6, 22 мая 2010 г.
В цепях организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения Республики Ингушетия на 2010-2012 годы, Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2010-2012 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Руеспублики Ингушетия ежегодно предусматривать в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год денежные средства для реализации программы, указанной в пункте 1
Председатель Правительства |
А. Воробьев |
Республиканская целевая программа
"Духовно-нравственное воспитание населения республики Ингушетия на 2010-2012 годы"
(утв. Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 25 ноября 2009 г. N 397)
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 6 мая 2010 г. N 151 в паспорт настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Постановления
Введение
Духовно-нравственное воспитание населения, в особенности детей, учащихся и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации; взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляет основу программных мероприятий.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года Владимир Владимирович Путин отметил: "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров".
Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, противодействие негативным явлениям окружающей действительности, профилактику экстремизма.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы нравственного воспитания детей, учащихся и молодежи на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.
I. Содержание проблемы и необходимость её решения
У общества вызывает озабоченность снижение духовно-нравственного уровня населения, наблюдается динамика таких общественных пороков, как насилие, жестокость, пристрастие к алкоголю, наркотикам и т.п.
Переосмысление государственной социальной политики, ориентация на формирование самосознания личности на национальных основах и в тесной связи с общечеловеческими ценностями наметили положительные тенденции, по сравнению с прошлыми годами, в улучшении духовно-нравственной ситуации в Республике Ингушетия, однако они еще очень незначительны.
Ингушетия к настоящему времени накопила значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень своего развития в части создания эффективной системы духовно-нравственного воспитания. Правительством Республики Ингушетия Распоряжением от 08 мая 2009 года за N 315-р утвержден план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения Республики Ингушетия на 2009 год.
Опыт социально-экономических реформ прошедшего десятилетия убеждает в необходимости создания на республиканском уровне, в масштабе Республики Ингушетия, единого воспитательного пространства, в рамках которого стало бы принципиально возможным осуществление эффективного межведомственного взаимодействия с получением проектируемого педагогического результата - все более возрастающих требований к духовно-нравственной воспитанности населения Ингушетии.
Определение конкретных целей и задач духовно-нравственного воспитания, моделирование воспитательного пространства республики в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания населения на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью программы является развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.
Стратегические задачи:
1. формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; истории и традициям народов Республики Ингушетия;
2. усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;
3. сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
4. гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о людях, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;
5. утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни;
6. формирование национального самосознания, ответственного отношения и уважения к русскому языку, как к государственному, так и к своему родному языку.
Тактические задачи:
1. активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;
2. усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;
3. достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков;
4. сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;
5. воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;
6. изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России и Республики Ингушетия;
7. изучение, охрана и восстановление культурного наследия Республики Ингушетия; приумножение её культурных богатств;
8. утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности;
9. формирование уважительного отношения друг к другу.
Для решения этих задач разрабатываются программные мероприятия, которые предполагается реализовать комплексно в течение 2010-2012 годов.
III. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к настоящей Программе и предусматривает мероприятия по следующим направлениям.
Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как составляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики.
Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения. Развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы.
Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного воспитания - утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах жителей Республики Ингушетия; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания средствами массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана, попыток девальвации духовно-нравственных ценностей; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно управлений образования и науки, культуры, по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорга Республики Ингушетия.
Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение направлено на организацию исследований в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обогащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, этического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастающего поколения, к духовно-ноавственным ценностям, их духовного освоения.
Обеспечение взаимодействия различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, разработку модели реализации основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения Республики Ингушетия.
Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания населения Республики Ингушетия.
Мероприятия программы охватывают системы семейного воспитания, общественного дошкольного, начального и общего среднего, дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования, деятельность трудовых и иных коллективов, общественных организаций и др.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 6 мая 2010 г. N 151 в раздел IV настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Постановления
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства из бюджета Республики Ингушетия в объеме на 2010-2012 годы - 58 270 000 рублей, на 2010 г. - 20 300 000 рублей, на 2011 г.- 18 970 000 рублей, 2012 г.- 19 000 000 рублей. Для исполнения ряда мероприятий могут привлекаться средства общественных организаций, благотворительных фондов, учреждений и организаций.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается, прежде всего, на совершенствовании методов работы органов власти всех уровней, влияния на процесс воспитания, пропаганды духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, консолидации общественных объединений и организаций, координации их деятельности. Он предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих управление процессами планирования и выполнения программных мероприятий, а также контроль над ходом их реализации.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия.
Главными исполнителями Программы являются Министерства и ведомства Республики Ингушетия, научные, образовательные, религиозные учреждения и организации.
В проведении мероприятий, направленных на повышение уровня духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического сознания населения Республики Ингушетия, предусмотренных в приложении к настоящей Программе ответственными исполнителями будут привлекаться для участия (по согласованию) Духовный центр мусульман Республики Ингушетия, общественные и религиозные организации РИ.
Главные исполнители:
1. разрабатывают свои планы с определением конкретных работ по выполнению Программы;
2. обеспечивают реализацию мероприятий Программы;
3. проводят мероприятия по привлечению общественных, религиозных объединений и организаций к решению задач духовно-нравственного воспитания населения Республики Ингушетия.
Изменение Программы, а также продление срока её реализации осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
VI. Результаты реализации Программы
Оценка результативности духовно-нравственного воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.
Основным критерием результативности является уровень духовной культуры, как отдельной личности, так и населения республики в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, активизация духовного и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности населения, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, снижение уровня криминализации, рост социального оптимизма населения.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 мая 2010 г. N 165 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к Республиканской целевой программе
"Духовно-нравственное воспитание
населения Республики Ингушетия
на 2010-2012 гг."
Перечень
программных мероприятий Республиканской целевой Программы "Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2010-2012 гг.".
22 мая 2010 г.
Примечание:
1. В совместных мероприятиях, в части расходования и подготовки отчета по финансам, ответственность возлагается на ведомство, которое в пункте обозначено первым.
2. Расчеты по мероприятиям прилагаются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 25 ноября 2009 г. N 397 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 8 декабря 2009 г. N 210-211
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 декабря 2012 г. N 302
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 25 августа 2012 г. N 200
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 26 декабря 2011 г. N 423
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 16 ноября 2011 г. N 377
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 8 октября 2011 г. N 333
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 7 июля 2011 г. N 234
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 12 марта 2011 г. N 87
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 1 февраля 2011 г. N 20
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 31 декабря 2010 г. N 432
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22 мая 2010 г. N 165
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 мая 2010 г. N 151