Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-56/2024 по административному исковому заявлению Друзя В.Г. о признании нормативного правового акта недействующим, с апелляционными жалобами министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, правительства Иркутской области, апелляционным представлением участвующего в деле прокурора на решение Иркутского областного суда от 8 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения административного истца Друзя В.Г, его представителя Кажаевой С.Б, представителя административного ответчика правительства Иркутской области Сотникова И.С, представителя заинтересованного лица министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А, представителя заинтересованного лица ОГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области" Перетятько К.В, прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Вегеры А.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Друзь В.Г. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующим постановление правительства Иркутской области от 18 мая 2021 года N 336-пп "О памятниках природы регионального значения "Тушамский сосновый бор" и "Игирминский сосновый бор" (далее - постановление N 336-пп).
В обоснование заявленных требований указал, что правительством Иркутской области принято указанное постановление, установившее статус "Тушамского соснового бора" и "Игирминского соснового бора", как памятников природы регионального значения, и утвердившее одновременно положения о памятниках природы и описание местоположения их границ, перечень координат характерных точек границ.
Игирминский и Тушамский сосновые боры, как памятники природы, созданы решением президиума исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 13 февраля 1989 года N 59 "О создании ландшафтных памятников природы в Игирменском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района" (далее - решение президиума N 59) площадью 3308 га и 7807 га, что следует из паспортов памятников природы, располагались в кварталах N 228, 229, 230, 231, 233, 234, 235 - Игирминский сосновый бор; 143б, 143в, 144б, 163в, 164, 164а, 164б, 164в, 165, 181, 182, 183, 184, 185, 186 - Тушамский сосновый бор (по лесоустройству 1971 года), впоследствии кварталы: Тушамский сосновый бор - N 305, 321, 331, 332, 356, 357, 364-369, 389-393, Игирминский сосновый бор - N 437-445.
В 2015 году границы территории памятника природы "Игирминский сосновый бор", его местоположение, характерные точки координат границ уточнены ООО "ВостСибземкадастрсьемка" в ходе работ по инвентаризации. В результате проведенных работ по инвентаризации постановлением N 336-пп утверждены положения о памятниках природы, согласно которых площадь Тушамского соснового бора составила 3430, 14 га, площадь Игирминского соснового бора составила 7035 га. Общая площадь 10 465, 14 га.
Из паспортов Тушамского и Игирминского ландшафтных памятников природы следует, что созданы они в соответствии с решением Президиума исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов N 59 общей площадью 11 115 га. Таким образом, площадь памятников природы в 2021 году уменьшилась на 649, 86 га.
Полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт, уменьшив размер территории памятников природы регионального значения "Тушамский сосновый бор" и "Игирминский сосновый бор", нарушает его конституционное право на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Решением Иркутского областного суда от 8 июля 2024 года административные исковые требования Друзя В.Г. удовлетворены, оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Апеллянтом оспаривается вывод суда о том, что постановлением правительства Иркутской области от 18 мая 2021 года N 336-пп уменьшилась площадь региональных памятников природы.
Названные памятники природы были созданы решением президиума исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 13 февраля 1989 года N 59, в котором площадь сосновых боров не приведена, границы не определены.
По мнению автора жалобы, ссылки истца и суда на паспорта памятников природы в обоснование их площади несостоятельны, поскольку имеются как минимум три не идентичных по содержанию паспорта по предмету иска, в которых лесные участки существенно отличаются от кварталов, указанных в решении президиума от 13 февраля 1989 года N 59. При этом, указанные паспорта датированы 1986 годом, то есть ранее даты их создания.
Ввиду изложенного, апеллянт делает вывод, что сведения, отраженные в паспортах памятников природы, не являются в полной мере достоверными. Приоритет в данном случае имеет указанное решение президиума, которое и является правоустанавливающим документом.
Кроме того, апеллянт считает, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, жителей поселка Янгель, что на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 310 Кодекса административного производства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
Также считает, что административным истцом не представлено сведений о нарушении его прав.
Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку вопреки ссылки суда часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ предусматривает сохранение особо охраняемых природных территорий, созданных до дня вступления в силу названного закона, только в границах, определенных в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона. Упоминания о сохранении площади данная норма закона не содержит.
Кроме того, применяя логическое толкование нормы права, распространить действие части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ на события 35-летней давности не представляется возможным, поскольку в законе речь идет о тех особо охраняемых природных территориях, которые созданы на основании Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ.
По мнению апеллянта, учитывая сведения, содержащиеся в паспортах памятников природы, совокупная площадь боров не только не уменьшилась, а, напротив, увеличилась.
Правительством Иркутской области также подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Иркутского областного суда от 8 июля 2024 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что специальным законодательством (статьи 25-27 Федерального закона N 33-ФЗ) не установлен запрет на изменение целевого назначения земельных участков в границах памятников природы. Такой запрет прямо закреплен в отношении государственных природных заповедников, национальных и природных парков.
Обращает внимание, что законодательством СССР было предусмотрено, что площадь памятников природы подлежит указанию не в решении об их создании, а в паспорте ООПТ. Однако в деле отсутствуют паспорта ООПТ, составленные государственными предприятиями, перечисленными в решении президиума N 59.
Кроме того, апеллянт считает, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, администрации муниципального образования п. Радищев.
С решением суда также не согласился участвующий в деле прокурор, в поданном апелляционном представлении просит решение Иркутского областного суда изменить, признав оспариваемый акт недействующим со дня его принятия.
Полагает, что поскольку при принятии оспариваемого нормативного правого акта нарушены требования статей 58 и 59 Федерального закона от 10 января 2022 года N 7-ФЗ, части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ, а также, учитывая, что признание данного акта с момента вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, заинтересованных лиц, то необходимо признать оспариваемое постановление недействующим со дня его принятия. Иная дата признания акта недействующим легализует действия хозяйствующих субъектов по осуществлению деятельности, оказывающей негативное воздействие на природную среду, в границах особо охраняемых природных территорий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, организованном с использованием системы видео-конференц-связи на базе Октябрьского районного суда г. Иркутска, представитель правительства Иркутской области Сотников И.С, представитель министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А, представитель ОГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области" Перетятько К.В. доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, возражали относительно апелляционного представления, поддержанного прокурором, участвующим в деле.
Административный истец Друзь В.Г. и его представитель Кажаева С.Б. выразили несогласие с доводами апелляционных жалоб, при этом просили апелляционное представление удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представления извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды). Этот же федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно статье 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях, к которому, прежде всего, относится Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", регулирующий отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях).
Данный закон определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть федерального или регионального значения (статья 26 Закона об особо охраняемых природных территориях).
В силу пункта 2 статьи 26 Закона об особо охраняемых природных территориях природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 16 статьи 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится в том числе право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.
Статьей 3 (1) Закона Иркутской области от 19 июня 2008 года N 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 27-оз, здесь и далее приводятся нормы в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) памятники природы с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий на территории области относятся к категории особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данного Закона к полномочиям правительства Иркутской области в сфере охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий регионального значения и образования, охраны и использования иных особо охраняемых территорий регионального значения в соответствии с федеральным и областным законодательством относится в том числе: определение особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе их образование; обеспечение разработки и утверждение положений об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения; установление ограничений прав на землю на особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения в связи с обеспечением соблюдения режима особой охраны по основаниям, предусмотренным федеральными законами; обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения; ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; принятие решения об объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения.
Как следует из Устава Иркутской области от 17 апреля 2009 года N 1 правительство Иркутской области в пределах полномочий создает и обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 10 части 1 статьи 65); по вопросам нормативного регулирования правительство Иркутской области принимает правовые акты в форме постановлений, которые входят в систему правовых актов Иркутской области, подлежат подписанию первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем правительства Иркутской области и официальному опубликованию в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации (статьи 21, 22, 66, 67).
Аналогичные положения содержатся в статьях 2, 5, 7, 12, 51-54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области".
18 мая 2021 года правительством Иркутской области принято постановление N 336-пп "О памятниках природы регионального значения "Тушамский сосновый бор" и "Игирминский сосновый бор", которым установлено, что памятники природы областного значения "Ландшафтные памятники природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района" являются памятниками природы регионального значения (пункт 1), они переименованы в памятник природы регионального значения "Тушамский сосновый бор" и памятник природы регионального значения "Игирминский сосновый бор" (пункт 2), утверждены положения о каждом из природных памятников (пункт 3), а также описание местоположения границ, перечень координат характерных точек границ каждого памятника природы (пункт 4).
Постановление N 336-пп подписано первым заместителем Губернатора Иркутской области - председателем правительства Иркутской области З, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 21 мая 2021 года, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 мая 2021 года, общественно-политической газете "Областная" 2 июня 2021года (выпуск N 58).
В последующем в постановление N 336-пп были внесены изменения постановлениями правительства Иркутской области от 29 июня 2022 года N 496-пп и от 21 июля 2023 года N 614-пп, подписанные также вышеуказанным должностным лицом и опубликованные в названных источниках в установленном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что принятие постановления правительства Иркутской области N 336-пп имело место в пределах полномочий, предоставленных правительству Иркутской области, как высшему органу исполнительной власти Иркутской области, при этом судебная коллегия отмечает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований к форме и виду нормативного правового акта, порядку его опубликования и введению в действие и в данной части не оспаривается.
Признавая оспариваемый нормативный правовой акт недействующим, суд первой инстанции указал на нарушение положений статей 58 и 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пришел к выводу о том, что памятники природы были созданы в составе указанных в решении президиума N 59 кварталов Рудногорского лесничества полностью без исключения из них каких-либо территорий, а при проведении паспортизации из их площадей были исключены площади произрастания мелколиственных пород, населенных пунктов р.п. Радищев и р.п. Янгель, промышленных объектов и объектов инфраструктуры, в связи с чем нашел обоснованными доводы административного истца о том, что площади памятников природы были сокращены, при этом признав приведенные представителями административного ответчика и заинтересованных лиц причины, по которым произошло сокращение площади ООПТ, не основанными на законе.
Проверяя выводы суда в данной части, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Президиума исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 13 февраля 1989 года N 59 созданы ландшафтные памятники природы в Игирменском и Тушамском сосновых борах Рудногорского лесничества Ждановского комплексного лесного предприятия в составе кварталов N 305, 321, 331, 332, 356, 357, 364-369, 389-393 и N 437-445. Территориальному производственному объединению "Иркутсклеспром" на указанной территории предложено осуществить комплекс природоохранных мероприятий в отношении дальнейшей рубки и подсочки сосновых насаждений. На областной совет Всероссийского общества охраны природы возложена обязанность оформить и передать Рудногорскому руднику Корщуновского ГОКа и Игерменскому ГОКу формовочных песков паспорта и охранные обязательства на ландшафтные памятники природы.
Согласно Типовому положению о государственных памятниках природы, утвержденному постановлением Государственного планового комитета СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике от 27 апреля 1981 года N 77/106, в зависимости от своей уникальности, научной или эстетической ценности государственные памятники природы могут быть отнесены к памятникам природы союзного, республиканского и местного (краевого, областного, районного) значения; на каждый государственный памятник природы организацией (учреждением, предприятием), осуществляющей охрану, должен быть заведен паспорт, в котором указываются: название и значение государственного памятника природы и установленный для него режим; местонахождение государственного памятника природы и занимаемая им площадь; описание государственного памятника природы с фотографиями; меры, необходимые для сохранения государственного памятника природы; наименование организации, взявшей обязательство по охране государственного памятника природы и соблюдению установленного для него режима.
Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в материалы дела представлены копии трех паспортов на памятники природы (Игирминский сосновый бор, Тушамский сосновый бор, Тушамский сосновый бор с припиской + Игирминский) из которых усматривается, что они составлены в 1986 году, содержат схематичное изображение местонахождения памятников, в качестве которого указаны кварталы Рудногорского лесничества Рудногорского лесхоза в нумерации лесоустройства 1971 года (N 143-б, 143-в, 144-б, 163-в, 164, 164-а, 164-б, 164-в, 165, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 228, 229, 230, 231, 233, 234, 236). В качестве основания создания памятника природы указано постановление Иркутского облисполкома, при этом запись "от 27 января 1986 г. N 34" зачеркнута, поверх рукописным способом указано "от 13.02.89 г. N 59". Сведения о площади различны: Игирминский - 3308 га, Тушамский с припиской + Игирминский - 7807 га, Тушамский - 7807 га рядом рукописно 3430, 14 га. Указанные исправления надлежащим образом не заверены.
