11 июня, 9 ноября 2013 г.
В целях организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения Республики Ингушетия на 2013-2015 годы Правительство Республики Ингушетия постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2013-2015 годы".
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
М. Чилиев |
Республиканская целевая программа
"Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2013-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 19 февраля 2013 г. N 31)
11 июня, 9 ноября 2013 г.
Паспорт
республиканской целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2013-2015 годы"
Введение
Духовно-нравственное воспитание населения, в особенности детей, учащихся и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации, взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляет основу программных мероприятий.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования, обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, противодействие негативным явлениям окружающей действительности, профилактику экстремизма.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы нравственного воспитания детей, учащихся и молодежи на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.
I. Содержание проблемы и необходимость её решения
Вызывает озабоченность общества снижение духовно-нравственного уровня населения, наблюдается динамика таких общественных пороков, как насилие, жестокость, пристрастие к алкоголю, наркотикам и т.п.
Переосмысление государственной социальной политики, ориентация на формирование самосознания личности на национальных основах и в тесной связи с общечеловеческими ценностями наметили положительные тенденции по сравнению с прошлыми годами в улучшении духовно-нравственной ситуации в Республике Ингушетия, однако они еще очень незначительны.
Республика Ингушетия к настоящему времени накопила значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень своего развития в части создания эффективной системы духовно-нравственного воспитания.
Опыт социально-экономических реформ прошедшего десятилетия убеждает в необходимости создания на республиканском уровне единого воспитательного пространства, в рамках которого стало бы принципиально возможным осуществление эффективного межведомственного взаимодействия с получением проектируемого педагогического результата - все более возрастающих требований к духовно-нравственному воспитанию населения Республики Ингушетия.
Определение конкретных целей и задач духовно-нравственного воспитания, моделирование воспитательного пространства республики в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания населения на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание системы духовно-нравственного воспитания граждан Республики Ингушетия, духовное развитие общества, становление граждан, обладающих общественно-значимыми ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.
Стратегические задачи:
- формирование бережного отношения к культурному наследию народов России, истории и традициям народов Республики Ингушетия;
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
- гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о людях, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;
- утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости ее защиты;
- формирование национального самосознания, ответственного отношения и уважения к русскому языку как к государственному, так и к своему родному языку.
Тактические задачи:
- активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;
- усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни в средствах массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;
- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков;
- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений;
- изучение географии и истории своей страны, своей местности, формирование представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России и Республики Ингушетия;
- изучение, охрана и восстановление культурного наследия Республики Ингушетия; приумножение её культурных богатств;
- формирование уважительного отношения друг к другу.
Для решения этих задач разрабатываются программные мероприятия, которые предполагается реализовать комплексно в течение 2013-2015 годов.
III. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к настоящей Программе и предусматривает мероприятия по следующим направлениям.
Нормативное правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как составляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики.
Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения. Развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями, обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы.
Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного воспитания - утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах жителей Республики Ингушетия; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания средствами массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана, попыток девальвации духовно-нравственных ценностей; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно учреждений образования и науки, культуры, по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта Республики Ингушетия.
Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение направлено на организацию исследований в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности; обогащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, этического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастающего поколения, к духовно-нравственным ценностям, их духовного освоения.
Обеспечение взаимодействия различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, разработку модели реализации основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения Республики Ингушетия.
Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований, решать задачи духовно-нравственного воспитания населения Республики Ингушетия.
Мероприятия программы охватывают системы семейного воспитания, общественного, дошкольного, начального и общего среднего, дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования, деятельность трудовых и иных коллективов, общественных организаций.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется из средств бюджета Республики Ингушетия в объеме 85 334,1 тыс. рублей, в том числе на: 2013 год - 29 694,7 тыс. рублей; на 2014 год - 27 694,7 тыс. рублей; на 2015 год - 27 944,7 тыс. рублей.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается, прежде всего, на совершенствовании методов работы органов власти всех уровней, влиянии на процесс воспитания, пропаганды духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, консолидации общественных объединений и организаций, координации их деятельности. Он предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих управление процессами планирования, реализацию программных мероприятий, а также контроль над ходом их реализации.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия (далее - Миннац Ингушетии).
В проведении мероприятий, направленных на повышение уровня духовно-нравственного воспитания населения Республики Ингушетия, предусмотренных в приложении к настоящей Программе, ответственными исполнителями планируется привлекать для участия общественные и религиозные организации Республики Ингушетия.
Ответственные исполнители мероприятий Программы:
- разрабатывают планы реализации мероприятий Программы;
- обеспечивают реализацию мероприятий Программы;
- проводят мероприятия по привлечению общественных, религиозных объединений и организаций к решению задач духовно-нравственного воспитания населения Республики Ингушетия.
Внесение изменений в Программу, а также продление срока её реализации осуществляются в порядке, установленном законодательством.
VI. Результаты реализации Программы
Оценка результативности духовно-нравственного воспитания населения Республики Ингушетия осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Основным критерием результативности является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения республики в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, активизация духовного и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности населения, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, снижение уровня криминализации, рост социального оптимизма.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 9 ноября 2013 г. N 250 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к республиканской целевой программе
"Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия
на 2013-2015 годы"
Перечень
программных мероприятий республиканской целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2013-2015 годы"
11 июня, 9 ноября 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 19 февраля 2013 г. N 31 "О республиканской целевой программе "Духовно-нравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 2013-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 26 февраля 2013 г. N 30-31
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 14 октября 2013 г. N 216 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 26 ноября 2013 г. N 274
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 9 ноября 2013 г. N 250
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 11 июня 2013 г. N 111