28 февраля 2011 г.
В целях создания условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания условий для передачи детей сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечения условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации, руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года N 5-РКЗ "О Правительстве Республики Ингушетия", Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Право ребенка на семью" на 2010 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Ингушетия ежегодно, при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, предусматривать денежные средства для реализации Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
М. Чилиев |
Республиканская целевая программа
"Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы
(утв. Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2010 г. N 282)
28 февраля 2011 г.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51 в раздел I настоящей республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
I. Паспорт Программы
II. Общие положения
Республиканская целевая программа "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по созданию условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию условий для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечению условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа разработана в соответствии с основными международными, федеральными и республиканскими правовыми документами, отражающими проблемы и задачи прав ребенка на семью.
III. Содержание проблемы, необходимость ее решения программными средствами
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы увеличилось количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению интернатных учреждений для детей-сирот, социальных приютов. В 2010 году число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях Республики Ингушетия, достигает 133 человек.
Вместе с тем, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
В настоящее время в республике ведется работа по предупреждению сиротства. Создан республиканский банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; в штат Министерства образования Республики Ингушетия введена единица оператора по ведению банка данных. Налажена работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей. На республиканском уровне создана система работы органов опеки и попечительства по выявлению, учету и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по обеспечению координации деятельности органов, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу.
Результат - увеличение числа детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство.
В Республике Ингушетия наблюдается следующая динамика роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за последние годы:
N п/п |
|
2005 г. (чел.) |
2006 г. (чел.) |
2007 г. (чел.) |
2008 г. (чел.) |
2009 г. (чел.) |
2010 г. (чел.) |
1 |
детей-сирот |
310 |
316 |
278 |
266 |
250 |
249 |
2 |
детей, состоящих под опекой, из них: |
887 |
922 |
987 |
1039 |
1097 |
1149 |
3 |
дети, лишенные родительского попечения |
234 |
241 |
233 |
216 |
218 |
223 |
4 |
дети родителей-инвалидов |
512 |
524 |
531 |
509 |
557 |
611 |
5 |
по др. причинам |
141 |
157 |
223 |
314 |
322 |
315 |
|
Всего: |
1197 |
1238 |
1265 |
1305 |
1347 |
1398 |
Открытие школы-интерната для детей-сирот в сельском поселении Орджоникидзевское, Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, позволило решить проблемные вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Малая мощность школы-интерната (на 100 обучающихся) позволяет обеспечивать жизнедеятельность детского коллектива по семейному типу.
В интернате имеются столярные и швейные мастерские, что позволяет воспитанникам приобретать первоначальные навыки производственной деятельности.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.
Решение многих проблем должно строиться на основе создания и совершенствования государственной системы защиты прав детей. Полноценная государственная помощь может быть обеспечена только в случае четко организованной работы по раннему выявлению потенциально опасных ситуаций для ребенка.
Для полноценного развития личности ребенка-сироты крайне важным является его проживание в условиях, близких к семейным.
Необходимо разработать формы передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), создать дошкольные образовательные учреждения, инновационные государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (профильные школы, лицеи для творчески одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.). Такие изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют реформирования, разработки новых технологий подготовки кадров, специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допрофессиональной подготовки детей, обучения их конкурентоспособным профессиям.
Важным условием предупреждения социального сиротства является данная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации. Программа позволит обеспечить социальную защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их трудоустройство, полноценную интеграцию в общество.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51 в раздел IV настоящей республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
IV. Цель Программы и задачи
Целью программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.), обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Создание условий для предупреждения социального сиротства.
2. Обеспечение системы социальной поддержки и помощи семьям групп социального риска.
3. Совершенствование мер социальной поддержки выпускников интернатных учреждений.
4. Развитие новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
5. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.
6. Материально-техническое и кадровое обеспечение системы профилактики сиротства, социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Создание ресурсного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
8. Установка телефона доверия "Детская линия".
9. Проведение семинаров для опекунов и попечителей.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51 раздел V настоящей республиканской целевой программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
V. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, республиканского бюджета и местных бюджетов.
Общий объем бюджетного финансирования мероприятий Программы в 2010 - 2013 гг. составляет 227 509,0 тыс. руб., в том числе:
- из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 8469,7 тыс. руб.;
- из республиканского бюджета - 209 757,0 тыс. руб.;
- из местных бюджетов - 9 282,5 тыс. рублей.
