В целях создания условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания условий для передачи детей сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечения условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации, руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года N 5-РКЗ "О Правительстве Республики Ингушетия", Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Ингушетия ежегодно, при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, предусматривать денежные средства для реализации Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
М. Чилиев |
Республиканская целевая программа
"Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы
(утв. Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2010 г. N 282)
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы |
Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) |
Приказ Министерства образования Республики Ингушетия от 02.03.2009 года N 51-п. |
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования Республики Ингушетия |
Основные разработчики Программы |
Министерство образования Республики Ингушетия |
Цели и задачи Программы |
Целью программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа предусматривает решение следующих задач: 1. Создание условий для предупреждения социального сиротства. 2. Обеспечение системы социальной поддержки и помощи семьям групп социального риска. 3. Совершенствование мер социальной поддержки выпускников интернатных учреждений. 4. Развитие новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи. 5. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. 6. Материально-техническое и кадровое обеспечение системы профилактики сиротства, социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Улучшение комплексных показателей здоровья и развития детей. 8. Строительство учреждений дошкольного образования для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 9. Оснащение интернатных учреждений, где обучаются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дидактическими и техническими средствами обучения. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010-2013 годы I этап - 2010-2011 годы II этап - 2011-2013 годы |
Исполнители Программы |
Министерство образования Республики Ингушетия, Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия, Министерство здравоохранения Республики Ингушетия, Органы местного самоуправления Республики Ингушетия. |
Объемы и источники финансирования программы |
Общая потребность финансового обеспечения на 2010-2013 годы - 220 307,2 тыс. рублей на реализацию мероприятий Программы, в том числе: в 2010 г. - 71,3 тыс. руб., в 2011 г. - 63 700,0 тыс. руб., в 2012 г. - 43 163,0 тыс. руб., в 2013 г. - 113 373,0 тыс. руб. Дополнительные источники финансирования: средства из федерального бюджета (федеральная целевая программа "Дети России"), местных бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства. - Увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем внедрения новых форм устройства. - Расширение в рамках республиканской программы взаимодействия служб, обеспечивающих процессы обучения, воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охрану их здоровья. - Создание устойчиво функционирующего механизма взаимодействия педагогических работников, опекунов, попечителей в обучении, воспитании, охране жизни и здоровья детей. - Укрепление материально-технической базы интернатных учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. - Строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. Снижение на 14% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рост числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от вновь выявленных), на 16% (2007 г. - 10%). Снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 3% (к уровню 2007 г. - 8 чел.). |
Система организации контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия в установленном порядке. |
II. Общие положения
Республиканская целевая программа "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по созданию условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию условий для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечению условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и республиканскими правовыми документами, отражающими проблемы и задачи прав ребенка на семью.
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы увеличилось количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению интернатных учреждений для детей-сирот, социальных приютов. В 2010 году число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях Республики Ингушетия, достигает 133 человек.
Вместе с тем, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
В настоящее время в республике ведется работа по предупреждению сиротства. Создан республиканский банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; в штат Министерства образования Республики Ингушетия введена единица оператора по ведению банка данных. Налажена работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей. На республиканском уровне создана система работы органов опеки и попечительства по выявлению, учету и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по обеспечению координации деятельности органов, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу.
Результат - увеличение числа детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство.
В Республике Ингушетия наблюдается следующая динамика роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за последние годы:
N п/п |
|
2005 г. (чел.) |
2006 г. (чел.) |
2007 г. (чел.) |
2008 г. (чел.) |
2009 г. (чел.) |
2010 г. (чел.) |
1 |
детей-сирот |
310 |
316 |
278 |
266 |
250 |
249 |
2 |
детей, состоящих под опекой, из них: |
887 |
922 |
987 |
1039 |
1097 |
1149 |
3 |
дети, лишенные родительского попечения |
234 |
241 |
233 |
216 |
218 |
223 |
4 |
дети родителей-инвалидов |
512 |
524 |
531 |
509 |
557 |
611 |
5 |
по др. причинам |
141 |
157 |
223 |
314 |
322 |
315 |
|
Всего: |
1197 |
1238 |
1265 |
1305 |
1347 |
1398 |
Открытие школы-интерната для детей-сирот в сельском поселении Орджоникидзевское, Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, позволило решить проблемные вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Малая мощность школы-интерната (на 100 обучающихся) позволяет обеспечивать жизнедеятельность детского коллектива по семейному типу.
В интернате имеются столярные и швейные мастерские, что позволяет воспитанникам приобретать первоначальные навыки производственной деятельности.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.
