Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Кудряшова В.К, Ковалёвой Ю.В, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2092/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Склады в Перово" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 14 мая 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Л.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Склады в Перово" по доверенности Ч.О, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В, полагавшего решение суда подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2024 года (далее - Перечень на 2024 год).
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2023 года, размещено в "Вестнике Москвы" 5 декабря 2023 года.
В Перечень на 2024 год включены нежилые здания:
- под пунктом N с кадастровым номером N, общей площадью 732, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N с кадастровым номером N, общей площадью 13 674, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N с кадастровым номером N, общей площадью 131, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N с кадастровым номером N, общей площадью 595, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N с кадастровым номером N, общей площадью 1386, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N с кадастровым номером N, общей площадью 398, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- под пунктом N с кадастровым номером N, общей площадью 374, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Склады в Перово" (далее также - ООО "Склады в Перово", административный истец, Общество), являясь собственником указанного здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты N, N, N, N, N, N, N Перечня на 2024 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названное здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Определением Московского городского суда от 14 мая 2024 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Склады в Перово" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пунктов N, N, N, N, N, N приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП).
Решением Московского городского суда от 14 мая 2024 года административные исковые требования удовлетворены в части признания недействующим пункта N постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП) в отношении нежилого здания общей площадью 732, 9 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Суд взыскал с Правительства Москвы в пользу ООО "Склады в Перово" в счет возврата государственной пошлины 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы с принятым решением не согласился, просил его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о несоответствии нежилого здания признакам, определенным статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указывает, что земельный участок N, на котором расположено спорное здание, предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, торговых объектов. Действующее законодательство не препятствует арендатору земельного участка, предоставленного без проведения торгов в выборе вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, в целях смены деятельности, осуществляемой с использованием имущества, которое находится в собственности арендатора земельного участка и расположено на таком земельном участке.
Обращает внимание, что обоснованность включения спорного здания в Перечень на 2024 год подтверждается Актом Госинспекции от 16 апреля 2024 года N, согласно выводам которого здание фактически на 24, 53 процентов от общей площади здания используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания и объектов общественного питания.
Также на дату формирования Перечня на 2024 год по сведениям открытых источников Интернет располагалась организация бытового обслуживания и общественного питания ООО "Перовские бани".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований о его форме и порядка введения в действие. Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).
Пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что административно-деловым или торговым центром признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных выше целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 данного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из вышеперечисленных условий.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 732, 9 кв.м, расположенного по адресу "адрес".
Здание включено в Перечень на 2024 год по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Указанное здание, в юридически значимый период, имело связь с земельным участком с кадастровым номером N с видами разрешенного использования: "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))"
Указанный земельный участок предоставлен ЗАО "Гелиус" на основании договора аренды от 25 февраля 2011 г. N для эксплуатации зданий под административно-производственные цели.
Проанализировав Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, суд пришел к верному выводу о том, что виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N носят множественный характер и не в полной мере подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в данном случае при множественности видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, подлежит установлению предназначение, фактическое использование здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства являлись предметом проверки суда первой инстанции, однако не получили должной оценки.
Так, судом первой инстанции была оставлена без внимания техническая документация спорного здания, подготовленная ГБУ МосгорБТИ по результатам инвентаризации по состоянию на 16 ноября 2007 года, из которой следует, что в состав здания входят помещения, имеющие назначение "общественное питание", площадь которых составляет 21, 69 процентов общей площади здания, что опровергает доводы административного истца об издании оспариваемого акта при множественности видов разрешенного использования земельного участка без учета предназначения здания.
Удовлетворяя заявленные требования суд, приняв во внимание Акт ГБУ "МКМЦН" от 26 июня 2023 года N, исходил из того обстоятельства, что спорное здание для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не используется, в связи с чем не может быть отнесено к объектам повышенного налогового обложения.
Действительно 22 июня 2023 года ГБУ "МКМЦН" было проведено мероприятие по обследованию фактического использования здания по обращению его правообладателя, по результатам которого составлен Акт от 26 июня 2023 года N.
В ходе мероприятия, проведенного с доступом в здание, было зафиксировано размещение на площади 582, 32 кв. м, что составляет 79, 45 процентов общей площади здания, номерного фонда гостиниц (хостела). Остальные помещения, в том числе помещения, внешне соответствующие объекту общественного питания, отнесены к помещениям, которые не используются.
Достоверность указанного Акта участниками процесса не оспаривалась.
Как следует из правовой позиции административного истца спорное здание передано в аренду ООО "Перовские бани", о чем представлены соответствующие договоры аренды. Сведениями об осуществляемой в здании деятельности истец не располагает, доверяет Акту от 26 июня 2023 года N.
Между тем, в ходе апелляционного производства доводы апелляционной жалобы об изменении фактического использования здания для размещения объекта общественного питания после проведенного мероприятия по фактическому обследования здания 22 июня 2023 года и на начало налогового периода 2024 года нашли свое подтверждение.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 3 октября 2024 года основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ООО "Перовские бани" является деятельность ресторанов и оказание услуг по доставке продуктов питания (56.10), в качестве дополнительных видов деятельности значатся: торговля розничная напитками в специализированных магазинах (47.25), деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.10), деятельность ресторанов и кафе с полным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания и т.д. (56.10.1)
Согласно Реестру уведомлений, ООО "Перовские бани" 20 июня 2019 года уведомило Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о начале деятельности по предоставлению услуг общественного питания в спорном здании по адресу: "адрес".
Как следует из сводного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынком ООО "Перовские бани" 28 июня 2023 года получена лицензия сроком до 27 июня 2026 года на осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания по адресу: "адрес".
Согласно технической документации здания ГБУ МосгорБТИ, помещение I имеет площадь 327, 1 кв.м на площади 159, 8 кв.м (21, 69 процентов) предназначено для размещения объекта общественного питания.
Из открытых данных Правительства Москвы в качестве объектов розничной торговли и общественного питания в спорном здании значится кафе по адресу: "адрес".
В соответствии с данными ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" в отношении спорного объекта проводились проверки Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в декабре 2022 года, июне 2024 года.
Факт размещения в спорном здании ресторана, бани подтверждается и сведениями, размещенными в открытой системе "Интернет" "Яндекс карты", а также отзывами потребителей, датированными 2023 годом.
Заслуживает внимание при указанных обстоятельствах и Акт ГБУ "МКМЦН" по результатам планового мероприятия по обследованию фактического использования здания от 16 апреля 2024 года N, который составлен после начала налогового периода 2024 года, основанием для издания оспариваемого нормативного правового акта не являлся, однако признается судебной коллегией в качестве относимого, допустимого, достоверного доказательства при проверке фактического использования здания на 2024 год.
Как следует из содержания акта спорное здание на 24, 53 процента от общей площади используется для размещения офисов и объектов общественного питания.
Согласно части статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, системы веб-конференции, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Суд вправе самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценивая совокупность доказательств по делу по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, судебная коллегия считает установленным тот факт, что на начало налогового периода 2024 года спорное здание на площади, превышающей 20 процентов, использовалось для размещения объекта общественного питания.
С учетом изложенного, факт расположения здания с кадастровым номером N на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объекта торговли, при том, что назначение здания и его фактическое использование в площади превышающей 20 процентов свидетельствует о размещении объекта общественного питания, позволяет квалифицировать данный объект по критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в качестве торгового центра.
При указанных обстоятельствах вопреки доводам административного истца включение спорного здания в Перечень на 2024 год нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Решение Московского городского суда от 14 мая 2024 года подлежит отмене с вынесением нового решения об оставлении административного иска ООО "Склады в Перово" без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - удовлетворить, решение Московского городского суда от 14 мая 2024 года отменить, постановив новое решение в соответствии с которым в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Склады в Перово" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.