Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Коржикове Д.А, с участием прокурора Триполевой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3999/2024 по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1. Постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в редакции постановлений от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, от 21 ноября 2023 года N 2269-ПП, соответственно, утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговые периоды 2021, 2022, 2023 и 2024 годов (далее - Перечень).
Пунктом 3652 в Перечень на 2021 год, пунктом 7443 в Перечень на 2022 год, пунктом 7150 в Перечень на 2023 год включено здание с кадастровым номером 77:02:0016009:1055, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Красная Сосна, д. 2 (далее - Здание).
Это же Здание, но уже под кадастровым номером 77:02:0016009:1952, которому отдан приоритет при наличии дублирующей записи в ЕГРН, включено в Перечень на 2024 год под пунктом 7087.
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2021-2024 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Здания; для ОАО "Российские железные дороги" увеличено бремя по налогу на имущество организаций.
В судебном заседании представители административного истца заявленные требования поддержали; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником Здания, площадью 5 472 кв.м.; право собственности ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в 2004 году и подтверждается выпиской из ЕГРН от 7 июля 2024 года и свидетельством о государственной регистрации права.
Также установлено, что при актуализации сведений, содержащихся к ЕГРН, объекту с кадастровым номером 77:02:0016009:1952 отдан приоритет, объекту недвижимости с кадастровым номером 77:02:0016009:1005 был присвоен статус записи ЕГРН "Архивная" 1 ноября 2022 года как дублирующему сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:02:0016009:1952.
Никем не оспаривается, что административный истец как собственник Здания, включенного в оспариваемые перечни, уплачивает в отношении него налог на имущество организаций за налоговые периоды 2021-2024 годов исходя из его кадастровой стоимости; это свидетельствует о том, что ОАО "Российские железные дороги" является субъектом урегулированных постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП отношений и имеет право на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу; в том числе Перечни на 2021-2024 годы публиковались и размещались на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, что административным истцом под сомнение также не ставится.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом его площади).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
В силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
При этом, толкование указанного положения в его системной взаимосвязи с положениями статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в нем деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
При рассмотрении административного дела из объяснений представителя административного ответчика установлено, что Здание включено в оспариваемые перечни по виду фактического использования с учетом актов N 9023353 от 11 августа 2014 года и N 91233623 от 27 апреля 2023 года, согласно выводам которых Здание используется под размещение офисов, торговых объектов на 100% (по акту 2014 года), под размещение офисов на 74, 44% (по акту 2023 года).
Данные акты в установленном порядке не оспорены, незаконными не признаны, что, однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N1176-О, не лишает налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Из объяснений стороны административного истца и представленных ОАО "Российские железные дороги" документов (со ссылками на техническую документацию), оснований не доверять которым не имеется, следует, что Здание в спорные налоговые периоды более чем на 90% его общей площади использовалось собственником в целях обеспечения уставной деятельности - под размещение работников структурных подразделений ОАО "РЖД" и его филиала на оборудованных рабочих местах. Согласно справке от 20 июня 2024 года Здание состоит на балансовом учете Московско-Ярославской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Подразделения ОАО "РЖД", располагающееся в Здании: Московская дирекция по ремонту тягового подвижного состава структурное подразделение Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" (занимают 702 кв.м.); Московская дирекция снабжения - структурное подразделение Центральный дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД" (1 410 кв.м.); Центр оперативно-технического учёта работы тягового подвижного состава Московской железной дороги (132, 62 кв.м.); Московско-Ярославская дистанция гражданских сооружений - структурное подразделение Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (2 700, 12 кв.м.); Техническая библиотека Московского центра научно-технической информации и библиотек - структурного подразделения Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (47, 5 кв.м.).
Также установлено, что часть помещений в Здании (479, 5 кв.м.) по договору аренды от 24 марта 2020 года собственником передана на все спорные налоговые периоды АО "Железнодорожная торговая компания" для оказания услуг общественного питания (столовая), что, однако, менее 20% общей площади Здания (8, 8% с учетом мест общего пользования).
Административным истцом представлены подробные схемы размещения как сотрудников данных структурных подразделений ОАО "РЖД" в Здании, так и названного арендатора, которые административным ответчиком не оспариваются; оснований не доверять им суд не имеет.
Московская железная дорога выполняет функции регионального центра корпоративного управления, основной задачей которого является корпоративная и технологическая координация работы подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД", осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги (пункты 2, 11 Положения о Московской железной дороге, утвержденного Президентом ОАО "Российские железные дороги" 1 октября 2012 года N 276).
Московская дирекция по ремонту тягового подвижного состава структурное подразделение Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" в своем составе имеет производственные участки, в том числе в Здании; основными задачами дирекции являются своевременное и качественное выполнение ремонта, технического обслуживания и метрологического обеспечения основных и дополнительных устройств безопасности, установленных на локомотивных, моторвагонном и самоходном подвижном составе; своевременное и качественное выполнение технического обслуживания средств поездной и маневровой радиосвязи, установленных на локомотивах, моторвагонном и самоходном подвижном составе. Дирекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие фунции: проводит работу по совершенствованию системы технологического обслуживания и ремонта устройств безопасности, внедрению современных прогрессивных технологических процессов, основанных на широком применении современной техники; организует работу осуществляет контроль за обслуживанием, организацией ремонта и метрологического обеспечения основных и дополнительных устройств безопасности, установленных на локомотивах, моторвагонном и самоходном подвижном составе; организует работу и осуществляет контроль за техническим обслуживанием средств поездной и маневровой радиосвязи, установленных на локомотивах, моторвагонном и самоходном подвижном составе; организует проведение рекламационно-претензионной работы с разработчиками и производителями по качеству изготовления локомотивных устройств безопасности; проводит плановые регламентные работы устройств безопасности, установленных на локомотивах и пр.
Центр оперативно-технического учёта работы тягового подвижного состава в свою очередь, занимается обработкой маршрутов машинистов, контролирует формирование в установленном порядке статистической отчётности по определённым формам расходов топлива и электроэнергии на локомотивах, осуществляет контроль за наличием и состоянием тягового подвижного состава.
Московская дирекция снабжения является структурным подразделением Центральной дирекции закупок и снабжения филиала ОАО РЖД, расположена по адресу спорного здания, занимается организацией материально-технического обеспечения и поставок материально-технических ресурсов для структурных подразделений Московской железной дороги, осуществляет анализ запасов материально-технических ресурсов, формирует предложения для включения в реестр закупок, организует и проводит закупки необходимых материально-технических ресурсов для ОАО "РЖД".
Московский центр научно-технической информации и библиотек также является структурным подразделением Московской железной дороги - филиала ОАО РЖД, занимается обеспечением распространения научно-технической информации, информационным и методическим обеспечением инновационной деятельности ОАО РЖД, комплектованием справочно-информационных библиотечных фондов ОАО "РЖД".
Московско-Ярославская дистанция гражданских сооружений как структурное подразделение Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений структурного подразделения Московской железной дороги филиала ОАО РЖД занимается обеспечением безопасности, эксплуатацией, содержанием и ремонтом, реконструкцией зданий, сооружений, находящихся на обслуживании дистанции, выполняет ремонтно-строительные работы на объектах технологического и коммунального назначения, обеспечивает текущее содержание, ремонт объектов технологического и коммунального назначения.
Главными целями работы ОАО "РЖД" являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли; основным видом деятельности административного истца является деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки (ОКВЭД 49.20).
Таким образом все службы административного истца, расположенные в Здании, неразрывно связаны с деятельностью ОАО "РЖД", входят в состав единого комплекса деятельности железнодорожного предприятия; в помещениях в Здании, занятых структурными подразделениями ОАО "РЖД", оборудованы рабочие места сотрудников, обеспечивающих функционирование деятельности предприятия железнодорожного транспорта.
Деятельность работников ОАО "РЖД" в Здании направлена на обеспечение уставной деятельности и функционирование данной компании, соответственно, и помещения, в которых размещены данные службы, представляют собой инфраструктуру перевозчика российской сети железных дорог и не подпадают под объекты, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, не являются офисами в понимании пункта 1.4 Порядка.
Как уже указывалось выше, под организацию общественного питания в Здании в спорные налоговые периоды используется менее 9% общей площади Здания.
При таких данных, оценивая исходя из изложенного акты обследования суд, находит, что они не отвечают требованиям статей 60 и 61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам; в актах отсутствуют достаточные сведения, подтверждающие фактическое использование Здания для размещения офисов; поскольку в соответствии с актом 2023 года к таковым, очевидно, отнесены кабинеты сотрудников ОАО "РЖД", а в 2014 году обследование проведено без доступа и на фотоматериалах представлен исключительно фасад здания, при этом об обстоятельствах, препятствующих доступу, в акте не указано; изложенное позволяет суду заключить о том, что эти акты обследования не соответствуют Порядку и объективно не подтверждают фактическое использование Здания в 2021-2024 годах более чем на 20% под размещение офисов.
Доводы Правительства Москвы о том, что административный истец акты обследования не оспорил, правового значения, по убеждению суда, не имеют; предусмотренная Порядком административная процедура не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство не признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения как в настоящем случае не соответствуют действительности применительно к спорным налоговым периодам.
Касательно технической документации следует отметить, что Здание является административно-бытовым корпусом, в нем нет помещений с наименованием офисы; кабинеты учрежденческого назначения не являются тождественными офисам; деятельность учреждений и офисов различна по своему содержанию; помещений, имеющих торговое назначение и общественное питание, в Здании менее 20% общей площади (693, 4 кв.м. и 128, 5 кв.м, соответственно).
Оснований не доверять сведениям административного истца о структуре предприятия, сотрудниках Общества, которых работают в Здании, суд не имеет; они отвечают требованиям процессуального закона, предъявляемым доказательствам (статьи 59-61 КАС РФ), ничем объективно не опровергнуты, соотносятся с другими собранными по делу доказательствами, в том числе фотоматериалами из акта обследования от 2023 года.
Никаких объективных доказательств того, что работающие в Здании работники административного истца не вовлечены в единый процесс осуществления и обеспечения железнодорожных перевозок административным ответчиком в нарушение требований статей 62 и 213 КАС РФ не представлено.
Вопреки доводам административного ответчика, деятельность железнодорожного предприятия не тождественна офисной; само по себе кабинетно-учрежденческое назначение помещений Здания об использовании их в самостоятельных офисных целях не свидетельствует; такого рода аргументы административного ответчика суд находит надуманными.
Ссылки административного ответчика на судебную практику также во внимание быть приняты не могут, поскольку изложенные в них выводы судов о деятельность административных служб банка касаются непосредственно рассмотренных дел, а не обстоятельств, установленных по настоящему административному спору о работе в Здании подразделений ОАО "РЖД".
Связь Здания с земельным участком, вид разрешенного использования которого бы в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 однозначно предусматривал размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, также не установлена, о чем свидетельствует ответ ППК Роскадастр от 17 сентября 2024 года; административный ответчик на эти обстоятельства при рассмотрении дела не ссылался.
Таким образом, оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований полагать, что Здание соответствует критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости (статья 378.2 НК РФ и статья 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64), включено в Перечни на 2021-2024 годы правомерно, не имеется.
В перечни по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые фактически используются или могут быть использованы исходя из их предназначения в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов). При этом налогообложение таких объектов недвижимости, которые с экономической точки зрения способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в процессе их самостоятельной эксплуатации, осуществляется законодателем в повышенном размере, только если Здания отвечают определенным НК РФ критериям, чего в настоящем случае в 2021-2024 годах не установлено.
Оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты перечней признаются судом недействующими с момента вступления каждого из них в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3652.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 7443.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 7150.
Признать недействующим с 1 января 2024 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2023 года N2269-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 7087.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ОАО "Российские железные дороги" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 декабря 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными отдельные положения постановления о перечне объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, касающиеся здания, принадлежащего истцу. Суд установил, что здание не соответствует критериям налогообложения, поскольку более 90% его площади использовалось для уставной деятельности истца, а не в качестве офисов или торговых объектов.