Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31 декабря 2013 г. N 303 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Республики Ингушетия
от 25 января 2012 г. N 12
"О республиканской целевой программе "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов"
23 марта 2013 г.
В целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств и перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства, Правительство Республики Ингушетия постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов".
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
М. Чилиев |
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49 в наименование настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Республиканская целевая программа
"Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов"
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 25 января 2012 г. N 12)
23 марта 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49 в паспорт настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Паспорт
Программы
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49 раздел 1 настоящей Республиканской целевой программы изложен в новой редакции
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Рост количества крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также - КФХ) в Республике Ингушетия в 90-х годах прошлого столетия привел к тому, что их численность достигла 1300 ед. В последующие годы в основном происходило их сокращение и уменьшение количества закрепленной пашни. Сложившуюся негативную тенденцию сокращения численности КФХ необходимо менять путем поддержки той части вновь созданных хозяйств, сохранение закрепленной пашни которой находится в сложных социально-экономических условиях. Для этого бюджетной поддержкой должны быть обеспечены не менее 100 вновь созданных КФХ.
Учитывая, что уровень безработицы на селе остается высоким, а специалисты, получившие сельскохозяйственное образование в городах, не возвращаются в отрасль и не работают по полученной специальности, сельскохозяйственное производство, а вместе с ним и социальная среда начинает постепенно деградировать.
Предпринимательская инициатива на селе ограничена не только производственной материально-технической базой, но и разрушением инфраструктуры сельских поселений. В течение десятилетий доходы жителей на селе остаются самыми низкими по сравнению с другими отраслями экономики страны.
В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого семейного бизнеса и новых рабочих мест, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи разработан комплекс мер по созданию КФХ - программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годов" (далее - Программа).
Начинающие КФХ и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем. Они ощущают недостаток первоначального капитала. Очень часто хозяйства создаются на единовременные пособия по безработице. Им недоступны кредиты, так как у них недостаточно залогового имущества. В последние годы создание нового КФХ связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового КФХ требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность. Программа призвана помочь начинающим КФХ закрепиться на рынке.
Основные понятия Программы.
Начинающий фермер - гражданин Российской Федерации трудоспособного возраста, имеющий среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, либо окончивший специальные курсы, или имеющий опыт работы в сельском хозяйстве не менее трех лет, являющийся главой КФХ и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Начинающее КФХ должно соответствовать параметрам микропредприятия, закрепленным в статье 4 Федерального закона от 24 июля 1997 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Участники Программы - вновь созданное КФХ, зарегистрированное не ранее 24 месяцев до дня подачи заявки на участие в Программе и реализовывавшее товарную продукцию не менее чем на 30 тыс. рублей за год, или личное подсобное хозяйство, ведущее товарное производство не менее трех лет, в случае перерегистрации в КФХ.
Глава КФХ, претендующий на участие в программе, должен постоянно проживать в муниципальном районе по месту нахождения и регистрации КФХ, иметь собственные средства на реализацию проекта по созданию КФХ в размере не менее 10% от объема средств, выделяемых ему за счет средств (грантов) федерального бюджета на указанные цели.
КФХ может участвовать в каждом из мероприятий Программы только один раз. В Республике Ингушетия создается комиссия по поддержке начинающих фермеров. В состав комиссии, кроме представителей органов управления АПК, входят представители АККОРРИ и фермерских кооперативов. Комиссия ежегодно проводит конкурсы претендентов на участие в Программе.
В муниципальных образованиях Республики Ингушетия должны быть разработаны аналогичные программы (разделы, подразделы существующих программ по поддержке развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых форм хозяйствования).
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Достижение вышеуказанной цели позволит иметь следующие результаты:
- увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции;
- повышение уровня жизни сельского населения;
- улучшение социального климата в сельской местности;
- рост занятости сельского населения.
Задачи Программы:
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить условия для расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
- создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
- обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49 в раздел 3 настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Раздел 3. Финансирование и целевые индикаторы
Число начинающих фермеров, получающих гранты на содержание К(Ф)Х, общая сумма финансирования, в том числе из федерального и регионального бюджета, приведены в таблице 1.
Общая сумма грантов начинающим фермерам за 2012-2014 гг. составляет 65 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 48,75 млн. рублей, из республиканского бюджета - 16,25 млн. рублей.
Таблица 1. Гранты на содержание КФХ.
Целевой индикатор по обеспечению доступа начинающих фермеров к инвестиционным кредитным ресурсам - сумма выделенных за год субсидируемых кредитов, приведен в таблице 2. Там же приведен расчет субсидий из федерального и региональных бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов, а также расходы начинающих фермеров на возмещение несубсидированных процентов и возврат кредитов.
Таблица 2. Инвестиционные кредиты и их субсидирование.
