Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Вдовиченко С.В, Витушкиной Е.А, при секретаре Хамитовой И.Ю, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-524/2024 по апелляционным жалобам муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго", Региональной энергетической комиссии Свердловской области, апелляционному представлению прокурора Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 16 июля 2024 года, которым удовлетворен административный иск муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 209-ПК от 6 декабря 2023 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" - Магониной Е.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Региональной энергетической комиссии - Коньковой Е.С, Спасовой Ю.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, полагавшей, что решение подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) 6 декабря 2023 года принято постановление N 209-ПК (далее - Постановление N 209-ПК), опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 13 декабря 2023 года, "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (Т.1 л.д.163-225).
Постановлением N 209-ПК установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности теплосетевых организаций для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1 (пункт 1); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые теплосетевыми организациями на территории муниципального образования "город Екатеринбург", согласно приложению N 2 (пункт 2); долгосрочные параметры регулирования деятельности теплоснабжающих организаций для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую на территории муниципального образования "город Екатеринбург", с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 3 (пункт 4); тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования "город Екатеринбург", согласно приложению N 4 (пункт 5).
В Приложении N 4, Раздела 1, Постановления N 209-ПК для муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" (далее - МУП "Екатеринбургэнерго") в пунктах 2.1.1.1. и 2.1.1.2. таблицы установлен одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям (вид теплоносителя - вода) в следующих размерах: с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года - 1 758 руб. 38 коп. / Гкал. (без НДС); с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года - 1 927 руб. 73 коп. / Гкал. (без НДС).
В Постановление N 209-ПК вносились изменения: Постановлением РЭК Свердловской области от 26 декабря 2023 года N 250-ПК, Постановлением РЭК Свердловской области от 29 декабря 2023 года N 269-ПК, Постановлением РЭК Свердловской области от 27 марта 2024 года N 14-ПК, которые не изменили тарифы, утвержденные для административного истца в первоначальной редакции.
МУП "Екатеринбургэнерго" обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования, просило суд признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 2.1.1.1, 2.1.1.2. Приложения N 4 к Постановлению N 209-ПК (Т.3 л.д.131-132).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает его права, поскольку при расчете и установлении на 2024 год оспариваемого тарифа, РЭК Свердловской области необоснованно не учтена часть заявленных административным истцом расходов натурального топлива (природный газ) и неправильно определены потери в сетях.
Решением Свердловского областного суда от 16 июля 2024 года административный иск удовлетворен. Суд признал недействующими с 1 января 2024 года строки 2.1.1.1. и 2.1.1.2. таблицы раздела 1 Приложения N 4 к Постановлению N 209-ПК (Т.4 л.д.124-137).
В апелляционной жалобе МУП "Екатеринбургэнерго" просит отменить решение Свердловского областного суда от 16 июля 2024 года, принять по делу новое решение, которым признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 2.1.1.1, 2.1.1.2. Приложения N 4 к Постановлению N 209-ПК, указывая, что признание оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим с иной даты не восстановит права административного истца. Также в апелляционной жалобе административный истец указывает, что вывод суда первой инстанции о неправильном определении органом регулирования объема полезного отпуска противоречит фактическим обстоятельствам дела (Т.4 л.д.143-146).
В апелляционной жалобе РЭК Свердловской области просит отменить решение Свердловского областного суда от 16 июля 2024 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неверный вывод суда первой инстанции о неправильном определении органом регулирования объема полезного отпуска. Также административный ответчик указывает, что вывод суда о недопустимости снижения необходимой валовой выручки в целях ограничения роста платы потребителей Свердловской области на тепловую энергию, противоречит разъяснениям ФАС России, Указу Губернатора Свердловской области N 658-УГ (Т.4 л.д.157-164).
Прокурором, участвующим в деле, подано апелляционное представление, в котором он просит отменить решение Свердловского областного суда от 16 июля 2024 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом при принятии оспариваемого решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда о недопустимости снижения необходимой валовой выручки в целях ограничения роста платы потребителей Свердловской области на тепловую энергию противоречат разъяснениям ФАС России, Указу Губернатора Свердловской области N 658-УГ; вывод суда о неверном определении органом регулирования объема полезного отпуска противоречит фактическим обстоятельствам дела (Т.4 л.д.172-175, 178-182).
РЭК Свердловской области представлены возражения на апелляционную жалобу МУП "Екатеринбургэнерго" (Т.4 л.д.185-187), а также письменные пояснения.
ФАС России представлены письменные пояснения в порядке статьи 68 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица ФАС России извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы и апелляционное представление в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.
В силу положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (пункт 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 2 Основ ценообразования определено, что необходимая валовая выручка (далее - НВВ) представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования; "объем полезного отпуска" - количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2023 года в РЭК Свердловской области от административного истца поступило предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов; РЭК Свердловской области известила 3 мая 2023 года заявителя об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию на 2024-2028 годы.
По результатам рассмотрения заявления МУП "Екатеринбургэнерго" об установлении тарифов, обосновывающих документов, РЭК Свердловской области подготовлено экспертное заключение (Т.1 л.д.126-136).
На заседании Правления РЭК Свердловской области 6 декабря 2023 года рассмотрен вопрос об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург", что подтверждается выпиской из протокола от 6 декабря 2023 года N 33 (Т.1 л.д.137-148).
ФАС России в период с 15 января 2024 года по 9 февраля 2024 года проведена внеплановая документарная проверка РЭК Свердловской области, что подтверждается актом проверки N 1 от 9 февраля 2024 года. В ходе проверки установлено, что учтенный органом регулирования объем отпуска тепловой энергии подлежит дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования Свердловское УФАС России считает необходимым рассмотреть вопрос об исключении экономически необоснованных расходов по данной статье из состава НВВ Регулируемой организации (Т.2 л.д.201-227).
По результатам проверки ФАС России 6 мая 2024 года РЭК Свердловской области выдано предписание N СП/38779/24, в соответствии с которым административному ответчику предписано провести дополнительный анализ объема полезного отпуска с коллекторов источника тепловой энергии МУП "Екатеринбургэнерго" на 2024 год, по результатам которого, в случае необходимости, органу регулирования надлежит пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей (Т.3 л.д.98-107).
РЭК Свердловской области по результатам дополнительного анализа подготовлено экспертное заключение об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Екатеринбургэнерго" (город Екатеринбург) (Т.3 л.д.189-209).
По результатам дополнительной экспертизы, установленные для административного истца тарифы не изменились.
Оспаривая Постановление N 209-ПК в части установления тарифа на 2024 год, административный истец указал на неправильный расчет РЭК Свердловской области объемов природного газа (на 0, 303 млн.м3), а также неверное снижение величины потер в сетях (на 0, 27 тыс.Гкал).
Отклоняя указанные доводы административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что они не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку указанные выводы соответствуют положениям пунктов 34 (1), 90 Основ ценообразования, пунктов 26, 117 Методических указаний, пунктов 56 (1), 56 (2) Правил организации теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации" и не оспариваются сторонами по делу, что следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании 18 декабря 2024 года.
Удовлетворяя заявленные МУП "Екатеринбургэнерго" требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что РЭК Свердловской области при установлении тарифа неверно определен объем полезного отпуска тепловой энергии.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, в связи с чем доводы апелляционных жалоб МУП "Екатеринбургэнерго", РЭК Свердловской области и апелляционного представления об ошибочности данных выводов суда заслуживают внимания.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 372 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург" (на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, схема теплоснабжения действует в редакции приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 18 октября 2023 года N 920), которая содержит реестр единых теплоснабжающих организаций, в том числе МУП "Екатеринбургэнерго", в оперативном управлении которого находится девять газовых котельных.
В соответствии с указанной схемой теплоснабжения, объем полезного отпуска тепловой энергии в воде с котельных административного истца составляет 166, 079 тыс.Гкал, при этом программа Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "город Екатеринбург" не содержит данных об объемах полезного отпуска теплоснабжающих (теплосетевых) организаций.
Судебная коллегия считает, что сведения об объемах полезного отпуска МУП "Екатеринбургэнерго" тепловой энергии в воде, указанные в схеме теплоснабжения, не могли быть использованы РЭК Свердловской области при установлении тарифа на 2024 год, поскольку часть вырабатываемой тепловой энергии отпускалась через сети АО "Стройпластполимер", которое не соответствует критериям отнесения собственников и иных законных владельцев тепловых сетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к теплосетевым организациям, в соответствии с Законом о теплоснабжении, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
С учетом указанных обстоятельств, объем отпуска с котельной на улице Бисерсткая, 1 правомерно уменьшен РЭК Свердловской области на объем полезного отпуска потребителям с коллекторов теплоисточника на 1, 546 тыс.Гкал.
Согласно положений пункта 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Как установлено пунктом 22(1) Основ ценообразования расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.
Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.
Применительно к объемам полезного отпуска тепловой энергии в паре, РЭК Свердловской области правомерно использованы сведения статистической отчетности 46-ТЭ за 2020-2022 годы, поскольку указанная информация в Схеме теплоснабжения отсутствует.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о неверном определении органом тарифного регулирования объемов полезного отпуска тепловой энергии противоречит тарифному законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Выводы, изложенные ФАС России в акте проверке N 1 и предписании N СП/38779/24 не свидетельствуют о противоречии Постановления N 209-ПК законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку в акте проверки и предписании органу регулирования вменена обязанность провести дополнительный анализ объема полезного отпуска с коллекторов источника тепловой энергии МУП "Екатеринбургэнерго" на 2024 год, по результатам которого, в случае необходимости, орган регулирования должен пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей. При проверке оспариваемого нормативного правового акта, в порядке Главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией не установлено нарушений тарифного законодательства при определении объемов полезного отпуска тепловой энергии.