Учитывая, что согласно ответу министерства лесного комплекса Иркутской области от 26 февраля 2024 года N 02-91-2006/24 материалы лесоустройства 1971 года отсутствуют, а приведенные в вышеуказанных паспортах кварталы имеют иную нумерацию относительно указанной в решении президиума N 59, что препятствует сопоставлению данных нумераций друг с другом, кроме того, данные паспорта содержат противоречивую информацию и незаверенные исправления, признать данные документы паспортами на спорные памятники природы, заведенными во исполнение решения президиума N 59, судебная коллегия не может.
Иных документов, подтверждающих выполнение областным советом Всероссийского общества охраны природы или иным уполномоченным органом/организацией обязанности по оформлению паспорта на памятники природы при рассмотрении дела установлено не было.
При таких обстоятельствах доводы министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о том, что площади Игирминского и Тушамского сосновых боров при их создании не были определены, заслуживают внимание.
Вместе с тем, доводы данного министерства о неустановлении границ памятников природы подлежат отклонению, поскольку указание на конкретные кварталы в решении президиума N 59 позволяет с достаточной степенью определенности установить местонахождение памятников природы.
Перечисленные в названном решении кварталы Рудногорского лесничества содержатся в материалах лесоустройства 1984 года, данная нумерация повторяется в материалах лесоустройства 2000 года с незначительной корректировкой площади кварталов, что следует из ответа ГКУ Иркутской области "Нижнеилимское лесничество" от 4 декабря 2024 года N 02(91-221)-3021/24, а также материалов лесоустройства 1984 и 2000 годов, представленных министерством лесного комплекса Иркутской области 28 марта 2024 года.
Данная нумерация кварталов использована также при проведении в 2015 году ООО "ВостСибземкадастрсъемка" работ по инвентаризации (паспортизации) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения в соответствии с государственным контрактом N 66005-22/15 от 15 июля 2015 года и составлении отчета о проделанной работе (далее - Отчет по инвентаризации).
Таким образом, из анализа материалов административного дела следует, что Игирминский сосновый бор создан на территории кварталов N 437-445 Рудногорского лесничества, а Тушамский сосновый бор - на территории кварталов N 305, 321, 331, 332, 356, 357, 364-369, 389-393 этого же лесничества.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления N 336-пп данный проект разработан в целях приведения в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации и в соответствие со статьями 2, 26 Закона об особо охраняемых природных территориях, статьей 6 Закона Иркутской области N 27-оз и предусматривает описание данной территории, установление режима использования, занятой памятниками природы с целью сохранения и поддержания в неизменном состоянии уникальных объектов. Также целью является внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территории памятников природы и режиме особой охраны территории памятников природы, что позволит сделать общедоступными сведения об особо охраняемой природной территории регионального значения для граждан и юридических лиц.
В качестве обоснования проекта постановления указано на организацию и проведение в 2015 году в рамках государственной программы Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2014-2020 годы министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области работ по инвентаризации (паспортизации) памятников природы регионального значения, в ходе которой проведено натурное обследование памятников природы, их фактического состояния, выполнена описательная характеристика памятников природы, определены границы и площади, подготовлены схемы расположения памятников природы и описание границ территорий памятников природы (текстовое описание, каталог координат в системе WGS-84 и МСК-38), также подготовлено научное обоснование уникальности объектов и подтверждения статуса особо охраняемой природной территории регионального значения.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 26 Закона об особо охраняемых природных территориях природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В соответствии с пунктами 12-14 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, введенными Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 12); форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 13); основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории (пункт 14).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом правовое положение памятников природы "Игирминский сосновый бор" и "Тушамский сосновый бор", созданных на основании законодательства СССР и РСФСР, приведено в соответствие с требованиями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации путем установления соответствующей категории особо охраняемой природной территории (памятник природы регионального значения вместо памятник природы областного значения), утверждения положений о памятниках природы, включающих среди прочего описание их характеристик и режим особой охраны, а также утверждения описания местоположения границ и перечня координат характерных точек.
Согласно подпункту 2.14.3 Отчета по инвентаризации "информация о памятнике природы и его охранной зоне для внесения сведений в государственный кадастр ОППТ регионального значения" общая площадь Игирминского соснового бора составляет в сумме по трем кластерам 7 035 га, он расположен в кадастровых кварталах 38:12:080401, 38:12:080101, 38:12:080301, 38:12:092033 на землях лесного фонда: кв. 437-445 Рудногорской дачи Рудногорского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества с приведением координат поворотных точек в системе МСК-38.
Согласно подпункту 2.15.3 Отчета по инвентаризации "информация о памятнике природы и его охранной зоне для внесения сведений в государственный кадастр ОППТ регионального значения" общая площадь Тушамского соснового бора составляет 3 430, 14 га, он расположен в кадастровых кварталах 38:12:070701, 38:12:070301, 38:12:070401, 38:12:092033 на землях лесного фонда: кв. 364-366, 389-392 Рудногорской дачи Рудногорского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества с приведением координат поворотных точек в системе МСК-38. Также указано, что часть территории Тушамских лесных боров относится к категории эксплуатационных лесов (по данным агентства лесного хозяйства, кв: 305, 321ч, 356ч, 357ч, 368, 369, 390ч, 391-393) и в лесах этого целевого назначения разрешена заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений.
Сведения о координатах границ (поворотных точек) памятников природы, а также размере их площади, содержащиеся в постановлении N 336-пп, установлены в соответствии с вышеприведенными данными Отчета по инвентаризации.
Исходя из заявленных требований, их обоснования, проанализировав содержание оспариваемого постановления, утвержденных им положений о памятниках природы и прилагаемых к ним схем расположения памятников природы, а также описаний местоположения границ и перечня координат характерных точек границ памятников природы, судебная коллегия не находит их противоречащими федеральному и региональному законодательству в области охраны природы, за исключением положений, касающихся территории памятника природы "Тушамский сосновый бор" в части ее местонахождения, размера и границ.
Из схемы расположения памятника природы "Игирминский сосновый бор", являющейся приложением к Положению о данном памятнике природы, утвержденного постановлением N 336-пп, картографического материала, представленного в ответе ГКУ Иркутской области "Нижнеилимское лесничество" от 4 декабря 2024 года N 02(91-221)-3021/24, следует, что территорию памятника природы "Игирминский сосновый бор", как предусмотрено решением президиума N 59, составляют территории лесных кварталов N 437-445, в связи с чем позиция административного истца о незаконном изменении границ и уменьшении площади данного памятника регионального значения не обоснована.
При этом вопреки доводам административного истца и выводам суда невключение в границы памятника природы территорий, занятых населенным пунктом Янгель, промышленными объектами, объектами инфраструктуры, не может свидетельствовать об уменьшении границ и площади памятника, поскольку соответствует истории образования ООПТ.
Так, из решения исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 27 января 1986 года N 34 следует, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1980 года N 1227 в Нижнеилимском районе начато строительство Игирминского горно-обогатительного комбината формовочных материалов и жилых поселков для рабочих и специалистов этого предприятия. Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" и объединение "Братскхимлес", располагая лесосырьевой базой вблизи строящихся поселков им. Янгеля и им. Радищева ведут интенсивную подсочку и вырубку леса. Для создания благоприятных условий труда и отдыха населения, дальнейшей сохранности окружающей среды решено считать целесообразным сохранение Тушамского и Игирминского сосновых боров площадью 11 115 гектаров в Рудногорском лесхозе Нижнеилимского района, а также просить Государственный комитет лесного хозяйства СССР изъять из состава лесосырьевой базы производственного объединения "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" кварталы NN 142-144, 161-165, 180-186, 228-235 Рудногорского лесхоза Нижнеилимского района общей площадью 11 115 гектаров (Т.1. лд.130, 131).