Из них по годам реализации Программы:
тыс. рублей | |||
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего, в том числе: |
66097,0 |
46808,2 |
114603,9 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
3069,3 |
3645,2 |
1755,2 |
республиканский бюджет |
58363,4 |
38544,8 |
112848,7 |
местный бюджет, всего в том числе: |
4664,3 |
4618,2 |
50,0 |
г. Назрань |
729,3 |
692,7 |
7,5 |
Назрановский муниципальный район |
823,7 |
877,5 |
9,5 |
Малгобекский муниципальный район |
823,7 |
877,5 |
9,5 |
г. Малгобек |
777,9 |
738,9 |
8,0 |
г. Карабулак |
342,4 |
323,3 |
3,5 |
Сунженский муниципальный район |
972,5 |
923,6 |
8,0 |
Джейрахский район |
97,2 |
92,4 |
2,0 |
г. Магас |
97,6 |
92,3 |
2,0 |
Привлечение средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.
Объем финансирования, необходимый на реализацию Программы, предусматривается в республиканском бюджете на очередной финансовый год отдельной строкой.
На исполнение приоритетных мероприятий Программы дополнительно планируется привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральных адресных инвестиционных Программ и федеральной целевой Программы "Дети России" на 2007 - 2010 и последующие годы.
VI. Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приемная семья, патронатная семья и т.д.), обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, совершенствование оплаты труда приемных родителей, обеспечение поддержки и помощи в постинтернатный период, обеспечение жильем детей-сирот.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Республиканские министерства и ведомства участвуют в реализации Программы в пределах своей компетенции и полномочий.
Система мероприятий, а также потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования приведены в Приложении N 1 к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия, которое также уточняет целевые индикаторы по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ответственных исполнителей.
Мониторинг эффективности выполнения Программы осуществляет Министерство образования Республики Ингушетия.
Министерство образования Республики Ингушетия ежеквартально и по итогам за год представляет в Правительство Республики Ингушетия справку о ходе реализации программных мероприятий, информацию по финансированию Программы в целом и отдельным ее мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования, данные о достижении целевых индикаторов Программы.
Информация по итогам квартала представляется в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Информация по итогам года представляется в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы государственный заказчик и ответственные исполнители вносят в Правительство Республики Ингушетия предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Ход и результаты реализации Программы освещаются в средствах массовой информации.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51 в раздел VIII настоящей республиканской целевой программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
VIII. Ожидаемые результаты
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства (2010-2011 годы).
- Увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем внедрения новых форм устройства (2010-2013 гг.).
- Расширение в рамках республиканской программы взаимодействия служб, обеспечивающих процессы обучения, воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охрану здоровья (2010-2013 гг.).
- Создание устойчиво функционирующего механизма взаимодействия педагогов, опекунов, попечителей в обучении, воспитании, охране жизни и здоровья детей (2011 г.).
- Укрепление материально-технической базы интернатных учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2011-2013 гг.).
- Строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья (2010-2013 гг.).
По итогам реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
- увеличение числа передаваемых на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем внедрения новых форм устройства;
- расширение в рамках республиканской программы взаимодействия служб, обеспечивающих процессы обучения, воспитания, развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охрану их здоровья;
- создание устойчиво функционирующего механизма взаимодействия педагогических работников, опекунов, попечителей в обучении, воспитании, охране жизни и здоровья детей;
- укрепление материально-технической базы интернатных учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья;
- снижение на 14% доли социальных сирот среди выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- рост числа устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от вновь выявленных), на 16% (2007 г. - 10%);
- снижение численности вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 3% (к уровню 2007 г. - 8 чел.);
- создание ресурсного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- подготовка квалифицированных специалистов для организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе комплексного диагностического обследования и определение детей с отклонениями в развитии в коррекционные учреждения;
- увеличение числа детей, нуждающихся в социальной помощи, и их законных представителей, обратившихся в службу телефона доверия и получивших консультативно-психологическую помощь по решению проблем нарушения законных интересов и прав детей;
- повышение уровня правовой грамотности опекунов и попечителей в вопросах защиты интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Право ребенка на семью"
на 2010-2013 годы
Перечень
мероприятий, потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования по реализации Программы
28 февраля 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22 сентября 2010 г. N 282 "Об утверждении республиканской целевой программы "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 30 сентября 2010 г. N 164-165
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 1 ноября 2013 г. N 239
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 июля 2013 г. N 152
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 декабря 2012 г. N 295
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4 декабря 2012 г. N 262
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 17 сентября 2012 г. N 214
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 28 февраля 2011 г. N 51
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления