Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-33/2024 по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Чуркина Андрея Борисовича, Казанцева Александра Константиновича, Баранене Александры Юрьевны, Гучинской Людмилы Ивановны, Жук Татьяны Николаевны, Яковлевой Инны Евгеньевны, а также Барбулат Галины Николаевны, общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Амур Алко" и общества с ограниченной ответственностью "Сибиряк" о признании нормативного правового акта недействующим в части, с апелляционной жалобой управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на решение Амурского областного суда от 10 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения представителя административного ответчика управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Пак О.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
индивидуальные предприниматели Чуркин А.Б, Казанцев А.К, Баранене А.Ю, Гучинская Л.И, Жук Т.Н, Яковлева И.Е, а также Барбулат Г.Н, ООО "Торговая компания "Амур Алко", ООО "Сибиряк" обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили признать недействующим со дня принятия приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 190-пр/у от 20 декабря 2023 года "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2024 - 2028 гг." в части установления предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" на 2024 - 2028 гг. (прочие потребители) (приложение N 4, п/п. 1.1, 2.1) и ООО "Спецавтохозяйство" (прочие потребители) (приложение N5, п/п. 1.1, 2.1).
В обоснование требований административного иска указано, что приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 декабря 2023 года N 190-пр/у установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2024 - 2028 гг. согласно приложениям NN 1 - 5, в том числе на услуги регионального оператора по обращению с ТКО по четвертому кластеру для ООО "Полигон" и по пятому кластеру для ООО "Спецавтохозяйство". При определении необходимой валовой выручки Управлением применен метод индексации. Расходы по статьям, учтенных при установлении тарифа на 2024 год, приняты исходя из тарифа, установленного на 2023 год с учётом индекса роста потребительских цен на N% в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Аналогичный подход применен при установлении тарифов долгосрочного периода 2025-2028 гг.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2024 года признан недействующим со дня принятия приказ управления от 24 ноября 2022 года N 122-пр/у "Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года N 167-пр/у" в части установления на 2023 год предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Амурской области для ООО "Полигон" (прочие потребители) и ООО "Спецавтохозяйство" (прочие потребители и население).
Нарушения, допущенные при расчете и установлении предельных единых тарифов на услугу региональных операторов, привели к установлению экономически необоснованных тарифов на 2024-2028 гг.
Административным истцам принадлежат объекты недвижимости коммерческого назначения, и они обязаны оплачивать услугу по обращению с ТКО (прочие потребители) региональному оператору ООО "Полигон" (кластер N 4), а ИП Гучинская Л.И. и ООО "Торговая компания "Амур Алко" также региональному оператору ООО "Спецавтохозяйство" (кластер N 5). Соответственно, установление экономически необоснованных тарифов нарушает права и законные интересы административных истцов.
Решением Амурского областного суда от 10 июля 2024 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 190-пр/у от 20 декабря 2023 года "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2024 - 2028 гг." в части установления предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" на 2024 - 2028 гг. (прочие потребители) (приложение N 4, п/п. 1.1, 2.1) и ООО "Спецавтохозяйство" (прочие потребители) (приложение N5, п/п. 1.1, 2.1).
На управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющий нормативный правовой акт.
С решением суда не согласилось управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении требований административных истцов.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что необходимая валовая выручка региональных операторов на 2024-2028 гг. определена управлением с применением метода индексации на основании пунктов 91 и 95 Методических указаний N 1638/16, в соответствии с которыми на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора осуществляется индексация собственных расходов регионального оператора, включающих расходы на транспортирование ТКО, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО.
Таким образом, управлением произведена индексация собственных расходов регионального оператора, начиная со второго года действия соглашения - 2020 года.
Расходы на транспортирование ТКО на 2024 год, учитываемые в составе собственных расходов регионального оператора, определены управлением из условий 2023 года с учетом изменений индекса потребительских цен, объемов твердых коммунальных отходов в соответствии со статистической отчетностью, представленной предприятием.
При этом, вопреки выводу суда, при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора на 2024 год управление не использовало данные территориальной схемы в части определения объемов твердых коммунальных отходов.
Представитель административного ответчика управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Пак О.А, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи на базе Амурского областного суда, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации МищенкоЕ.Ю. находила апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено при настоящей явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании Закона об отходах производства и потребления, постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", которым утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).
В соответствии со статьей 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 1.1 положения об управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года N491, управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 190-пр/у от 20 декабря 2023 года установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2024 - 2028 гг. согласно приложениям NN 1 - 5 к приказу.
Названный приказ и приложения к нему опубликованы на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 декабря 2023 года и размещены на официальном сайте управления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка его опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Проверяя данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о несоответствии содержания приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 190-пр/у от 20 декабря 2023 года в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 1 сентября 2023 года региональными операторами ООО "Полигон" и ООО "Спецавтохозяйство" поданы заявления об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2024 - 2028 гг.
Управлением открыты дела по установлению предельных единых тарифов на 2024 - 2028 гг. на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Полигон" (кластер N 4) и ООО "Спецавтохозяйство" (кластер N 5).
Необходимая валовая выручка региональных операторов ООО "Полигон" и ООО "Спецавтохозяйство" на 2024 - 2028 гг. определена управлением методом индексации.
Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО в отношении ООО "Полигон" и ООО "Спецавтохозяйство" были установлены на долгосрочный период регулирования 2020 - 2023 гг.; первый год долгосрочного периода регулирования - 2020 год. Объем твердых коммунальных отходов, образующихся на территориях обслуживаемых региональными операторами по четвертому кластеру (ООО "Полигон") и пятому кластеру (ООО "Спецавтохозяйство") был определен управлением в соответствии с данными территориальной схемы, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 года N 630-ОД.
При корректировке тарифов на 2023 год управлением производилась корректировка НВВ региональных операторов ООО "Полигон", ООО "Спецавтохозяйство" с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, также управление руководствовалось территориальной схемой, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 11 ноября 2022 года N 541-ОД.
При этом таблица N 6 приложения N 6 территориальной схемы, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24 декабря 2019 года N 630-ОД, в части определения объемов образования твердых коммунальных отходов в отношении кластера четыре и кластера пять, признана недействующей решением Амурского областного суда от 5 июля 2023 года.
Решением Амурского областного суда от 24 июля 2023 года признаны недействующими положения территориальной схемы N 541-ОД: раздел N 5 в отношении мест накопления твердых коммунальных отходов по кластерам NN 4, 5, раздел N 8 в отношении массы образования твердых коммунальных отходов по кластерам NN 4, 5, приложение N 5 в отношении объема образования твердых коммунальных отходов по кластерам NN 4, 5, приложение N 10 в отношении схемы потоков твердых коммунальных отходов по кластерам NN 4, 5, приложение N 11 в отношении графического отображения движения отходов, от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещения отходов по кластерам NN 4, 5.
Решением Амурского областного суда от 2 февраля 2024 года признаны недействующими, в том числе приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года N 167-пр/y "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению c твердыми коммунальными отходами на 2020-2023 гг.", в редакции приказов N 163-пр/y от 18 декабря 2020 года "O внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов области от 18 декабря 2019 года 167-пр/y"; N 154-пр/y от 17 декабря 2021 года "O внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов области от 18 декабря 2019 года N 167-пр/y", в части определения тарифов на услуги региональных операторов по обращению c твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области по четвертому кластеру для потребителей ООО "Полигон", по пятому кластеру для потребителей ООО "Спецавтохозяйство".
Приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года N 122-пр/у "Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 год N 167-пр/у" в части установления на 2023 год предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Амурской области для ООО "Полигон" (прочие потребители) и ООО "Спецавтохозяйство" (прочие потребителей и население) также был признан недействующим (апелляционное определение судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2024 года).
Таким образом, орган регулирования при установлении методом индексации НВВ на 2024 - 2028 гг. взял для расчетов предельные единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Амурской области для потребителей ООО "Полигон" и ООО "Спецавтохозяйство" 2023 года, установленные нормативным правовым актом, который признан судом недействующим.
Установление вышеуказанных обстоятельств, учитывая положения статьи 16, части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являлось достаточным основанием для вывода об экономической необоснованности установленных на 2024 - 2028 гг. предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Полигон" и ООО "Спецавтохозяйство".
Довод апелляционной жалобы о том, что вопреки выводу суда, при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора на 2024 год управление не использовало данные территориальной схемы в части определения объемов твердых коммунальных отходов, основанием для отмены решения служить не может, поскольку при корректировке тарифов на 2023 год для потребителей ООО "Полигон" и ООО "Спецавтохозяйство" управление руководствовалось, в том числе территориальной схемой, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 11 ноября 2022 года N 541-ОД, что было установлено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2024 года.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Амурского областного суда имелись правовые основания для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим со дня принятия с учетом периода его действия и возложением на тарифный орган обязанности принять заменяющий акт, что соответствует положениям частей 2 и 4 статьи 215, части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского областного суда от 10 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Амурский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 8 ноября 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.