Поскольку РЭК Свердловской области объем тепловой энергии определен верно, вывод суда первой инстанции о том, что неправильное определение органом регулирования объема полезного отпуска привело к неверному определению расходов на энергетические ресурсы (объем газа), противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о произвольности действий РЭК Свердловской области по корректировке НВВ в целях ограничения роста платы на 2024 год и доводы апелляционной жалобы органа регулирования, апелляционного представления заслуживают внимания.
Указом Губернатора Свердловской области от 7 декабря 2018 года N 658-УГ утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2019 - 2023 годы.
Как следует из экспертного заключения, в целях ограничения роста на 2023 год платы потребителей Свердловской области за коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию, из тепловых сетей, произведена корректировка НВВ регулируемой организации на сумму 7 000, 000 тыс.руб. Указанная сумма не учтена в структуре затрат при формировании тарифа на 2024 год. Указанная сумма подлежит компенсации в последующие периоды регулирования. В целях ограничения роста на 2024 год платы потребителей Свердловской области за коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию, произведена корректировка НВВ (Производство) на сумму 7 000, 697 тыс.руб. Указанная сумма подлежит компенсации в последующие периоды регулирования (Т.1 л.д.132).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении утверждены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, к которым относится, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Государственное регулирование отношений между организациями энергетической отрасли и потребителями услуг этих организаций призвано как обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций - участников данных правоотношений (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2012 года N 1813-О).
Гарантией соблюдения приведенных основополагающих принципов организации экономических отношений и государственного регулирования в сфере энергетики, включая достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, является, с одной стороны, введение предельных максимальных уровней цен (тарифов), которое направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П), а с другой стороны, предусмотренная законодательством возможность установления цен (тарифов) на уровне выше максимального уровня при условии обязательного согласования такого тарифного решения с ФАС России (пункт 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 21 Правил регулирования).
Вместе с тем, указанная гарантия не является безусловной и сама по себе не свидетельствует о необходимости игнорирования экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов регулируемой организации при достижении в тарифном решении предельного максимального уровня (по согласованию с ФАС России - выше предельного максимального уровня) цен (тарифов), поскольку без возможности последующей компенсации таких расходов она не обеспечивала бы баланс частных и публичных начал в рассматриваемой сфере экономической деятельности.
Обеспечить возможность названной компенсации и одновременно препятствовать резкому росту тарифов призваны предусмотренные законом механизмы сглаживания изменения тарифов и учета в последующих периодах регулирования выявленных экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены.
Реализация вышеуказанных механизмов, являющаяся не только правом, но и обязанностью тарифного органа, способна обеспечить доступность услуг для потребителей и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности регулируемых организаций, достигнув тем самым соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Указанная позиция изложена в кассационном определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2024 года N 88а-12455/2024.
Судебная коллегия отмечает, что сглаживание в сфере теплоснабжения осуществляется посредством реализации механизма установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на соответствующий год и рассчитанных в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Из экспертного заключения следует, что экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, учтены в НВВ регулируемой организации и подлежат компенсации в следующем периоде регулирования, что отражено в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования.
Вопрос включения в НВВ экономически обоснованных расходов, ранее исключенных в связи с превышением предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, подлежит рассмотрению в следующих трех расчетных периодах при установлении очередных тарифов на тепловую энергию в порядке статьи 13 Основ ценообразования.
Порядок учета расходов, неучтенных органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги разъяснен Президиумом ФАС России в Разъяснениях N 21, утвержденных протоколом от 21 марта 2022 года N 2 и отражен в решениях ФАС России от 4 августа 2021 года N 31/64967/21, от 27 июля 2021 года N 31/62566/21.
Сторонами по делу не оспаривалось, что при корректировке тарифа на 2025 год МУП "Екатеринбургэнерго" органом регулирования осуществлена компенсация указанной корректировки НВВ в размере 5 780, 967 тыс.руб, остаток составил 1 219, 730 тыс.руб. (7 000, 697-5 780, 967), который будет компенсирован административному истцу в последующие периоды регулирования.
Для признания нормативного правового акта недействующим суд должен установить наличие одновременно двух условий: нормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту в совокупности с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не учтено, что по данному делу такая совокупность не установлена.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права административного истца, решение Свердловского областного суда от 16 июля 2024 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского областного суда от 16 июля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных муниципальным унитарным предприятием "Екатеринбургэнерго" требований о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 209-ПК от 6 декабря 2023 года "Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования "город Екатеринбург" - отказать.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.12.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.