Учитывая просьбы жителей поселков Янгель и Радищев о создании благоприятных условий труда и отдыха населения, дальнейшей сохранности окружающей среды и в связи со строительством Игирменского горно-обогатительного комбината формовочных песков и Рудногорского рудника Коршуновского ГОКа решением исполнительного комитета Нижнеилимского районного Совета народных депутатов от 4 октября 1988 N 365 принято решение считать необходимым создание ландшафтных памятников природы Тушамского и Игирминского сосновых боров в Рудногорском лесничестве Ждановского КЛПХ в составе кварталов 305, 321, 331, 332, 356, 357, 364-369, 389-393 и 437-445 (Т.2, л.д. 62-63).
Из пояснительной записки к решению исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов "О признании памятником природы Тушамского и Игирминского сосновых боров Нижнеилимского района" следует, что из предполагаемых к включению в природный ландшафтный памятник 11 108 гектар сосновых боров 1 867 га не закреплены за лесобазосодержателями, остальные 9 241 га находятся в лесосырьевой базе Ждановского леспромхоза, входящего в состав Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (Т.1, л.д. 28).
Согласно справке к решению президиума N 59, составленной главным лесничим управления лесного хозяйства Проскуряковым И.А. в качестве председателя комиссии, созданной распоряжением Иркутского областного Совета народных депутатов от 21 сентября 1988 года N 964-р, данная комиссия в составе шести человек с выездом на место, детальным осмотром и сбором доказательств, проведением схода-собрания жителей поселка Янгель Нижне-Илимского района пришла к единому мнению о необходимости создания ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах в Рудногорском лесничестве Ждановского КЛПХ в составе кварталов N 437-445 на площади 4 224 гектаров вокруг поселка Янгель и в составе кварталов N 305, 321, 331, 332, 356, 357, 364-369, 389-393 на площади 9 383 гектаров вокруг поселка Радищево.
Из картографических материалов лесоустройства 1984 года видно, что в границы спорных кварталов не входят участки землепользования Коршуновского и Игриминского ГОКов, территория поселков Радищев и Янгель, линейные сооружения, соединяющие данные территории и участки, о чем свидетельствуют условные обозначения на планшетах на кварталы (Т.5, л.д. 16-54), в частности в отношении п.Радищев имеется указание на прочие земли с отметками об исключении подъездных путей (Т.5, л.д.50).
На схеме Рудногорского лесхоза Иркутской области (лесоустройство 1984 года) (Т.7, л.д. 86, увеличенный фрагмент на л.д. 83) указанные объекты также отражены не в границах поименованных кварталов.
Такое же положение сохранилось и в лесохозяйственном регламенте Нижнеилимского лесничества Иркутской области, что видно из приложения N 6 (карта-схема деления территории лесничества по участковым лесничествам, лесным дачам и техническим участкам с нанесенными границами внутрирайонных муниципальных образований, границами горной и равнинной частей, административных районов, в которой показаны границы и их территориальное размещение), утвержденном приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года N 78-мпр и опубликованном в общественно-политической газете "Областная" 28 января 2018 года N 8 (1911), в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
Таким образом, буквальное толкование вышеприведенных актов с учетом пояснительной записки, справки, картографических материалов лесоустройства 1984 года, схемы Рудногорского лесхоза Иркутской области приводят к выводу, что при создании региональных памятников природы в их границы были включены только территории лесных кварталов.
Кроме того, включение в площадь данных памятников природы лишь земель лесного фонда, без земель иных категорий (в частности земель поселений) соответствует понятию лесного квартала, определенного ГОСТом Р 56695-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Возобновляемые источники сырья. Лесные ресурсы. Термины и определения".
Относительно памятника природы "Тушамский сосновый бор", то из схемы расположения, являющейся приложением к Положению о данном памятнике природы, утвержденного постановлением N 336-пп, картографического материала, представленного в ответе ГКУ Иркутской области "Нижнеилимское лесничество" от 4 декабря 2024 года N 02(91-221)-3021/24, следует, что территория памятника природы "Тушамский сосновый бор" включает лишь кварталы N 364-366, 389-390, при этом кварталы N 365 и 366 частично.
Как видно из Отчета по инвентаризации в состав территории памятника не включены площади населенного пункта Радищев, промышленных объектов, а также площади произрастания мелколиственных пород.
Обоснованность невключения площадей населенного пункта Радищев и промышленных объектов сомнений не вызывает по мотивам изложенным выше в отношении Игирминского соснового бора.
В тоже время исключение территории произрастания мелколиственных пород не может быть признано правомерным, поскольку то обстоятельство, что в результате антропогенного воздействия площадь чистых сосняков существенно сократилась, не является законным основанием для ее исключения из границ памятника природы.
Каких-либо иных документов, обосновывающих определение границ памятника природы "Тушамский сосновый бор" лишь в части кварталов из перечисленных в решении президиума N 59 и невключение кварталов N 305, 321, 331, 332, 356, 357, 367-369, 393, а также частей кварталов N 365 и 366, административным ответчиком и заинтересованными лицами представлено не было, их представители пояснения по данному вопросу не привели.
Доказательств принятия правительством Иркутской области решения об изменении категории (лишении статуса) особо охраняемой природной территории регионального значения в отношении невключенных кварталов Тушамского соснового бора в порядке, предусмотренном статьями 9, 11, 14 Закона Иркутской области N 27-оз, не установлено.
На основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу этого федерального закона.
На недопустимость изменения границ, в результате которого исключаются территории, ранее входящие в состав особо охраняемой природной территории или изъятие части особо охраняемой природной территории, указано также в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2021 года N 09-15-29/8573 (Т.1 л.д. 224), что свидетельствует о том, что такое изменение границ памятника природы, при котором исключаются более 10 кварталов, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды не согласовано.
Доводы апелляционной жалобы министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о неприменимости вышеприведенной нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ по настоящему делу отклоняются, как основанные на неверном ее толковании.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии постановления N 336-пп необоснованно исключены территории, входящие в состав особо охраняемой природной территории - памятника природы "Тушамский сосновый бор", что противоречит в данной части законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает право административного истца на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части подпункта 1 пункта 4, которым утверждены описание границ, перечень координат характерных точек границ памятника природы регионального значения "Тушамский сосновый бор", а также в части пунктов 4, 12 Положения о памятнике природы регионального значения "Тушамский сосновый бор" и приложения к указанному Положению, утвержденному подпунктом 1 пункта 3 данного постановления.
Так как оспариваемый правовый акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и юридических лиц, вышеуказанные положения, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", подлежат признанию недействующими со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Доводы апелляционного представления о необходимости признания оспариваемого акта недействующим со дня его принятия отклоняются как необоснованные.
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу судебного акта не препятствует заинтересованным лицам полностью восстанавливать нарушенные права предусмотренными статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
Вопреки позиции авторов апелляционных жалоб жители и местные администрации населенных пунктов Янгель и Радищев по данному делу заинтересованными лицами в смысле положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются, поскольку сам по себе факт признания либо отказа в признании нормативного правового акта недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля права и обязанности названных лиц при разрешении административного дела не затрагивает. В этой связи непривлечение к участию в рассматриваемом деле жителей и местных администраций населенных пунктов Янгель и Радищев в качестве заинтересованного лица процессуального нарушения не образует.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего апелляционного определения подлежит размещению в течение одного месяца с даты его принятия в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского областного суда от 8 июля 2024 года отменить и принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Друзя В.Г. удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента принятия настоящего апелляционного определения постановление правительства Иркутской области от 18 мая 2021 года N 336-пп "О памятниках природы регионального значения "Тушамский сосновый бор" и "Игирминский сосновый бор" (в редакции от 21 июля 2023 года) в части подпункта 1 пункта 4, которым утверждены описание границ, перечень координат характерных точек границ памятника природы регионального значения "Тушамский сосновый бор", а также в части пунктов 4, 12 Положения о памятнике природы регионального значения "Тушамский сосновый бор" и приложения к указанному Положению, утвержденному подпунктом 1 пункта 3 данного постановления.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты принятия апелляционного определения в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующим постановление правительства об установлении границ памятников природы "Тушамский" и "Игирминский сосновый бор", установленное в 2021 году, указывая на нарушение норм законодательства об охране окружающей среды и сокращение площади ООПТ. Апелляционный суд частично удовлетворил исковые требования, возвратив правовое положение памятников природы в соответствии с ранее установленными границами.