления, без которых функционирование сельского хозяйства практически невозможно.
В то же время реальную быструю отдачу можно получить от реконструкции завода "Минвода Ачалуки", "Мукомольного комбината" и запуска линий по разливу ликероводочных изделий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 3 октября 1998 г. N 289 "О Программе реформирования и развития агропромышленного комплекса Республики Ингушетия на 1999 - 2003 гг."
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 23 апреля 1999 г. N 9 - 12