Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-83/2024 по административному исковому заявлению Байкальского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Осинского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 сентября 2018 года N 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области (с учетом внесенных изменений от 28 января 2022 года), по апелляционным жалобам министерства лесного комплекса Иркутской области, Федерального агентства лесного хозяйства на решение Иркутского областного суда от 08 июля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А, представителя Федерального агентства лесного хозяйства Сухих А.С, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения на апелляционные жалобы прокурора Попова А.Б, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) от 11 сентября 2018 года N 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" утвержден Лесохозяйственный регламент Осинского лесничества (далее также - Лесохозяйственный регламент).
Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственный регламент (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом Министерства от 28 января 2022 года N 91-7-мпр), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в: Обусинском участковом лесничестве: Обусинская дача, части кварталов: 4, 5, 12, 19, 20, 22, 23, 33-35, 37, 38, 49, 50, 53, 54, 65-67, 71-74, 84-87, 104; Технический участок N 9 (совхоз "Обусинский"), кварталы: 7, 19, 20; части кварталов: 6, 10-18, 25-30, 32, 33; Приморском участковом лесничестве: Технический участок N 6 (совхоз "Усть-Алтанский") кварталы 1-4, части кварталов: 6-9, 15, 18; Технический участок N 7 (совхоз "Бильчирский"), кварталы: 17, 29, части кварталов: 7, 33, 36, 39; Осинском участковом лесничестве: Технический участок N 2 (колхоз "Сибирь"), части кварталов: 5, 7; Бурят-Янгутском участковом лесничестве: Технический участок N 4 (колхоз "60 лет Октября"), части кварталов: 4-6; Технический участок N 5 (колхоз им.
Кирова), кварталы: 1, 3, 20; части кварталов: 2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 23-25, 30-34; Бурят-Янгутская дача, части кварталов: 34-44, 50-60, 63, 64, 68, указанных в главе N 1 пункта 2 таблицы N 5 "виды разрешенного использования лесов", главе N 2 таблицы N 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента"; возложить на Министерство исключить из главы N 1 пункта 2 таблицы N 5 "виды разрешенного использования лесов", главы N 2 таблицы N 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" Лесохозяйственного регламента (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года N 91-7-мпр) сведения о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в указанных участковых лесничеств.
Требования мотивированы тем, что из Лесохозяйственного регламента Осинского лесничества следует, что в лесных участках, отнесенных к категории защитных лесов, предусмотрено проведение выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, что противоречит лесному, водному законодательству Российской Федерации, поскольку в защитных лесах запрещена коммерческая заготовка древесины, разрешены рубки ухода, доказательств необходимости которых оспариваемый нормативный правовой акт не содержит, при утверждении Лесохозяйственного регламента не было учтено, что в нерестоохранных полосах запрещены рубки на расстоянии от 200 до 1000 метров от береговой полосы. При утверждении оспариваемого Лесохозяйственного регламента нарушено право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Иркутского областного суда от 08 июля 2024 года административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Министерством, Федеральным агентством лесного хозяйства поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства Багдасарян А.А, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемое решение суда является противоречивым, содержит взаимоисключающие доводы, а также выводы, противоречащие действующему законодательству. Считает, что судом необоснованно применен Федеральный закон от 01 мая 1999 года N94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Кроме того, полагает, что прокурором был избран неверный способ защиты права.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства Королева Д.П. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, основанным на ошибочном применении норм материального права, не подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, а также на неполном исследовании имеющихся в деле доказательств, не установлении фактов, имеющих значение для верного разрешения спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из положений части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 года N 909-пп, министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.
Оспариваемый нормативный правовой акт, с учетом внесенных в него изменений, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования, а также требований к форме нормативного правового акта и по этим основаниям не обжалуется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Лесохозяйственный регламент Осинского лесничества включены сведения о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, относящихся к защитным лесам, допускающих заготовку путем выборочных рубок на лесных участках защитных лесов расположенных в: Обусинском участковом лесничестве: Обусинская дача, части кварталов: 4, 5, 12, 19, 20, 22, 23, 33-35, 37, 38, 49, 50, 53, 54, 65-67, 71-74, 84-87, 104; Технический участок N 9 (совхоз "Обусинский"), кварталы: 7, 19, 20; части кварталов: 6, 10-18, 25-30, 32, 33; Приморском участковом лесничестве: Технический участок N 6 (совхоз "Усть-Алтайский") кварталы 1-4, части кварталов: 6-9, 15, 18; Технический участок N 7 (совхоз "Бильчирский"), кварталы: 17, 29, части кварталов: 7, 33, 36, 39; Осинском участковом лесничестве: Технический участок N 2 (колхоз "Сибирь"), части кварталов: 5, 7; Бурят-Янгутском участковом лесничестве: Технический участок N 4 (колхоз "60 лет Октября"), части кварталов: 4-6; Технический участок N 5 (колхоз им. Кирова), кварталы: 1, 3, 20; части кварталов: 2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 23-25, 30-34; Бурят-Янгутская дача, части кварталов: 34-44, 50-60, 63, 64, 68.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд пришел к выводу о том, что установленные в лесохозяйственном регламенте Осинского лесничества выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в ценных лесах - нерестоохранных полосах лесов, нарушают принципы лесного законодательства, а именно: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, при том рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится, осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемых ими защитных функций.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничеств, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, которые утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи, составляется на срок до десяти лет (части 1, 2 и 4, здесь и далее нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент рассмотрения настоящего административного дела).
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются в том числе виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 поименованного кодекса, а также расчетная лесосека (пункты 1, 2 части 5 указанной выше статьи).
Защитные леса являются одним из видов лесов, расположенных на землях лесного фонда (пункт 1 части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 12 упомянутого кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 25, части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что заготовка древесины является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Статья 29 названного кодекса, регламентируя вопросы заготовки древесины, устанавливает только один запрет - осуществлять ее в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 5), разрешает осуществлять этот вид использования в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими федеральными законами (часть 2), определяет, что в первую очередь предоставляются погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (часть 3).
В соответствии со статьей 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации, закрепляющей общий порядок рубок лесных насаждений, предусмотрено, что для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений, если иное не установлено указанным кодексом (пункт 1 части 2).
Согласно статье 23.5 Лесного кодекса Российской Федерации рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок; выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников (части 1 и 2).
В силу части 1 статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены этим кодексом, другими федеральными законами.
Законодатель допускает установление таких ограничений использования лесов, как запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов; запрет на проведение рубок; иные установленные упомянутым кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов (часть 2 названной выше статьи).
Из содержания приведенных норм следует, что заготовка древесины в виде выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые указаны Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Условия и ограничения освоения защитных лесов, осуществления в них определенных видов деятельности, в том числе осуществления заготовки древесины (рубок лесных насаждений), урегулированы главой 17 Лесного кодекса Российской Федерации, которая содержит норму о запрете осуществлять деятельность, несовместимую с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов, выделяя пять категорий; расположенные на особо охраняемых природных территориях; расположенные в водоохранных зонах; выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса (части 2 и 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).
В статьях 112-116 Лесного кодекса Российской Федерации запрещенные виды деятельности определены для каждой категории защитных лесов отдельно.
При этом абсолютный запрет заготовки древесины предусмотрен только в отношении орехово-промысловых зон ценных лесов (часть 4 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, осуществление в защитных лесах выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений не противоречит целевому назначению защитных лесов и выполняемым ими полезным функциям.
Судебная коллегия не может принять во внимание ссылку суда первой инстанции на Федеральный закон от 01 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", поскольку данный закон не содержит запрет на выборочную рубку спелых и перестойных лесных насаждений в границах зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории.
При таких обстоятельствах решение суда первой нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду нарушений норм материального права, с принятием по делу нового решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 08 июля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента Осинского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11сентября 2018 года N 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года N 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области"), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках Обусинском, Приморском, Осинском, Бурят-Янгутском участковых лесничеств, обязании устранить допущенные нарушения.
Сообщение о принятом апелляционном определении опубликовать в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Иркутский областной суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судьи
С.Н. Войтко
Ю.В. Роженцева
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 октября 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.