Постановление Правительства Республики Ингушетия
от 16 октября 2013 г. N 218
"О государственной программе Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы"
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31 декабря 2013 г. N 303 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы".
2. Министерству финансов Республики Ингушетия и Министерству экономического развития Республики Ингушетия при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период включать программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
3. Признать утратившим силу с 1 января 2014 г. постановление Правительства Республики Ингушетия от 28 декабря 2011 г. N 427 "О республиканской целевой программе "Обращение с твердыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды в Республике Ингушетия на 2012 - 2020 годы".
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
А. Мальсагов |
Государственная программа
Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия" на 2014-2020 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 октября 2013 г. N 218)
Паспорт
государственной программы Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014-2020 годы"
Наименование государственной программы |
- |
государственная программа Республики Ингушетия "Обращение с твердыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы" |
Координатор государственной программы |
- |
Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам |
Цели государственной программы |
- |
разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами; уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; оптимизация системы управления в области обращения с твердыми бытовыми отходами; улучшение санитарного и экологического состояния территории Республики Ингушетия; оздоровление экологической обстановки в Республике Ингушетия, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения и жизнеобеспечивающие функции биосферы; совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования вторичных ресурсов и обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Ингушетия; |
Задачи государственной программы |
- |
создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и использования вторичных ресурсов; внедрение организованной системы обращения твердых бытовых отходов на территории Республики Ингушетия; проектирование и строительство объектов сбора и размещения твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований Республики Ингушетия; стимулирование населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами обеспеченность полигонами твердых бытовых отходов; обеспеченность полигонами твердых бытовых отходов; количество разработанных и принятых нормативных правовых актов; количество общественных акций по стимулированию населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами; |
Перечень целевых показателей государственной программы |
- |
экологическое просвещение населения: - количество лекций, семинаров, посвященных вопросам защиты окружающей среды от загрязнения; - количество телепередач и публикаций в печатных изданиях на тему оздоровления окружающей природной среды |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
- |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных - ассигнований государственной программы |
- |
общий объем финансирования составляет 262500,0 тыс. руб. за счет средств республиканского бюджета |
I. Характеристика текущего состояния окружающей природной среды Республики Ингушетия
Среди глобальных проблем современного мира важнейшее место занимают вопросы экологического состояния окружающей природной среды.
Одним из факторов неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду являются отходы производства и потребления.
В России ежегодно образуется около 130 млн м3 твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Из 27 млн тонн ТБО (один кубический метр отходов до уплотнения весит 200 кг) промышленной переработки подвергается порядка 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны захоронения с отчуждением земель в пригородной зоне.
Одной из наиболее сложных задач является поиск, разработка и внедрение технически возможных, экономически эффективных и экологически допустимых способов и мероприятий в сфере обращения с ТБО, ежедневно образующими в результате жизнедеятельности общества.
Количество образующихся ТБО постоянно увеличивается, причем темпами, значительно опережающими рост населения. Экономический рост и изменения в структуре и объемах потребления приводит к появлению все большего количества отходов, состав которых постоянно усложняется.
Безусловно, проблема ТБО признается общественностью, с другой стороны, большинство недооценивает ее серьезность. Во всех странах ищутся различные пути решения вопроса утилизации ТБО. В развитие сферы переработки отходов вкладываются государственные средства, привлекаются частные инвестиции, создается нормативная база для регулирования отношений в данной сфере.
Сложившаяся в Республике Ингушетия ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
На территории республики в санкционированных и несанкционированных местах накоплено большое количество ТБО, количество которых ежегодно увеличивается.
Наличие значительного количества мест несанкционированного размещения отходов приводит к интенсивному и долговременному загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, воздушной среды и одновременно представляют угрозу возникновения заразных инфекционных заболеваний, общих для человека и домашних животных.
Также необходимо отметить, что санкционированные свалки ТБО не соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, отсутствуют контрольно-пропускные пункты, в связи с чем на свалки помимо ТБО попадают и токсичные отходы. Под полигонами для несанкционированного складирования отходов заняты большие площади пастбищных земель, что вызывает особую тревогу.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления (далее - отходы) относит остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
В целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию, размещению и с учетом состояния окружающей среды статья 6 указанного закона предписывает субъектам РФ разрабатывать и реализовывать программы в области обращения с отходами.
В стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009 - 2020 годы и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 г. N 49, также предусмотрена разработка программы в целях реабилитации территорий и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия.
ТБО являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры (брюшной тиф, дизентерия, туберкулез и т.д.) и в целом благоприятной средой для развития паразитической микро- и макрофауны.
Морфологический состав стихийных свалок неоднороден. Не исключено присутствие в свалочных массах токсичных, особо токсичных и опасных веществ, так как современные бытовые отходы характеризуются высокими концентрациями веществ техногенного происхождения, в частности, тяжелых и редких металлов, кислот, щелочей, органических соединений.
Анализ мест расположения объектов размещения отходов (свалок ТБО) показал, что основную их часть составляют сельские свалки ТБО. Часть этих свалок, несоответствующих требованиям природоохранного законодательства, необходимо закрыть с последующей рекультивацией.
Следует отметить, что чисто визуальное обследование может дать только первое представление о масштабах проблемы стихийных свалок, не отражающее истинное положение дел.
При плюсовой температуре, особенно в жаркое, сухое время года, в ТБО ввиду наличия в их составе значительного количества пищевых продуктов в огромном количестве начинают размножаться переносчики инфекционных заболеваний, мухи и грызуны всех видов. Более того, из-за отсутствия скотомогильников в населенных пунктах Республики Ингушетия, с развитым животноводством в сельской местности трупы павших животных и птиц выбрасываются на санкционированные и стихийные свалки мусора, куда имеют свободный доступ бродячие собаки, скот и хищные дикие животные, являющиеся разносчиками инфекционных заболеваний животных и птиц.
Поскольку несанкционированные свалки, да и зачастую санкционированные, располагаются в случайных, не подготовленных специальным образом местах, фильтрационные характеристики грунта под ними зачастую оказываются низкими. Связано это с тем, что их обустройство без специальных мероприятий не позволяет говорить о каких бы то ни было технических сооружениях для изоляции почв от свалочных масс. Поэтому атмосферные осадки, попадающие на их территорию, насыщаются токсикантами и беспрепятственно попадают в почву и грунт под свалками и вокруг них. Учитывая высокое стояние грунтовых вод в некоторых районах республики, возникает прямая угроза загрязнения и подземных вод, что может вызвать тяжелые последствия, так как основным источником питьевого водоснабжения населения республики являются подземные источники.
В настоящее время материально-техническая база сферы обращения с отходами в муниципальных образованиях Республики Ингушетия развита слабо. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества потенциально содержащихся в отходах вторичных ресурсов из-за воздействия осадков. Недостаток специальной техники по вывозу мусора и высокий уровень износа имеющихся мусоровозов приводит к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов.
Не определен порядок обращения с отходами, образующимися непосредственно на строительных площадках. Утилизация таких отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках. Помимо негативного влияния на состояние окружающей среды, утрачивается возможность дальнейшего использования строительных отходов как ценных строительных материалов.
Основными проблемами, препятствующими увеличению использования вторичных ресурсов в экономике республики, являются:
отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов;
отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных технологиях их переработки;
отсутствие системного подхода к организации сбора компонентов ТБО, направленного на извлечение вторичных ресурсов;
несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований;
неудовлетворительное состояние материально-технической базы муниципальных образований (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров) и др.
Отсутствие стратегических подходов к управлению отходами единого органа, осуществляющего на республиканском уровне координацию действий органов власти и участников рынка, вызывает несбалансированность мер государственного регулирования и управления в области обращения с отходами.
В рамках программных мероприятий, предусмотренных настоящей государственной программой, планируется построить полигоны ТБО в Назрановском, Малгобекском и Сунженском муниципальных районах Республики Ингушетия.
Строительство полигонов ТБО планируется в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г.
Выполнение данных мероприятий позволит улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Республики Ингушетия за счет снижения уровня негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду (далее - ОПС), а также снизить рост заболеваемости и смертности от экологически обусловленных факторов, значительно уменьшить выбросы загрязняющих веществ (свалочных газов) в атмосферу.
Отдельной проблемой является организация сбора и вывоза ТБО и мусора.
Одной из существенных причин образования несанкционированных мусоросвалок является именно отсутствие налаженной системы сбора, транспортировки и переработки отходов, а поскольку необходимость удаления отходов существует и способов их легального обращения нет, - возникают нелегальные пути.
В населенных пунктах плановая санитарная очистка территории от бытового мусора практически не организованна, в городах слабая материально-техническая база жилищно-коммунального хозяйства, слабая оснащенность спецавтотранспортом.
Самой сложной проблемой остается сбор ТБО в зоне частной застройки. В связи с низкой платежеспособностью населения заключается лишь небольшое количество договоров на вывоз мусора с таких территорий. Даже в городах сбор ТБО происходит дифференцированно. Если в одних местах стоят обычные металлические контейнеры, то в других местах пакеты с отходами выставляются у ворот, а затем собираются специальной машиной.
Контейнеры для раздельного сбора отходов не ставятся вообще. Обеспеченность городов мусорными контейнерами составляет в среднем 60% и около половины из них нуждаются в ремонте.
Население не приучено выбрасывать мусор только в отведенных местах, и тем более не приучено сортировать отходы.
Эколого-экономическая эффективность при реализации данной государственной программы представлена в виде предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды, представляющего собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения природной среды, которые удалось избежать в результате программных природоохранных мероприятий, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов, и составляет в итоге на единицу (1 условную тонну) различных источников - 4455,079 тыс. руб., что в конечном итоге при образовании десятков тысяч тонн отходов трудно определить эколого-экономическую эффективность.
II. Цели и задачи государственной Программы
Основными целями государственной программы "Обращение с твердыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) являются:
разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с ТБО;
уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду;
оптимизация системы управления в области обращения с ТБО;
улучшение санитарного и экологического состояния территории Республики Ингушетия;
оздоровление экологической обстановки в Республике Ингушетия, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения и жизнеобеспечивающие функции биосферы;
совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования.
Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования вторичных ресурсов и обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Ингушетия;
создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и использования вторичных ресурсов;
внедрение организованной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Ингушетия;
проектирование и строительство объектов сбора и размещения твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований Республики Ингушетия;
ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов в целях снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду;
стимулирование населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами.
III. Мероприятия Программы
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий Программы.
Мероприятия Программы сформированы с учетом следующих факторов:
острота экологической проблемы для Республики Ингушетия;
необустроенность мест складирования и последующего захоронения ТБО;
получаемый при реализации мероприятий экологический, социальный и экономический эффект.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Координатором Программы является Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам.
Координатор Программы в ходе ее выполнения:
организует реализацию Программы;
принимает решение о внесении в установленном порядке изменений в Программу и несет ответственность за достижение целевых показателей Программы;
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
представляет в Министерство экономического развития Республики Ингушетия сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Программы;
проводит оценку эффективности Программ;
готовит годовой отчет о ходе реализации Программы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач Программы;
подает заявки на размещение государственного заказа и отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах Программы на официальном сайте в сети Интернет;
осуществляет иные полномочия, установленные Программой.
Оперативное управление, методическое, информационно-аналитическое, организационное и экспертное сопровождение Программы будет осуществляться Министерством экономического развития Республики Ингушетия.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
снижение уровня негативного антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
реабилитация отдельных экологически неблагоприятных территорий Республики Ингушетия, предотвращение случаев образования стихийных мусоросвалок.
Социальный эффект от реализации Программы заключается в снижении воздействия факторов загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и создание дополнительно более 200 рабочих мест.
В 2014 - 2020 годы будут построены полигоны по захоронению ТБО в муниципальных образованиях Республики Ингушетия.
Реализацию Программы планируется провести в один этап. Срок реализации Программы - 2014 - 2020 годы.
V. Целевые показатели Программы
Перечень целевых показателей Программы приведен в приложении N 2 к Программе.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объемы финансирования Программы предусмотрены с учетом обеспечения возможности реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач, в размере 262500,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами
и оздоровление окружающей природной среды
Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы"
Мероприятия
государственной программы Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы"
N п/п |
Мероприятия |
Объем, м3 тонн |
Расстояние до санкционированной свалки, км |
Объемы финансирования тыс. руб., всего |
В том числе по годам, тыс. рублей |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Строительство полигона ТБО |
||||||||||
1.1. |
Назрановский муниципальный район: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
87 500,0 |
7 500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
- |
- |
- |
- |
|
|
Итого: |
- |
- |
87 500,0 |
7 500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
- |
- |
- |
- |
1.2. |
Малгобекский муниципальный район: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
87500,0 |
- |
- |
7 500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
- |
- |
|
|
Итого: |
- |
- |
87500,0 |
- |
- |
7 500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
- |
- |
1.3. |
Сунженский муниципальный район: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
|
|
Итого: |
- |
- |
87500,0 |
- |
- |
- |
- |
7 500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
|
Общий итог 1 полигон: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
262500,0 |
7 500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
|
2 |
Стимулирование населения в сфере обращения с ТБО |
||||||||||
2.1 |
Проведение общественных мероприятий (акции, конкурсы, субботники) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
Итого: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Экологическое просвещение населения |
||||||||||
3.1 |
Лекции, семинары: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3.2 |
Экологическое просвещение посредством СМИ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
ИТОГО: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Совершенствование правовой базы в сфере обращения с ТБО |
||||||||||
4.1 |
Разработка и принятие закона Республики Ингушетия "Об отходах производства и потребления" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4.2 |
Разработка иных нормативно-правовых документов в сфере обращения с ТБО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
Итого: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого по всем мероприятиям: | |||||||||||
|
Строительство полигона ТБО |
- |
- |
262500,0 |
7500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
|
Стимулирование населения в сфере обращения с ТБО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Экологическое просвещение населения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Совершенствование правовой базы в сфере обращения с ТБО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого: |
- |
- |
262500,0 |
7500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
|
Республиканский бюджет |
- |
- |
262500,0 |
7500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
47500,0 |
40000,0 |
40000,0 |
Приложение N 2
к государственной программе Республики Ингушетия
"Обращение с твёрдыми бытовыми отходами
и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия
на 2014 - 2020 годы"
Целевые показатели
государственной программы Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы"
Показатель |
Единица измерения |
Срок |
||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Обеспеченность полигонами ТБО |
кол-во |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Разработка и принятие нормативно-правовых актов |
кол-во |
|
1 |
|
|
|
|
|
Проведение общественных акций по стимулированию населения в сфере обращения |
кол-во |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Экологическое просвещение через СМИ: |
кол-во |
|
|
|
|
|
|
|
- количество лекций, семинаров, посвященных вопросам защиты окружающей среды от загрязнения; |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
- количество телепередач и публикаций в печатных изданиях на тему оздоровления окружающей природной среды. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 16 октября 2013 г. N 218 "О государственной программе Республики Ингушетия "Обращение с твёрдыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды Республики Ингушетия на 2014 - 2020 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 22 октября 2013 г. N 149-150
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31 декабря 2013 г. N 303 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.