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012-2014 гг. |
Сумма новых субсидируемых инвестиционных кредитов, млн. рублей |
60 |
80 |
80 |
220 |
Общая сумма субсидируемых инвестиционных кредитов (включая переходящие), млн. рублей |
60 |
140 |
220 |
420 |
Платежи по процентам, всего |
7,2 |
16,0 |
26,4 |
49,6 |
в т.ч. субсидии (гранты) из федерального бюджета (95% ставки рефинансирования ЦБ) |
4,7 |
10,97 |
17,24 |
32,91 |
субсидии (гранты) из республиканского бюджета |
0,25 |
0,58 |
0,91 |
1,74 |
выплаты начинающих фермеров, в т.ч. несубсидируемая часть процентов1 |
2,25 |
4,45 |
8,25 |
14,95 |
возврат кредитов2 |
- |
- |
- |
- |
1) - Расчет произведен, исходя из предположения, что кредит получен под 12% годовых, ставка ЦБ - 8,25%, выплаты начинающих фермеров - 3,75% годовых
2) - В связи с льготным периодом первые 5 лет возврата кредита нет.
Сумма ежегодных субсидируемых инвестиционных кредитов, выданных за три года, составит 220 млн. рублей. Этот показатель, а также общая сумма субсидируемых кредитов (с учетом переходящих) являются целевыми индикаторами по данному мероприятию.
Для осуществления мероприятия из федерального бюджета необходимо выделить 32,91 млн. рублей, из региональных - 1,74 млн. рублей (без учета выданных поручительств и гарантий), выплаты начинающих фермеров по несубсидируемой части процентов составляют 14,95 млн. рублей.
Общая сумма финансирования грантов на бытовое обустройство, в т.ч. из федерального и регионального бюджетов по годам приведены в таблице 3.
Таблица 3. Гранты на бытовое обустройство начинающих фермеров*
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012-2014 гг. |
Финансирование грантов, всего млн. рублей |
10,0 |
20,8 |
23,2 |
54,0 |
в т.ч. из федерального бюджета |
8,0 |
16,64 |
18,56 |
43,2 |
из региональных бюджетов |
2,0 |
4,16 |
4,64 |
10,8 |
* в случае отсутствия жилья
Общая сумма грантов на бытовое обустройство в 2012 - 2014 гг. составит 54 млн. рублей, в том числе:
- из федерального бюджета 43,2 млн. рублей;
- из республиканского бюджета 10,8 млн. рублей.
Целевым индикатором по субсидированию части первого взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота является стоимость сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, полученных в лизинг начинающими фермерами. Общая стоимость лизингового имущества составит за три года 7,80 млн. рублей.
Таблица 4. Субсидирование части первоначального взноса по лизингу
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012 - 2014 гг. |
Стоимость сельхозтехники, оборудования и скота, взятых в лизинг начинающими фермерами, млн. рублей |
300 |
250 |
230 |
780 |
Субсидии (гранты) - всего, млн. рублей, в том числе: |
21 |
18 |
16 |
55 |
- из федерального бюджета |
10,5 |
9 |
8 |
27,5 |
- из регионального бюджета |
10,5 |
9 |
8 |
27,5 |
Субсидии (гранты) первоначального лизингового взноса начинающих фермеров из федерального бюджета составят 27,5 млн. рублей, из республиканского бюджета - 27,5 млн. рублей.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49 раздел 4 настоящей Республиканской целевой программы изложен в новой редакции
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
1. Основными мероприятиями Программы являются предоставление начинающим фермерам грантов и единовременной помощи.
1.1. Грант может быть использован на:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- разработку проектно-сметной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре;
- приобретение сельскохозяйственных животных;
- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
- приобретение удобрений и ядохимикатов.
Размер гранта определяется конкурсной комиссией с учетом собственных средств начинающего фермера, бизнес-плана и плана расходов в пределах лимита бюджетных средств, предусмотренных законом о бюджете на очередной финансовый год.
Положение о конкурсной комиссии и ее состав утверждаются Правительством Республики Ингушетия.
Информация о сроках подачи документов и условиях проведения конкурса размещается на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия. Для участия в мероприятиях Программы начинающий фермер должен подать в конкурсную комиссию заявку на участие в конкурсе с приложением пакета документов. Условия проведения конкурса, предоставления грантов и единовременной помощи, направления их расходования, механизмы контроля и ответственность за целевое и эффективное расходование бюджетных средств определяются Правительством Республики Ингушетия.
Все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его КФХ на территории Республики Ингушетия. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет средств гранта, должны использоваться только в КФХ начинающего фермера.
Грант выделяется главе КФХ только один раз.
1.2. Единовременная помощь может быть использована на:
- приобретение, строительство и ремонт собственного жилья, в том числе погашение основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- приобретение одного грузопассажирского автомобиля;
- приобретение и доставку предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования;
- приобретение установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
- подключение жилья к газовым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Сумма единовременной помощи, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана в пределах лимита бюджетных средств, предусмотренных законом о бюджете на очередной финансовый год.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь только один раз.
1.3. Конкурсная комиссия на основании представленных документов принимает одно из следующих решений:
- предоставить грант и единовременную помощь;
- предоставить либо грант, либо единовременную помощь;
- отказать в предоставлении гранта и единовременной помощи.
2. Начинающий фермер может также участвовать в следующих мероприятиях республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Ингушетия от 13 ноября 2012 г. N 243:
- возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах начинающими фермерами;
- предоставление консультационной помощи гражданам, желающим развивать семейные животноводческие фермы, в том числе желающим переехать для этого в сельскую местность из городов, других регионов и из-за рубежа;
- предоставление субсидий на частичное погашение лизинговых платежей;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат на строительство подъездных путей к животноводческим объектам и обустройство территорий вокруг животноводческих объектов;
- выплата субсидий на племенное животноводство;
- возмещение в форме субсидий затрат на производство, реализацию и покупку семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
- компенсация части расходов при оформлении в собственность используемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, земельные доли и сделок с ними;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур;
- включение начинающих фермеров в программы по улучшению жилищных условий.
Кроме того, начинающие фермеры могут рассчитывать на предоставление Правительством Республики Ингушетия поручительств и гарантий по кредитам.
3. Для организации сбыта сельскохозяйственной продукции действует упрощенный порядок предоставления торговых мест на универсальном рынке.
Во исполнение статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" действует Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Глава КФХ может на льготных условиях согласно статье 12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" получить земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания КФХ и осуществления его деятельности.
Раздел 5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2012-2014 годов.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и последовательного получения результатов.
6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели.
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Республики Ингушетия в области сельского хозяйства: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Республики Ингушетия в области сельского хозяйства, являются увеличение численности субъектов МФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития МФХ на селе, в том числе для отработки опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы.
В результате реализации программных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйственной продукции КФХ и к 2014 году достигнет 2,5 млрд. рублей.
Также согласно обоснованным целевым показателям Программы произойдет увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств - на 0,5 тысяч. В случае, если одно КФХ за 3 года обеспечит 5 новых рабочих мест, в целом будут созданы 1500 рабочих мест.
Таким образом, реализация Программы также обеспечит создание 3,5 тысяч новых рабочих мест в сельских территориях, уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице и увеличение сборов налогов от КФХ и индивидуальных предпринимателей.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Раздел 7. Мониторинг и оценка эффективности программы
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга за их использованием, проводимом по форме и в порядке, разработанным комиссией по выдаче грантов и утвержденным Правительством Республики Ингушетия. На основании анализа собранной информации Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия будут приниматься решения о дальнейшем развитии системы грантов в каждом районе.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта об отчете использованных средств;
2. Периодичность предоставления отчетности грантополучателями;
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов;
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными и социальными показателями развития фермерских хозяйств в регионах.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма - "Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности".
Форма - "Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях".
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".
Форма - "Посевные площади сельскохозяйственных культур".
Форма - "Поголовье скота".
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная).
Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая).
Федеральная программа статистических работ Росстата "Поголовье, продуктивность мясного скота в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая).
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49 в раздел 9 настоящей Республиканской целевой программы внесены изменения
Раздел 9. Расчет потребности в необходимых ресурсах Финансирование республиканской целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг." (млн. рублей)
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2012-2014 гг. |
1. Гранты на содержание К(Ф)Х, всего |
12 |
24 |
29 |
65 |
в т.ч. федеральный бюджет |
9 |
18 |
21,75 |
48,75 |
республиканский бюджет |
3 |
6 |
7,25 |
16,25 |
2. Субсидирование инвестиционных кредитов, всего |
7,2 |
16 |
26,4 |
49,6 |
в т.ч. федеральный бюджет |
4,7 |
10,97 |
17,24 |
32,91 |
республиканский бюджет |
0,25 |
0,58 |
0,91 |
1,74 |
выплаты начинающих фермеров |
2,25 |
4,45 |
8,25 |
14,95 |
3. Гранты на бытовое обустройство, всего |
10 |
20,8 |
23,2 |
54,0 |
в т.ч. федеральный бюджет |
8 |
16,64 |
18,56 |
43,2 |
республиканский бюджет |
2 |
4,16 |
4,64 |
10,8 |
4. Государственная поддержка по предоставлению субсидий (грантов) в части первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота. |
21 |
18 |
16 |
55 |
в т.ч. федеральный бюджет |
10,5 |
9 |
8 |
27,5 |
республиканский бюджет |
10,5 |
9 |
8 |
27,5 |
По всем мероприятиям, всего финансирование |
50,2 |
78,8 |
94,6 |
223,6 |
в т.ч. федеральный бюджет |
32,2 |
54,61 |
65,55 |
15236 |
республиканский бюджет |
15,75 |
19,74 |
20,8 |
56,29 |
выплаты начинающим фермерам |
2,25 |
4,45 |
8,25 |
14,95 |
Раздел 10. Система управления реализацией Программы
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Программы является стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы.
Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 223,6 млн. рублей.
Основные ожидаемые конечные результаты: объем привлеченных начинающими фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012 - 2014 годы составит 220 млн. рублей; 100 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 25 января 2012 г. N 12 "О республиканской целевой программе "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов"
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 16 февраля 2012 г. N 36
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31 декабря 2013 г. N 303 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 23 марта 2013 г. N 49