Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие".
2. Аппарату Правительства Республики Ингушетия разместить утвержденную государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие" на официальном сайте Правительства Республики Ингушетия в 2-недельный срок со дня подписания настоящего постановления.
3. Министерству культуры Республики Ингушетия в месячный срок представить в Правительство Республики Ингушетия проект постановления о внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Культура Ингушетии", связанных с утверждением государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие".
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
А. Мальсагов |
Государственная программа
Республики Ингушетия "Культурное наследие"
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 30 сентября 2015 г. N 146)
Паспорт
государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"
Ответственный исполнитель государственной программы |
- |
Правительство Республики Ингушетия |
Цели программы |
- |
научное изучение, государственный учет, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия |
Задачи программы |
- |
выявление и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия; государственный учет и охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия; сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия |
Целевые показатели программы |
- |
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия; увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия Республики Ингушетия |
Сроки и этапы реализации программы |
- |
2016-2018 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
- |
финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета в размере 61 682,73 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 г. - 24 829,91 тыс. рублей; в 2017 г. - 24 829,91 тыс. рублей; в 2018 г. - 12 022,91 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- |
реализация государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и археологии) Республики Ингушетия; достижение целевых показателей программы |
I. Общая характеристика сферы реализации программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа Республики Ингушетия "Культурное наследие" (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы в области развития и сохранения культурного наследия (памятников истории и культуры).
Многочисленные памятники материальной культуры, выявленные на территории Ингушетии, отражают последовательные этапы культурно-исторического развития этой области Северного Кавказа с древнейших времен до средневековья включительно. Их учет и изучение имеют важное значение для воссоздания исторического прошлого ингушского народа, его социально-экономического, политического, культурного и этнического развития. Ограниченность письменных источников по древней истории может быть существенно компенсирована археологическими материалами, являющимися важнейшими источниками древней и средневековой истории ингушей.
В Республике Ингушетия на учете находится 62 объекта культурного наследия федерального значения и 1158 объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.
Однако на территории республики имеется множество неучтенных памятников истории и культуры. Только в горной Ингушетии в 110 селениях находится 136 боевых, 29 полубоевых, 772 жилые башни с пристройками, 9 скальных убежищ, 20 отдельных заградительных стен, 1160 склепов, 130 святилищ и храмов. Как по количеству, так и по типологическому разнообразию данная зона является уникальной не только для Кавказа, но и для всей страны.
На территории Республики Ингушетия обнаружено большое количество археологических памятников, датируемых от эпохи каменного века до позднего средневековья. В горной зоне насчитывается около 108 средневековых археолого-архитектурных комплексов, 134 так называемых циклопических постройки, более 10 крупных каменно-ящичных могильников, 3 катакомбных могильника раннего средневековья. На территории предгорно-плоскостной зоны республики известно более 120 памятников археологии. Однако в последнее время в процессе хозяйственно-экономического освоения земель республики многие из них разрушаются. Также способствуют этому процессу неконтролируемые землеотводы, естественные и природные явления, строительные и сельскохозяйственные работы. Ввиду этого принятие срочных мер по сохранению и изучению памятников археологии Ингушетии является одной из важнейших задач органов государственной власти Республики Ингушетия.
Яндырский курганный могильник, расположенный в 20 м к северу от трассы М-29 "Кавказ" на землях с.п. Яндаре, уже многие десятилетия активно используется под засев сельскохозяйственных культур. При этом глубокая распашка верхних слоев почвы приводит к нивелировке насыпей курганов и соответственно к их последующему уничтожению. Анализ ситуации на данном археологическом объекте позволяет говорить об уничтожении не менее трех курганов за последние пять лет. Таким образом, динамика разрушения Яндырского курганного могильника носит системный характер и грозит его полным уничтожением. Исходя из этого, на данном памятнике археологии необходимо провести срочные охранно-спасательные (археологические) работы, которые позволят существенно пополнить фонды Ингушского государственного музея краеведения новыми археологическими экспонатами.
Мониторинг памятников истории и культуры и установка информационных щитов на памятниках археологии наравне с определением их охранных зон и установлением границ являются важнейшими мероприятиями по обеспечению сохранности памятников истории и культуры.
Осуществление постоянного мониторинга и наблюдения за состоянием археологических объектов позволяет выявлять участки, подверженные разрушениям как естественно-природного, так и антропогенного характера. Это в свою очередь позволяет быстро и оперативно реагировать на разрушительную динамику воздействия на объекты археологии и принимать соответствующие меры по обеспечению их сохранности.
Установка информационных щитов на памятниках истории и культуры является требованием Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Это важнейший инструмент по защите историко-культурного наследия. На информационном стенде помещаются данные о памятнике. Здесь же указывается информация об ответственности за уничтожение или же частичное разрушение объектов культурного наследия Российской Федерации. Наличие информационных щитов на памятниках позволяет государственным органам охраны памятников устанавливать сознательность характера правонарушения, произведенного на территории памятников истории и культуры, и привлекать к административной или уголовной ответственности так называемых "черных археологов".
Установление зон охраны памятников истории и культуры должно играть важную роль при землеотводах и землеустройстве, так как территориальное или иное планирование наравне с формированием земельных участков должно идти с учетом обеспечения сохранности памятников истории и культуры. Границы памятников и зоны их охраны отражаются в градостроительной и картографической документации и должны быть обязательными сегментами в проектной документации землеустроительных, строительных, дорожных работ, а также работ по разработке карьеров.
Издание "Вестника Археологического центра" должно стать важным событием в деле представления памятников археологии Ингушетии и Северного Кавказа в научной печати. В этом сборнике ежегодно аккумулируются все новейшие данные в области археологических исследований в Республике Ингушетия и субъектах СКФО.
Важной составляющей в деле пропаганды памятников истории и культуры, популяризации исторических знаний о прошлом Ингушетии является чтение лекций по истории края для учащихся общеобразовательных учреждений республики, создание слайд-шоу, телепередач и документальных фильмов на данную тематику. Через эти мероприятия создается возможность воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к памятникам старины.
Отсутствие квалифицированных археологов в республике препятствует проведению масштабных археологических исследований. В настоящее время в Республике Ингушетия действует только один археолог, имеющий лицензию на право деятельности в области археологии, что крайне недостаточно, так как в различных районах республики сосредоточено большое количество памятников истории и культуры, многие из которых находятся на стадии разрушения. Подготовка дополнительно четырех специалистов-археологов частично восполнит данный пробел.
Конференции археологов-кавказоведов решают важные задачи, связанные с решением актуальных проблем в данной сфере. На Северном Кавказе раз в два года проводится только одна научная конференция, посвященная вопросам археологии региона, - "Крупновские чтения". Между тем вопросы, связанные с происхождением археологических культур, их генезиса и географии распространения, взаимодействием с иными культурно-историческими феноменами, датировками памятников археологии, все еще далеки от своего окончательного разрешения. Ввиду этого целесообразно проведение еще одного научного форума, в центре которого стояли бы указанные выше вопросы.
Не менее важное значение имеют форумы представителей органов охраны памятников. Культурно-историческое наследие является достоянием не только отдельно взятого этноса, народа, общества, но и частью сокровищницы мировой культуры. Являясь совокупностью материальных и духовных ценностей, в которых отразился весь опыт социального, политического, религиозного и творческого развития народов, объекты культурного наследия выступают важнейшими и невосполнимыми источниками по ранней истории человечества. Поэтому вопросы их сохранности, учета и изучения являются приоритетными задачами государства.
Конференция, посвященная вопросам сохранности объектов культурного наследия Северного Кавказа, должна решать важные вопросы, связанные с выработкой мер по организации учета, охраны и комплексной защиты памятников истории и культуры региона, а также разработкой системы правового регулирования в данной области.
Обмер - это один из основополагающих инструментов для реставрации или восстановления памятников архитектуры. Проведение архитектурных обмеров является обязательным мероприятием при ремонтно-восстановительных, реставрационных и археологических работах на памятниках зодчества. До сих пор на территории Республики Ингушетия не проводились полноценные обмеры разнообразных жилищно-оборонительных, культовых и погребальных памятников, поэтому обмерные работы на центральных культовых памятниках республики Тхаба-Ерды, Альби-Ерды, Маги-Ерды и Дялите восполнят данный пробел.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы
Приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:
научное изучение, сохранение и использование историко-культурных (археологических) памятников на территории Республики Ингушетия;
поиск и постановка на государственный учет памятников истории и культуры;
всестороннее полевое изучение памятников истории и культуры с привлечением всех доступных естественно-научных методов;
фиксация природных условий объекта, изучение палеоэкологических материалов;
разработка проекта охранных мероприятий по спасению и сохранению памятников археологии;
обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия;
привлечение учащихся образовательных учреждений Республики Ингушетия к полевым мероприятиям.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной Программы
Программа включает мероприятия по следующим основным направлениям в соответствии с задачами Программы:
1) выявление и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия:
а) инвентаризация памятников истории и культуры горной Ингушетии;
б) организация проведения государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;
2) государственный учет и охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия:
а) обеспечение принятия акта об отнесении выявленного объекта культурного наследия к объекту культурного наследия соответствующей категории;
б) разработка проекта зоны охраны памятников истории и культуры Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника;
в) проведение охранно-спасательных мероприятий (раскопки) на разрушающихся памятниках археологии Республики Ингушетия (Яндырский, Экажевский и Нестеровский курганные могильники);
3) сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия:
а) организация проведения ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия:
б) разработка и реализация дорожной карты по обеспечению включения памятников истории и культуры Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
в) издание выпусков "Вестника Археологического центра".
IV. Обобщенная характеристика мер правового регулирования в сфере реализации Программы
Информация о мерах правового регулирования приведена в таблице N 2.
V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Ингушетия.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Республики Ингушетия на очередной финансовый год и на плановый период.
Подробная информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств республиканского бюджета с указанием источников ресурсного обеспечения бюджетных средств и ответственных исполнителей программы представлена в таблицах N 3 и N 4.
VI. Информация об участии муниципальных образований Республики Ингушетия, государственных внебюджетных фондов, государственных унитарных предприятий Республики Ингушетия, акционерных обществ с государственным участием Республики Ингушетия, общественных, научных и иных организаций в реализации Программы
Участие муниципальных образований Республики Ингушетия, государственных внебюджетных фондов, государственных унитарных предприятий Республики Ингушетия, акционерных обществ с государственным участием Республики Ингушетия, общественных, научных и иных организаций в реализации Программы не предусмотрено.
Таблица N 1
Перечень
целевых показателей государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие Ингушетии" и их значения
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значения показателей по годам |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения |
проценты |
ф-64 |
ф-65 |
ф-66 |
ф-68 |
ф-70 |
ф-75 |
р-33 |
р-34 |
р-35 |
р-36 |
р-38 |
р-45 |
|||
|
|
|
|
|
|
|||
2. |
Увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия Республики Ингушетия |
проценты |
15 |
25 |
32 |
38 |
44 |
55 |
Таблица N 2
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Культурное наследие | |||
Постановление Правительства Республики Ингушетия |
О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на территории Республики Ингушетия |
Правительство Республики Ингушетия |
январь 2016 г. |
Постановление Правительства Республики Ингушетия |
Установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы |
Правительство Республики Ингушетия |
март 2016 г. |
Таблица N 3
Ресурсное обеспечение
реализации государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие" за счет средств республиканского бюджета
Статус |
Наименование государственной программы, Программы |
Ответственный исполнитель государственной программы, Программы |
Целевая статья расходов |
Расходы республиканского бюджета (тыс. рублей) |
||||
программа |
подпрограмма |
направление расходов |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Государственная программа |
Культурное наследие Ингушетии |
Правительство Республики Ингушетия |
|
|
|
24 829,91 |
24 829,91 |
12 022,91 |
1. |
Осуществление восстановления памятников культуры |
|
|
|
- |
- |
- |
|
2. |
Установление зон охраны на объекты культурного наследия федерального значения |
|
|
|
6 037,52 |
6 037,52 |
6 037,52 |
|
3. |
Инвентаризация памятников истории и культуры горной Ингушетии (1 000 памятников) |
|
|
|
- |
- |
- |
|
|
Разработка документации по включению объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия |
|
|
|
5 285,39 |
5 285,39 |
5 285,39 |
|
5. |
Проведение охранно-спасательных мероприятий (раскопки) на разрушающихся памятниках археологии Республики Ингушетия (Яндырский, Экажевский и Нестеровский курганные могильники) |
|
|
|
- |
- |
- |
|
6. |
Разработка и реализация дорожной карты по обеспечению включения памятников истории и культуры Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея - заповедника в Список всемирного наследия ЮНЕСКО |
|
|
|
12 807 |
12 807 |
|
|
7. |
Издание выпусков "Вестника Археологического центра" |
|
|
|
700 |
700 |
700 |
Таблица N 4
Перечень мероприятий
государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"
Наименование государственной программы, подпрограммы, мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
|||
всего |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Культурное наследие |
Правительство Республики Ингушетия |
всего |
61 682,73 |
24 829,91 |
24 829,91 |
12 022,91 |
в том числе: |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
61 682,73 |
24 829,91 |
24 829,91 |
12 022,91 |
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
||
Осуществление восстановления памятников культуры |
всего |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
|
|
|
|
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
||
Установление зон охраны на объекты культурного наследия федерального значения |
всего |
18 112,56 |
6 037,52 |
6 037,52 |
6 037,52 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
18 112,56 |
6 037,52 |
6 037,52 |
6 037,52 |
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
||
Инвентаризация памятников истории и культуры горной Ингушетии (1 000 памятников) |
всего |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
|
|
|
|
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
||
Разработка документации по включению объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия |
всего |
15 856,17 |
5 285,39 |
5 285,39 |
5 285,39 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
15 856,17 |
5 285,39 |
5 285,39 |
5 285,39 |
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
||
Проведение охранно-спасательных мероприятий (раскопки) на разрушающихся памятниках археологии Республики Ингушетия (Яндырский, Экажевский и Нестеровский курганные могильники) |
всего |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
|
|
|
|
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
||
Разработка и реализация дорожной карты по обеспечению включения памятников истории и культуры Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея - заповедника в Список всемирного наследия ЮНЕСКО |
всего |
25614 |
12 807 |
12 807 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
25614 |
12 807 |
12 807 |
|
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
всего |
|
|
|
|
||
Издание выпусков "Вестника Археологического центра" |
в том числе: |
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
||
республиканский бюджет |
2 100 |
700 |
700 |
700 |
||
бюджеты муниципальных образований |
|
|
|
|
||
внебюджетные средства |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 30 сентября 2015 г. N 146 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 8 октября 2015 г. N 145-147
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 11 сентября 2017 г. N 140
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 26 мая 2017 г. N 86
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 13 сентября 2016 г. N 181
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 7 декабря 2015 г. N 184
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления