Распоряжение Правительства Республики Ингушетия
от 15 февраля 2016 г. N 106-р
Утвердить прилагаемую Концепцию развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на 2016 - 2020 годы.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
А. Мальсагов |
Концепция
развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на 2016 - 2020 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 15 февраля 2016 г. N 106-р)
Введение
Сегодня в мировой практике сельский и экологический туризм является одним из перспективных направлений развития туристической индустрии. Ежегодно около 700 млн туристов путешествуют по планете, из них 30 процентов предпочитают сельский и экологический туризм. В развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после отдыха на море. В данное время сельский и экологический туризм в Европе приносят 25 процентов общего дохода от туристской деятельности.
Отличительные особенности данного вида туризма заключаются в том, что он стимулирует и удовлетворяет желание общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на природу и культуру и побуждает туристических операторов и туристов содействовать охране природы и социально-экономическому развитию.
Сельские туристы могут ознакомиться не только с традиционной экзотикой сельской жизни, особенностями местной национальной кухни, но и с удивительно самобытной культурой и интересными народными обычаями.
Одним из приоритетных и стратегических направлений социально-экономического развития Республики Ингушетии# является туристическое направление. Ежегодно растут объемы внутреннего и въездного туризма. Особым спросом в Республике Ингушетия пользуются оздоровительные, культурные, познавательные, тематические экскурсионные маршруты.
В настоящее время в Ингушетии сельский и экологический туризм находятся на начальной стадии своего становления. Развитие туризма в сельской местности повлечет подъем уровня жизни на селе путем создания новых рабочих мест, развития социальной инфраструктуры, роста притока инвестиций, увеличения реализации туристских продуктов сельского и экологического туризма.
Концепция развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) направлена на создание современной, высокоэффективной, конкурентоспособной туристской отрасли в Республике Ингушетия на основе комплексного и устойчивого использования всех социальных, экономических, природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности.
I. Основные понятия
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
сельский туризм - вид туризма, ориентированный на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности;
экологический туризм - вид туризма, ориентированный на целенаправленное путешествие по природным территориям с целью глубокого понимания и сохранения природы, оказывающий положительное влияние на повышение социальных и экономических возможностей местных сообществ;
сельский турист - турист, посещающий место временного пребывания в сельской местности в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода;
туристские ресурсы сельского и экологического туризма - сельскохозяйственные, природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности сельских туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристские продукты сельского и экологического туризма - комплекс услуг по удовлетворению потребностей сельского туриста, перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации сельского и экологического туристского продукта;
сельский гостевой дом - дом в сельской местности на благоустроенной территории с изолированными меблированными комнатами и оборудованием для приготовления пищи (или кухней).
II. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является формирование на территории Республики Ингушетия современной туристической индустрии и туристских продуктов сельского и экологического туризма, самобытных направлений развития сельского и экологического туризма, позволяющих увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Ингушетия, для предоставления широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.
Для достижения цели Концепции необходимо решить следующие задачи:
1) экономические:
внедрение механизмов государственно-частного партнерства для устойчивого развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;
повышение экономической эффективности использования имеющихся в сельской местности культурно-исторических, рекреационных и экологических ресурсов путем внедрения экономических методов стимулирования развития туристической индустрии, развития традиционных промыслов и ремесел;
разработка туристских продуктов сельского и экологического туризма круглогодичного функционирования с целью обеспечения занятости населения;
2) социокультурные:
сохранение и возрождение в сельской местности материального и нематериального культурного наследия;
тесное взаимодействие сельского и городского населения;
повышение качества обслуживания сельских туристов как важнейшего элемента развития сферы услуг в сельских районах Республики Ингушетия;
развитие на автомобильных дорогах в сельской местности системы информирования о ближайших объектах сельского и экологического туризма;
3) экологические:
эффективное использование, охрана и восстановление природных рекреационных ресурсов Республики Ингушетия для развития экологического туризма в регионе;
приобщение сельских туристов к здоровому питанию из натуральных экологических продуктов;
регулирование антропогенного воздействия сельского и экологического туризма на состояние окружающей среды, природных ресурсов и состояние здоровья населения Республики Ингушетия.
III. Анализ состояния и оценка потенциала сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия
Республика Ингушетия - регион с уникальной природной средой и богатым туристско-рекреационным потенциалом. Ингушетия обладает многовековым историческим и культурным наследием, самобытной культурой и традициями. Природа региона удачно сочетает в себе красоту гор и ущелий, лесные массивы и речные ландшафты. На территории Сунженского и Джейрахского муниципальных районов Республики Ингушетия расположены природный заповедник "Эрзи" и Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный музей-заповедник, где сосредоточены более двух тысяч объектов природного, культурного и исторического наследия, которые создают уникальные возможности для организации отдыха в сельской местности - сельского и экологического туризма.
В настоящее время в Джейрахском районе республики насчитывается около 10 сельских гостевых домов, которые действуют самостоятельно и находятся в начальной стадии своего позиционирования как гостевые дома.
Несмотря на обилие историко-культурных памятников, большинство из них не готовы к туристическому показу. Требуется проведение большого объема работ по реставрации памятников и благоустройству прилегающей территории.
IV. Основные проблемы, сдерживающие развитие сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия
Республика Ингушетия, обладая огромным природным и культурным потенциалом, во многом уступает регионам - лидерам в сельском и экологическом туризме. Сегодня в республике средняя численность населения, занятого в сельском и экологическом туризме, минимальна.
Основными проблемами, сдерживающими развитие сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия, являются следующие:
а) отсутствие нормативно-правовой базы в Российской Федерации и, в частности, в Республике Ингушетия, предусматривающей поддержку и стимулирование развития сельского и экологического туризма, особенно в части использования для сельского туризма земель сельскохозяйственного назначения, инвестиционного развития туристической индустрии;
б) отсутствие диалога и партнерства между органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления и бизнесом в вопросах развития сельского и экологического туризма;
в) отсутствие финансовой, в том числе грантовой, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся организацией сельского и экологического туризма;
г) отсутствие муниципальных программ содействия развитию сельского и экологического туризма;
д) отсутствие систематизированного учета объектов сельского и экологического туризма, количества обслуженных туристов и объема туристских услуг, оказанных объектами сельского и экологического туризма;
е) отсутствие на автомобильных дорогах в сельской местности системы информирования о ближайших объектах сельского и экологического туризма;
ж) недостаточная рекламно-информационная поддержка, в том числе в средствах массовой информации (далее - СМИ), туристских продуктов сельского и экологического туризма;
з) отсутствие в сельской местности квалифицированных кадров с опытом работы в области обслуживания отечественных и зарубежных сельских туристов;
и) отсутствие системы консультирования владельцев сельских гостевых домов и организаций сельского и экологического туризма по вопросам ведения бизнеса;
к) слабая материальная база объектов сельского и экологического туризма.
V. Основные направления и механизмы осуществления Концепции
1. Совершенствование нормативно-правовой базы сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия.
Механизмами совершенствования нормативно-правовой базы сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия являются:
разработка нормативных правовых актов Республики Ингушетия о содействии развитию сельского и экологического туризма;
разработка органами местного самоуправления муниципальных программ содействия развитию сельского и экологического туризма;
разработка механизмов финансовой, в том числе грантовой, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся организацией сельского и экологического туризма.
2. Научно-методическое и кадровое обеспечение сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия.
Научно-методическое обеспечение сельского и экологического туризма заключается:
в комплексном изучении состояния и потенциала сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;
в создании информационных баз данных, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о программах развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;
в ведении систематизированного учета объектов сельского и экологического туризма, количества обслуженных туристов и объема туристских услуг, оказанных организациями сельского и экологического туризма;
в подготовке и издании практических научно-исследовательских работ по сельскому и экологическому туризму.
Кадровое обеспечение сельского и экологического туризма заключается:
в организации дополнительного профессионального образования в области сельского и экологического туризма;
в организации ежегодных целевых семинаров для специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за развитие туризма, владельцев сельских гостевых домов, а также желающих заняться предпринимательской деятельностью в сфере сельского и экологического туризма.
3. Менеджмент и маркетинг в сельском и экологическом туризме в Республике Ингушетия.
Сельский и экологический туризм при условии эффективного менеджмента способен повысить качество жизни в сельской местности, особенно в экономически отсталых районах. В частности, он может выступить как основной источник поступлений доходов в местные бюджеты.
Важным механизмом менеджмента сельского и экологического туризма является установление конструктивного диалога и партнерства между органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления и бизнесом, что необходимо для перестройки сельской экономики.
Решающее значение имеет качество маркетинговых коммуникаций (системы продвижения продукта на рынке), сущностью которых являются:
поиск таких потребительских качеств у существующих туристских продуктов сельского и экологического туризма, которые заинтересовали бы потенциальных потребителей;
поиск тех потенциальных потребителей, которые готовы потреблять туристские продукты сельского и экологического туризма в том виде, в котором они существуют.
Для построения данных коммуникаций необходимо:
внедрить на автомобильных дорогах в сельской местности систему туристической навигации в соответствии с методическими рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации;
создать туристический бизнес-инкубатор в рамках существующих бизнес-инкубаторов. Туристический бизнес-инкубатор способен содействовать развитию региона за счет рационального использования имеющихся природных и культурных достопримечательностей, созданию новых туристических маршрутов, развитию предпринимательства в сфере туризма. Туристический бизнес-инкубатор позволит предпринимателям наладить успешный бизнес, решит проблемы безработицы, нехватки квалифицированных кадров и оттока молодежи в города из сельской местности;
способствовать созданию в Республике Ингушетия туристических ассоциаций и объединений для координации предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов. Взаимодействие туристических организаций в рамках ассоциаций и объединений - это лучший способ продвижения услуг на рынке сельского и экологического туризма с использованием большого количества каналов;
оказать рекламно-информационную поддержку (в том числе в СМИ) в продвижении туристских продуктов сельского и экологического туризма;
организовать работу по туристическому "брендированию" сельских территорий, PR-сопровождению и рекламному обеспечению сельского и экологического туризма в республике.
VI. Этапы осуществления Концепции
Концепция будет осуществляться в 2016 - 2020 годах в три этапа и включает в себя реализацию мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы, системы управления и развитие сельского и экологического туризма на территории Республики Ингушетия.
I этап (2016 год) предполагает:
разработку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Республики Ингушетия в целях содействия развитию сельского и экологического туризма;
комплексное изучение состояния и потенциала сельского и экологического туризма в Республики Ингушетия;
внедрение и развитие на автомобильных дорогах в сельской местности системы туристической навигации в соответствии с методическими рекомендациями Минкультуры России по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации;
разработку и принятие муниципальных программ содействия развитию сельского и экологического туризма.
II этап (2017 год - первое полугодие 2018 года) предполагает:
создание информационных баз данных (в том числе в сети "Интернет") о программах развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;
разработку и внедрение системы учета объектов сельского и экологического туризма, количества обслуженных туристов и объема туристских услуг, оказанных организациями сельского и экологического туризма;
подготовку и издание практических научно-исследовательских работ по сельскому и экологическому туризму;
оказание рекламно-информационной поддержки (в том числе в СМИ) в продвижении туристских продуктов сельского и экологического туризма;
проведение ежегодных целевых семинаров для специалистов органов местного самоуправления республики, отвечающих за развитие туризма, владельцев сельских гостевых домов, а также желающих заняться предпринимательской деятельностью в сфере сельского и экологического туризма;
организацию работы по первичному туристическому "брендированию" сельских территорий Республики Ингушетия;
проведение социологического и маркетингового исследований рекреационных потоков и потребностей туристов, прибывающих в Республику Ингушетия.
III этап (второе полугодие 2018 года - 2020 год) предполагает:
разработку и внедрение механизмов финансовой, в том числе грантовой, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся организацией сельского и экологического туризма;
создание реестра организаций сельского и экологического туризма, средств размещений, электронной информационной площадки для реализации услуг сельского и экологического туризма;
содействие формированию туристических ассоциаций и объединений;
создание туристического бизнес-инкубатора.
VII. Ожидаемые результаты осуществления Концепции
В ходе реализации положений Концепции планируется достичь следующих результатов:
формирование на территории Республики Ингушетия современной конкурентоспособной отрасли сельского и экологического туризма;
повышение качества и доступности услуг в сфере сельского и экологического туризма;
создание в Республике Ингушетия благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере сельского и экологического туризма;
построение диалога и партнерства между органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления и бизнесом в вопросах развития сельского и экологического туризма;
ведение систематизированного учета объектов сельского и экологического туризма, количества обслуженных туристов и объема туристских услуг, оказанных организациями сельского и экологического туризма;
рост притока инвестиций в сельскую местность;
внедрение и развитие на автомобильных дорогах в сельской местности системы туристской навигации в соответствии с методическими рекомендациями Минкультуры России по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации;
совершенствование профессионального уровня участников процесса развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия;
создание новых рабочих мест и условий для самозанятости в сельской местности, сокращение уровня безработицы;
рост доходов и уровня жизни на селе;
сохранение и популяризация местных достопримечательностей, обычаев, фольклора и народных промыслов Ингушетии;
развитие социальной инфраструктуры села, а также повышение экологической привлекательности сельской местности;
информационная доступность туристских продуктов сельского и экологического туризма Ингушетии на мировом и внутреннем туристских рынках.
Реализация настоящей Концепции предусматривает достижение следующих целевых показателей развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия:
увеличение количества сельских гостевых домов;
увеличение количества объектов экологического туризма;
увеличение количества туристов в регионе;
увеличение численности населения, занятого в сельском и экологическом туризме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на 2016 - 2020 годы направлена на создание современной, высокоэффективной, конкурентоспособной туристской отрасли в Республике Ингушетия на основе комплексного и устойчивого использования всех социальных, экономических, природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности.
В содержание Концепции входят экономические, социокультурные и экологические задачи, решение которых необходимо для достижения цели Концепции; анализ состояния и оценка потенциала сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия; анализ основных проблем, сдерживающих развитие сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия; основные направления и механизмы осуществления Концепции; этапы осуществления Концепции; ожидаемые результаты осуществления Концепции.
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 15 февраля 2016 г. N 106-р
Текст распоряжения официально опубликован не был