Именем Республики Ингушетия
Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева и И.М. Евлоева,
с участием: представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия М.М. Хашагульгова,
полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия М.Я. Цечоева,
полномочного представителя Главы Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия Р.М. Бештоева,
полномочного представителя Народного Собрания Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия З.С. Хаутиева,
руководствуясь статьей 96 (часть 2) Конституции Республики Ингушетия, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, статьями 34, 80-83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10 мая 2011 года N 152.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемое заявителем положение нормативного акта.
Заслушав сообщение судьи-докладчика И.Б. Доскиева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителя прокуратуры Республики Ингушетия Л.Б. Гамурзиевой и представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия Г.А. Ахриева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия
установил:
1. Пунктом 1.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10 мая 2011 года N 152, определен круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Конституционность данной нормы оспаривает Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия, по мнению которого в нарушение положений Закона Республики Ингушетия от 27 марта 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" в ней, в числе прочих категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, не указаны реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, также имеющие право на получение путевок на такое лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно, чем нарушаются их права, гарантированные статьями 18 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Республики Ингушетия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "5 мая 2008 года"
В обоснование своих требований Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия указывает, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, должна предоставляться такая мера социальной поддержки, как первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Однако, в оспариваемом нормативном акте, в число категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, не включены реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия по настоящему делу является положение пункта 1.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10 мая 2011 года N 152, определяющее круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в который не включены реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
2. Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем социальной поддержки определенных категорий граждан.
Конституция Республики Ингушетия (статья 38, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов социальных пособий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, отнесено к компетенции законодателя (статья 38, часть 2).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
В силу статьи 5 (часть 2), статьи 11 (части 2 и 3), статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации Республика Ингушетия может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
2.1. Федеральным законодателем, действующим в рамках своих полномочий, вытекающих из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, принят Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Статьей 6.1 данного федерального закона определен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которые в соответствии с действующим законодательством включаются в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В соответствии со статьей 6.5 названного федерального закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан", финансирование мероприятий по оказанию мер социальной поддержки этим категориям граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в указанный перечень не включены, так как Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что этим категориям граждан меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Финансирование этих расходов согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В целях реализации положений данных федеральных законов принят Закон Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года N 3-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", которым предусмотрены меры социальной поддержки названной категории лиц, в том числе и первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.
2.2. В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" ряд федеральных полномочий в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Ингушетия на основании статьи 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" заключено Соглашение о передаче Правительству Республики Ингушетия осуществления части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Данное Соглашение утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 126-р.
Постановление Правительства Республики Ингушетия, конституционность которого оспаривается Уполномоченным по правам человека в Республике Ингушетия, издано, как указано в его преамбуле, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и вышеуказанным Соглашением, подпункт 1.1 пункта 1 статьи 2 которого предусматривает, что порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно устанавливается Правительством Республики Ингушетия с учетом соответствующего порядка, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Исходя из указанного положения Соглашения, Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10 мая 2011 года N 152, определяет условия и порядок оказания государственной социальной помощи гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно. Следовательно, Постановление Правительства Республики Ингушетия от 10 мая 2011 N 152 регулирует правоотношения, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, данное Постановление принято Правительством Республики Ингушетия в пределах компетенции, определенной федеральным и республиканским законодательством, не ущемляет права реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а потому не противоречит Конституции Республики Ингушетия.
3. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия.
Статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе при обращении за медицинской помощью и санаторно-курортным лечением, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419 было утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, которым в том числе определялись порядок и условия реализации реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, права на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения. Указанный порядок применялся до передачи соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
3.1. Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений сформулировал правовую позицию о том, что предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда. Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, который должен соблюдаться. Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим право на их получение (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 462-О).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а соответствующие расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. При этом частью 2 статьи 153 указанного федерального закона прямо предусмотрено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
По смыслу приведенных положений федеральных законов и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности, созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для надлежащего осуществления субъектами Российской Федерации мер социальной поддержки названных категорий граждан. Субъекты Российской Федерации, которым федеральным законодателем переданы соответствующие полномочия, не могут произвольно отказываться от выполнения взятых государством на себя публично-правовых обязательств.
3.2. Закон Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", принятый в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливает меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе и право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха (пункт 1 части 1 статьи 2).
Часть 2 статьи 3 указанного республиканского закона предусматривает, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-9 части 1 статьи 2 данного закона, предоставляются в натуральном выражении, а предусмотренные пунктами 5, 6 и 10 части 1 статьи 2 настоящего закона, в денежном выражении в порядке, установленном Правительством Республики Ингушетия.
Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации из числа реабилитированных лиц, проживающих на территории Республики Ингушетия, утвержден Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 января 2005 года N 9-а. Однако в указанном Постановлении Правительства Республики Ингушетия не содержится положений, устанавливающих порядок предоставления указанным льготникам такой меры социальной поддержки, как первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Правительством Республики Ингушетия не издан также какой-либо другой нормативный акт, который регулирует соответствующие правоотношения.
Таким образом, отсутствие в республиканском законодательстве положений, устанавливающих порядок предоставления реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, такой меры социальной поддержки как первоочередное получение путевок на санаторно-курортное лечение, свидетельствует о наличии пробела в правовом регулировании, препятствующего реализации права реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на получение предусмотренной законом меры социальной поддержки.
Отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма предоставления меры социальной поддержки в виде первоочередного получения реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, путевок на санаторно-курортное лечение создает неопределенность в вопросе как о самом наличии, так и о способе реализации этого права.
Признание оспариваемого положения Постановления Правительства Республики Ингушетия соответствующим Конституции Республики Ингушетия не означает, что с Правительства Республики Ингушетия снимается обязанность, исходя из требований Конституции Республики Ингушетия и с учетом настоящего Постановления - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, определяющие порядок предоставления меры социальной поддержки в виде первоочередного получения реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, путевок на санаторно-курортное лечение и отдых.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 68, статьями 69-71, 75, 83 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия
постановил:
1. Признать положение пункта 1.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10 мая 2011 года N 152, которым определен круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, соответствующим Конституции Республики Ингушетия.
2. Правительству Республики Ингушетия надлежит в двухмесячный срок обеспечить правовое регулирование, направленное на определение порядка предоставления реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, такой меры социальной поддержки как первоочередное получение путевок на санаторно-курортное лечения и отдых, с учетом настоящего Постановления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 74 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Ингушетия от 17 мая 2012 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10 мая 2011 года N 152 в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 22 мая 2012 г. N 77