Решение многих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка.
Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным.
Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), создать дошкольные образовательные учреждения, инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допрофессиональной подготовки детей, обучения их конкурентоспособным профессиям.
Важным условием предупреждения социального сиротства является данная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации. Программа позволит обеспечить социальную защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их трудоустройство, полноценную интеграцию в общество.
IV. Цель Программы и задачи
Целью программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Создание условий для предупреждения социального сиротства.
2. Обеспечение системы социальной поддержки и помощи семьям групп социального риска.
3. Совершенствование мер социальной поддержки выпускников интернатных учреждений.
4. Развитие новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
5. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.
6. Материально-техническое и кадровое обеспечение системы профилактики сиротства, социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов.
Общий объем бюджетного финансирования мероприятий программы в 2010-2013 гг. составляет 220 307,3 тыс. руб., в том числе:
- из федерального бюджета - 593,4 тыс. руб.;
- из республиканского бюджета - 210 112,1 тыс. руб.;
- из местных бюджетов - 9 601,8 тыс. рублей.
Из них по годам реализации Программы:
тыс. рублей | ||||
Источники финансирования |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего, в том числе: |
71,3 |
63700,0 |
43163,0 |
113373,0 |
федеральный бюджет |
- |
296,7 |
- |
296,7 |
республиканский бюджет |
- |
58541,0 |
38544,8 |
113026,3 |
местный бюджет, всего в том числе: |
71,3 |
4862,3 |
4618,2 |
50,0 |
г. Назрань |
10,0 |
729,3 |
692,7 |
7,5 |
Назрановский муниципальный район |
13,0 |
923,7 |
877,5 |
9,5 |
Малгобекский муниципальный район |
13,0 |
923,7 |
877,5 |
9,5 |
г. Малгобек |
11,0 |
777,9 |
738,9 |
8,0 |
г. Карабулак |
5,0 |
340,4 |
323,3 |
3,5 |
Сунженский муниципальный район |
14,0 |
972,5 |
923,6 |
8,0 |
Джейрахский район |
3,0 |
97,2 |
92,4 |
2,0 |
г. Магас |
2,3 |
97,6 |
92,3 |
2,0 |
Объем финансирования, необходимый на реализацию Программы, предусматривается в республиканском бюджете на очередной финансовый год отдельной строкой.
На исполнение приоритетных мероприятий Программы дополнительно планируется привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральных адресных инвестиционных программ и федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 и последующие годы.
VI. Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приемная семья, патронатная семья и т.д.), обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, совершенствование оплаты труда приемных родителей, обеспечение поддержки и помощи в постинтернатный период, обеспечение жильем детей-сирот.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Республиканские министерства и ведомства участвуют в реализации Программы в пределах своей компетенции и полномочий.
Система мероприятий, а также потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования приведены в Приложении N 1 к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия, которое также уточняет целевые индикаторы по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ответственных исполнителей.
Мониторинг эффективности выполнения Программы осуществляет Министерство образования Республики Ингушетия.
Министерство образования Республики Ингушетия ежеквартально и по итогам за год представляет в Правительство Республики Ингушетия справку о ходе реализации программных мероприятий, информацию по финансированию Программы в целом и отдельным ее мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования, данные о достижении целевых индикаторов Программы.
Информация по итогам квартала представляется в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Информация по итогам года представляется в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы государственный заказчик и ответственные исполнители вносят в Правительство Республики Ингушетия предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Ход и результаты реализации Программы освещаются в средствах массовой информации.
VIII. Ожидаемые результаты
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства (2010-2011 годы).
- Увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем внедрения новых форм устройства (2010-2013 гг.).
- Расширение в рамках республиканской программы взаимодействия служб, обеспечивающих процессы обучения, воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охрану здоровья (2010-2013 гг.).
- Создание устойчиво функционирующего механизма взаимодействия педагогов, опекунов, попечителей в обучении, воспитании, охране жизни и здоровья детей (2011 г.).
- Укрепление материально-технической базы интернатных учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2011-2013 гг.).
- Строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья (2010-2013 гг.).
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Право ребенка на семью"
на 2010-2013 годы
Перечень
мероприятий, потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования по реализации Программы
N |
Мероприятия |
Исполнители |
Источник финансирования (тыс. рублей) |
Срок исполнения |
|||
всего |
ФБ |
РБ |
МБ |
||||
1. |
Создание нормативно-правовой базы по вопросам защиты детства |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ |
- |
- |
- |
- |
2010-2011 гг. |
2. |
Разработка и внедрение технологий своевременного выявления детей, нуждающихся в помощи государства |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Министерство здравоохранения РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
142,6 |
- |
- |
71,3 |
2010 г. |
71,3 |
2011 г. |
||||||
3. |
Совершенствование порядка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство образования РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
118,2 |
- |
- |
118,16 |
2012 г. |
4. |
Разработка и внедрение межведомственных программ по социальной защищенности выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
- |
- |
- |
- |
2010-2011 гг. |
5. |
Предоставление внеочередного жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
Органы местного самоуправления РИ |
102986,5 |
- |
53193,8 |
- |
2011 г. |
37344,5 |
2012 г. |
||||||
12448,2 |
2013 г. |
||||||
6. |
Установка телефона-доверия# "Детская линия" |
Министерство образования РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
219,3 |
- |
- |
219,3 |
2011 г. |
7. |
Мониторинг общественного мнения по проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через СМИ |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Министерство здравоохранения РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
21,7 |
- |
- |
21,7 |
2011 г. |
8. |
Внедрение инновационных форм и видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство образования РИ, Институт повышения квалификации работников образования (ИПК РО) РИ |
- |
- |
- |
- |
2010-2013 гг |
9. |
Разработка и внедрение программ воспитания и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с раннего возраста (0-6 лет) |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Министерство здравоохранения РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
75,9 |
- |
75,9 |
- |
2011 г. |
10. |
Разработка и внедрение программ медико-психолого-социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Министерство здравоохранения РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
- |
- |
- |
- |
2010-2013 гг. |
11. |
Разработка и внедрение моделей временного и постоянного трудоустройства детей-сирот |
Министерство труда и социального развития РИ, Министерство образования РИ, Управление государственной службы занятости населения РИ |
- |
- |
- |
- |
2010-2011 гг. |
12. |
Проведение республиканских массовых мероприятий с целью интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество |
Министерство образования РИ Комитет по делам молодежи РИ, Министерство по физической культуре, спорту и туризму РИ |
2400,6 |
- |
1200,3 |
- |
2011 г. |
1200,3 |
2012 г. |
||||||
13. |
Оснащение интернатных учреждений, где обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дидактическими и техническими средствами обучения |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Министерство здравоохранения РИ |
1700,5 |
- |
1700,5 |
- |
2013 г. |
14. |
Проведение конкурсов профмастерства специалистов работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей |
Министерство образования РИ |
948,6 |
296,7 |
177,6 |
- |
2011 г. |
296,7 |
177,6 |
2013 г. |
|||||
15. |
Издание информационно-методической литературы в помощь воспитателям, психологам, социальным работникам, специалистам по охране детства |
Министерство образования РИ, Институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) РИ, |
- |
- |
- |
- |
2013 г. |
16. |
Обеспечение прохождения бесплатного медосмотра будущими опекунами, приемными родителями, будущими усыновителями. |
Министерство здравоохранения РИ, Министерство труда и социального развития РИ |
- |
- |
- |
- |
2013 г. |
17. |
Выделение средств на приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их усыновителям и опекунам |
Министерство труда и социального развития РИ, Фонд социального страхования РИ, Органы местного самоуправления РИ |
3893,4 |
- |
3893,4 |
- |
2011 г. |
18. |
Оказание единовременной помощи выпускникам, будущим первоклассникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Органы местного самоуправления РИ |
9000,0 |
- |
- |
4500,0 |
2011 г. |
4500,0 |
2012 г. |
||||||
19. |
Проведение конференций для опекунов и попечителей "Правовые вопросы, защищающие законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Министерство образования РИ, Органы местного самоуправления РИ |
100,0 |
- |
- |
50,0 |
2011 г. |
50,0 |
2013 г. |
||||||
20. |
Строительство учреждения дошкольного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Министерство образования РИ |
98700,0 |
- |
98700,0 |
- |
2013 г. |
21. |
Создание центра для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Министерство здравоохранения РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
- |
- |
- |
- |
2010 г.-2013 г. |
22. |
Развитие новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Министерство здравоохранения РИ, Органы опеки и попечительства, Органы местного самоуправления РИ |
- |
- |
- |
- |
2010 г.-2013 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2010 г. N 282 "Об утверждении республиканской целевой программы "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 30 сентября 2010 г. N 164-165
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 1 ноября 2013 г. N 239
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 июля 2013 г. N 152
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 декабря 2012 г. N 295
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4 декабря 2012 г. N 262
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2012 г. N 214
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления